Рюмку, сэр?
Виски поборется с водкой и коньяком за право стать народным напитком
Заинтересованность отечественных компаний в производстве виски и снижение цены на этот напиток позволяют экспертам алкогольного рынка говорить о росте этого сегмента и даже о возможной конкуренции с водкой. Если позитивные тенденции в отрасли сохранятся, по прогнозам ЦИФРРА, виски сможет отнять до 20% доли рынка у премиальной водки. Правда, маркетологи и участники рынка обращают внимание на то, что целевые аудитории дешевого виски и дорогой водки не пересекаются. Скорее, виски будет конкурировать с коньяком.
Эксперты Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя (ЦИФРРА) видят большой потенциал рынка виски в России. "Мы все ближе подходим к точке, за которой более массовый, чем сегодня, потребитель будет выбирать между премиальной водкой, коньяком и виски. Сегодня это делает только "премиальный" потребитель", - прогнозирует руководитель ЦИФРРА Вадим Дробиз.
Недорогой виски появился в России еще до кризиса, например в сети METRO бутылка 0,5 л стоила всего 299 руб., но "дешевый" виски до сих пор все равно не стал массовым. Вадим Дробиз уверен, что популярность этого напитка возрастет в течение ближайших двух лет с дальнейшим его "удешевлением". Эксперт считает, что если в мировой рознице есть виски по цене $2 за 1 литр (в Канаде, например), то в России по $7 за 0,5 л он просто обязан появиться. "В течение года-полутора цена за отечественный виски опустится и до 250 руб. А в это время минимальная розничная цена на российский коньяк вырастет как раз до 250 руб. в 2012 году, - считает руководитель ЦИФРРА. - В конкуренции самого дешевого российского коньяка и самого дешевого виски, я думаю, выиграет виски". Такое развитие событий возможно даже с учетом роста ставки акциза, главное - было бы желание компаний-импортеров менять позиционирование виски - дополнить его очень дешевым сегментом. "Сегодня это уже не страшно и не повлияет негативно на имидж напитка в целом", - добавляет Вадим Дробиз.
Эксперт считает, что виски потеснит не только коньяк, но и водку. В 2012 году самый дешевый виски за 250 руб. будет равен по цене самой дешевой премиальной водке. "Если эти уровни соответствия напитков начнут смещаться, я вполне допускаю, что потребители сегмента водки за 150-180 руб. перейдут на виски за 250 руб.", - добавляет Вадим Дробиз. По мнению эксперта, виски может отнять долю очень небольшую в целом, но приличную в сегменте премиальной водки - ее у нас не более 2,5 млн дал. - 20%, и даже больше. "Водка в "премиуме" просто перестанет расти, а расти будут только виски и ром", - объясняет эксперт.
Российский виски по приемлемой цене - до 500 руб. за 0,7 л - можно будет приобрести уже в мае этого года. О запуске собственного бренда виски 7 Yards заявил калининградский винно-коньячный завод "Альянс-1892". Все этапы производства напитка (дистилляция, трехлетняя выдержка, блендирование) будут производиться в Шотландии, а в Калининграде будет только розлив в бутылки. В первый год планируется продать 30 тыс. дал виски. Главными конкурентами новому российскому виски на полках будут бренды Glen Clyde, Scottish Collie, Bells.
Аналитики рынка отмечают, что за "Альянсом" последуют и другие отечественные алкогольные компании, так как российский рынок виски демонстрирует впечатляющие темпы роста. По данным исследования логистического оператора ILS, импорт виски по итогам 2010 года достиг 1,91 млн дал, увеличившись по сравнению с 2009 годом на 42,8%. По данным ЦИФРРА, потребление виски выросло за 10 лет с 0,05 млн до 1,9 млн дал.
Исполнительный директор агентства маркетинговых коммуникаций IMAGENCY Наталья Бондарева сомневается, что дешевый виски потеснит премиальную водку. "Скорее всего, он будет конкурировать с водкой массового сегмента, - комментирует Наталья Бондарева. - Потребители премиальной водки вряд ли станут покупать дешевый виски только потому, что он стоит столько же, ведь водка и виски - продукты принципиально разные и по технологии производства, и по цене".
Александр Зорин, директор по маркетингу компании DP-Trade, специализирующейся на премиальном винном сегменте, считает, что потребитель даже не рассматривает виски как замену водке. "Большинство из тех, кто пьет водку, делают это с одной целью - опьянеть. Для таких потребителей важны цена и минимум последствий с утра. Я не верю, что для этой целевой категории виски составит конкуренцию, - объясняет Александр Зорин. - А вот производителям более дорогих марок виски появление более дешевого продукта повредит однозначно. Понятно, что основное потребление такого виски будет в коктейлях". Творческий директор брендингового агентства Depot WPF Алексей Фадеев соглашается, что целевая аудитория дешевого виски и водки "премиум" не совпадает.
"Те, кто потребляют водку за 250 руб., - это та же целевая аудитория с точки зрения дохода, что и у виски за 1000 руб. Есть же водка дешевле 250 руб., и ее очень много. Никто же не заставляет, кроме собственного "я", покупать такую дорогую водку, - объясняет Алексей Фадеев. - Исходя из этой же логики, не думаю, что потребители водки за 180 руб. - а это тоже очень дорого - перейдут на виски за 250 руб. Это слишком дешево".
Конечно, допустить можно все, и Алексей Фадеев говорит о том, что определенный шанс есть всегда, но не особенно большой. "Надо понимать, что Россия - исторически водочная страна. В мире водку пьют в десятке стран, из которых почти все, кроме США, это страны бывшего СССР, - рассказывает Алексей Фадеев. - И, скорее всего, ответ на этот вопрос лежит не в ценовой, а в исторически традиционной составляющей. Если прививать населению культуру потребления именно виски, то возможно все, но в существующей реалии это вряд ли возможно".
Следующий серьезный довод, который заставляет эксперта сомневаться в успешной конкуренции водки и виски в том, что водка - это гастрономический продукт, прекрасно сочетающийся с русской кухней, чего не скажешь о виски. "При этом нельзя не согласиться с тем, что возможность потеснить дешевый коньяк есть. И очень реальная, - считает Алексей Фадеев. - Виски по имиджу, скорее, молодежный напиток, а эта аудитория более космополитична и западно-ориентированна. Сам продукт по имиджу иностранный, к тому же прекрасно разбавляется колой".
Ольга Долгова
Финансовые известия