На пустом месте
Люксембургская бизнес-модель как история успеха, не связанного с ресурсной рентой, может быть интересна и российскому бизнесу.
У герцогства в центре Европы нет ничего, на чем, казалось бы, можно построить сколько-нибудь значимую и прочную экономическую систему. Население и то всего около 500 000 человек, из которых к тому же «чистые» люксембуржцы составляют чуть более 50%, а остальные – «понаехавшие», как говорят у нас, причем по преимуществу из Португалии. При подобных условиях судьба Люксембурга вполне могла бы выглядеть так: пестуя исторические традиции и атрибуты одной из немногочисленных оставшихся в мире конституционных монархий, стать туристическими задворками Европы, да и то в нагрузку к более интересным турам. Так что в известном смысле поиски и освоение собственной ниши в системе мирового распределения труда для герцогства сродни поискам суверенной идентичности.
В самом общем виде избранную нишу можно описать, позаимствовав у Интернета термин «хостинг». Приложив немало усилий, страна сумела стать привлекательной площадкой для бизнеса со всего мира и занять положение одного из европейских деловых центров. Причем и с точки зрения формально-представительской – здесь расположились офисы нескольких структур ЕС, и с точки зрения мировых финансов – по состоянию на апрель 2010 года, в Люксембурге работало 150 иностранных банков, и с точки зрения привлечения бизнеса – большого и малого – из других стран.
Минусы при этом постарались превратить в плюсы. Маленькая страна? Это прекрасно, потому что все находится едва ли не в шаговой доступности, управленческие и регулирующие структуры компактны, что ускоряет процесс принятия решений и оформления всех необходимых документов. К тому же в буквальном смысле все всех знают: если два впервые встретившихся жителя Люксембурга достаточно терпеливо поперебирают своих родственников и сослуживцев, они наверняка найдут общих знакомых. Герцогство со всех сторон зажато в центре континента? И это здорово, потому что, базируясь в Люксембурге, находишься в гуще событий и можешь использовать страну как ворота в Европу. Кроме того, такое центральное положение намного облегчает и до некоторой степени удешевляет логистику. Многоязычие? Да, в ходу четыре языка (люксембургский, французский, немецкий и английский), и это большой плюс, потому что непонятым остаться невозможно.
Впрочем, это все дополнительные бонусы. Чтобы герцогство смогло стать интересным бизнесу, его власти немало поработали над гибкостью и эффективностью законов и системы регулирования. В последние годы правительство Люксембурга прилагает все усилия, чтобы стимулировать развитие новых компаний и диверсифицировать экономику, большая часть которой сегодня связана с банковским сектором. Были приняты и принимаются законы, обеспечивающие приоритетное развитие именно тем отраслям, которые должны стать, и во многом уже стали, драйверами бизнес-роста в Люксембурге. Это – научные исследования, инновации, информационные технологии и работа с интеллектуальной собственностью. В этих бизнес-сегментах Люксембург накапливает знания и во многом уникальные компетенции, уже сегодня выделяющие герцогство среди других стран Европы и способствующие созданию новых бизнесов и добавленной стоимости. «Мы перестали быть европейской провинцией», – сказал один из моих люксембургских собеседников. Это вполне совпадает с мнением министра экономики страны Жанно Креке: «Конкурентоспособность экономики Люксембурга в значительной степени обеспечена компетенциями, трансграничным менталитетом, мобильностью и космополитичностью рабочей силы...»
Инновации люкс
Одним из важнейших решений в этой области в июне 2009 года стал закон, направленный на то, чтобы определить порядок финансовой поддержки инновационных предприятий. Инновациями занимаются и государственные ведомства, и в сотрудничестве с ними специально созданное агентство Luxinnovation. Оно консультирует компании и частные лица, у которых есть любые новые и оригинальные идеи для воплощения в Люксембурге, предоставляет информацию о состоянии целевого рынка в Люксембурге, помогает в поиске партнеров и инвесторов, поощряет создание частно-государственных партнерств ради реализации инновационных проектов. Перспективные технологии сгруппированы в кластеры – новые материалы, космос, информационные и коммуникационные технологии, здоровье и биотехнологии. В 2009 году сформирован кластер экологических разработок.
На помощь Luxinnovation может рассчитывать любой базирующийся в Люксембурге бизнес – хоть малый, хоть большой. На какую именно? Например, некрупной фирме способны профинансировать 45% бюджета экспериментальной стадии, до 70% расходов на промышленную разработку и до 100% – на фундаментальные исследования. А например, инновационным стартапам могут предоставить (правда, только один раз) до 1 млн евро.
Реализуется и модель бизнес-инкубаторов для высокотехнологичных стартапов. Во время поездки меня познакомили с одним молодым русским предпринимателем, который именно на базе такого технопарка создал в Люксембурге бизнес, воспользовавшись возможностями здешнего бизнес-инкубатора. Соотечественник по каким-то причинам оказался не так контактен и разговорчив, как представители его люксембургской альма-матер, которые были полны энтузиазма. Но факт остается фактом: россиянину Андрею Колищаку оказалось не так и сложно, а судя по его рассказу, и вовсе легко учредить фирму GentleSecurity Software SA не в России, а в Люксембурге. Получилось, кстати, удачно: коротко говоря, специализирующаяся на софте компания с русской идеей и люксембургской почвой нашла «окно уязвимости» в одной известной операционной системе и создала для нее «заплатку», которую и предложила разработчику ОС.
Нематериальные активы
Специалитет Люксембурга – охрана интеллектуальной собственности и патентная защита. Это еще один нематериальный актив, на который здесь делают ставку, считая одним из ключевых для экономики, основанной на знании. Высший смысл состоит не только и не столько в получении роялти (см. таблицу). Сверхзадача – привлечение всего самого перспективного в Люксембурге и извне и генерирование на этом базисе нового бизнеса.
Ради этого также была проведена колоссальная законодательная работа. В том, что касается патентов, то в закон от 1992 года изменения вносились в 1998-м, 2001-м, 2004-м, 2006-м, 2008-м и 2009-м, документ, регулирующий сегмент копирайта, принят в 2001 г., а законодательные акты, затрагивающие торговые марки и промышленный дизайн, совсем свежие – 2006 года. В результате получение патентов и вообще манипуляции с интеллектуальной собственностью стали легче (вплоть до того, что патентную заявку можно оформлять на одном из нескольких допустимых языков) и выгоднее. Например, до 80% доходов от интеллектуальной собственности, приобретенной или созданной после 31 декабря 2007 года, может быть выведено из налогооблагаемой базы. Другими словами, сформировано то, что можно назвать пространством безопасным и экономически благоприятным для интеллектуальной собственности. При этом патентная защита может распространяться на территорию Люксембурга, Европы и всего мира. Министерство экономики страны предоставляет эксклюзивное право на использование того или иного изобретения в течение 20 лет, хотя и с правом передачи лицензии третьим сторонам. По истечении 20 лет все права переходят государству.
Миры Артура Кларка
Отправляясь в Люксембург, я была уверена, что для демонстрации бизнес-успехов мне организуют посещение штаб-квартиры или предприятия мирового сталелитейного гиганта ArcelorMittal, который многие годы остается крупнейшим работодателем в герцогстве. Но Кароль Томперс, глава агентства Luxembourg For Business, призванного в тесном сотрудничестве с Министерством экономики продвигать Люксембург в мировом бизнес-сообществе, неожиданно привезла меня в Бецдорф, где расположен офис другого люксембургского «титана» – спутниковой системы Astra, входящей в группу SES.
Это ведущая система непосредственного спутникового вещания в Европе с группировкой в 15 спутников, и из Бецдорфа осуществляется всесторонний и постоянный (круглые сутки семь дней в неделю) контроль за ее функционированием. Astra предоставляет услуги более чем 125 млн домохозяйствам, осуществляющим прием со спутника или через кабельные сети, и передает более 2500 аналоговых и цифровых теле- и радиоканалов. SES Astra также предоставляет через спутники мультимедийные, телекоммуникационные и интернет-услуги предприятиям и органам власти. Имея более чем 120 каналов высокой четкости на ключевых орбитальных позициях, Astra является наиболее важной HDTV-платформой для ведущих европейских вещателей. 51% домовладений в Европе, то есть каждое второе, пользуется услугами Astra из крохотного Люксембурга. На конец 2009 года 57% домохозяйств получали сервис от Astra непосредственно через спутник и еще 68 млн – по кабельным сетям.
В планах компании – дальнейшая
экспансия на новые рынки (например, в Восточной Европе) и в новые технологии.
Антенные поля Astra выглядят настолько фантастически, что слова PR-представителя компании о том, что «истоки нашего бизнеса можно найти в романах Артура Кларка», воспринимаются без тени сомнения. Впрочем, во многом как фантастика выглядит и все то, что сумели в последние годы сделать в Люксембурге.
Крупнейшие компании-работодатели в Люксембурге (на 1 января 2010 г.) |
Компания |
Отрасль |
Штат (чел.) |
ArcelorMittal |
Металлургия |
6170 |
Cactus |
Ритейл |
3900 |
Dexia Bil |
Финансовое посредничество |
3830 |
Enterprise des P&T |
Телеком |
3560 |
CFL |
Железнодорожный транспорт |
3490 |
Luxembourg SA |
Производство резиновых изделий |
3190 |
Dussmann Luxembourg |
Клининг |
2670 |
BGL BNP Paribas |
Финансовое посредничество |
2520 |
Luxair SA |
Авиаперевозки |
2390 |
PricewaterhouseCoopers |
Бухгалтерия, аудит |
1910 |
Юлия Жеглова
Журнал "Компания"