Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

На пустом месте

Люксембургская бизнес-модель как история успеха, не связанного с ресурсной рентой, может быть интересна и российскому бизнесу.

У герцогства в центре Европы нет ничего, на чем, казалось бы, можно построить сколько-нибудь значимую и прочную экономическую систему. Население и то всего около 500 000 человек, из которых к тому же «чистые» люксембуржцы составляют чуть более 50%, а остальные – «понаехавшие», как говорят у нас, причем по преимуществу из Португалии. При подобных условиях судьба Люксембурга вполне могла бы выглядеть так: пестуя исторические традиции и атрибуты одной из немногочисленных оставшихся в мире конституционных монархий, стать туристическими задворками Европы, да и то в нагрузку к более интересным турам. Так что в известном смысле поиски и освоение собственной ниши в системе мирового распределения труда для герцогства сродни поискам суверенной идентичности.

В самом общем виде избранную нишу можно описать, позаимствовав у Интернета термин «хостинг». Приложив немало усилий, страна сумела стать привлекательной площадкой для бизнеса со всего мира и занять положение одного из европейских деловых центров. Причем и с точки зрения формально-представительской – здесь расположились офисы нескольких структур ЕС, и с точки зрения мировых финансов – по состоянию на апрель 2010 года, в Люксембурге работало 150 иностранных банков, и с точки зрения привлечения бизнеса – большого и малого – из других стран.

Минусы при этом постарались превратить в плюсы. Маленькая страна? Это прекрасно, потому что все находится едва ли не в шаговой доступности, управленческие и регулирующие структуры компактны, что ускоряет процесс принятия решений и оформления всех необходимых документов. К тому же в буквальном смысле все всех знают: если два впервые встретившихся жителя Люксембурга достаточно терпеливо поперебирают своих родственников и сослуживцев, они наверняка найдут общих знакомых. Герцогство со всех сторон зажато в центре континента? И это здорово, потому что, базируясь в Люксембурге, находишься в гуще событий и можешь использовать страну как ворота в Европу. Кроме того, такое центральное положение намного облегчает и до некоторой степени удешевляет логистику. Многоязычие? Да, в ходу четыре языка (люксембургский, французский, немецкий и английский), и это большой плюс, потому что непонятым остаться невозможно.

Впрочем, это все дополнительные бонусы. Чтобы герцогство смогло стать интересным бизнесу, его власти немало поработали над гибкостью и эффективностью законов и системы регулирования. В последние годы правительство Люксембурга прилагает все усилия, чтобы стимулировать развитие новых компаний и диверсифицировать экономику, большая часть которой сегодня связана с банковским сектором. Были приняты и принимаются законы, обеспечивающие приоритетное развитие именно тем отраслям, которые должны стать, и во многом уже стали, драйверами бизнес-роста в Люксембурге. Это – научные исследования, инновации, информационные технологии и работа с интеллектуальной собственностью. В этих бизнес-сегментах Люксембург накапливает знания и во многом уникальные компетенции, уже сегодня выделяющие герцогство среди других стран Европы и способствующие созданию новых бизнесов и добавленной стоимости. «Мы перестали быть европейской провинцией», – сказал один из моих люксембургских собеседников. Это вполне совпадает с мнением министра экономики страны Жанно Креке: «Конкурентоспособность экономики Люксембурга в значительной степени обеспечена компетенциями, трансграничным менталитетом, мобильностью и космополитичностью рабочей силы...»

Инновации люкс

Одним из важнейших решений в этой области в июне 2009 года стал закон, направленный на то, чтобы определить порядок финансовой поддержки инновационных предприятий. Инновациями занимаются и государственные ведомства, и в сотрудничестве с ними специально созданное агентство Luxinnovation. Оно консультирует компании и частные лица, у которых есть любые новые и оригинальные идеи для воплощения в Люксембурге, предоставляет информацию о состоянии целевого рынка в Люксембурге, помогает в поиске партнеров и инвесторов, поощряет создание частно-государственных партнерств ради реализации инновационных проектов. Перспективные технологии сгруппированы в кластеры – новые материалы, космос, информационные и коммуникационные технологии, здоровье и биотехнологии. В 2009 году сформирован кластер экологических разработок.

На помощь Luxinnovation может рассчитывать любой базирующийся в Люксембурге бизнес – хоть малый, хоть большой. На какую именно? Например, некрупной фирме способны профинансировать 45% бюджета экспериментальной стадии, до 70% расходов на промышленную разработку и до 100% – на фундаментальные исследования. А например, инновационным стартапам могут предоставить (правда, только один раз) до 1 млн евро.

Реализуется и модель бизнес-инкубаторов для высокотехнологичных стартапов. Во время поездки меня познакомили с одним молодым русским предпринимателем, который именно на базе такого технопарка создал в Люксембурге бизнес, воспользовавшись возможностями здешнего бизнес-инкубатора. Соотечественник по каким-то причинам оказался не так контактен и разговорчив, как представители его люксембургской альма-матер, которые были полны энтузиазма. Но факт остается фактом: россиянину Андрею Колищаку оказалось не так и сложно, а судя по его рассказу, и вовсе легко учредить фирму GentleSecurity Software SA не в России, а в Люксембурге. Получилось, кстати, удачно: коротко говоря, специализирующаяся на софте компания с русской идеей и люксембургской почвой нашла «окно уязвимости» в одной известной операционной системе и создала для нее «заплатку», которую и предложила разработчику ОС.

Нематериальные активы

Специалитет Люксембурга – охрана интеллектуальной собственности и патентная защита. Это еще один нематериальный актив, на который здесь делают ставку, считая одним из ключевых для экономики, основанной на знании. Высший смысл состоит не только и не столько в получении роялти (см. таблицу). Сверхзадача – привлечение всего самого перспективного в Люксембурге и извне и генерирование на этом базисе нового бизнеса.

Ради этого также была проведена колоссальная законодательная работа. В том, что касается патентов, то в закон от 1992 года изменения вносились в 1998-м, 2001-м, 2004-м, 2006-м, 2008-м и 2009-м, документ, регулирующий сегмент копирайта, принят в 2001 г., а законодательные акты, затрагивающие торговые марки и промышленный дизайн, совсем свежие – 2006 года. В результате получение патентов и вообще манипуляции с интеллектуальной собственностью стали легче (вплоть до того, что патентную заявку можно оформлять на одном из нескольких допустимых языков) и выгоднее. Например, до 80% доходов от интеллектуальной собственности, приобретенной или созданной после 31 декабря 2007 года, может быть выведено из налогооблагаемой базы. Другими словами, сформировано то, что можно назвать пространством безопасным и экономически благоприятным для интеллектуальной собственности. При этом патентная защита может распространяться на территорию Люксембурга, Европы и всего мира. Министерство экономики страны предоставляет эксклюзивное право на использование того или иного изобретения в течение 20 лет, хотя и с правом передачи лицензии третьим сторонам. По истечении 20 лет все права переходят государству.


Миры Артура Кларка

Отправляясь в Люксембург, я была уверена, что для демонстрации бизнес-успехов мне организуют посещение штаб-квартиры или предприятия мирового сталелитейного гиганта ArcelorMittal, который многие годы остается крупнейшим работодателем в герцогстве. Но Кароль Томперс, глава агентства Luxembourg For Business, призванного в тесном сотрудничестве с Министерством экономики продвигать Люксембург в мировом бизнес-сообществе, неожиданно привезла меня в Бецдорф, где расположен офис другого люксембургского «титана» – спутниковой системы Astra, входящей в группу SES.

Это ведущая система непосредственного спутникового вещания в Европе с группировкой в 15 спутников, и из Бецдорфа осуществляется всесторонний и постоянный (круглые сутки семь дней в неделю) контроль за ее функционированием. Astra предоставляет услуги более чем 125 млн домохозяйствам, осуществляющим прием со спутника или через кабельные сети, и передает более 2500 аналоговых и цифровых теле- и радиоканалов. SES Astra также предоставляет через спутники мультимедийные, телекоммуникационные и интернет-услуги предприятиям и органам власти. Имея более чем 120 каналов высокой четкости на ключевых орбитальных позициях, Astra является наиболее важной HDTV-платформой для ведущих европейских вещателей. 51% домовладений в Европе, то есть каждое второе, пользуется услугами Astra из крохотного Люксембурга. На конец 2009 года 57% домохозяйств получали сервис от Astra непосредственно через спутник и еще 68 млн – по кабельным сетям.

В планах компании – дальнейшая
экспансия на новые рынки (например, в Восточной Европе) и в новые технологии.

Антенные поля Astra выглядят настолько фантастически, что слова PR-представителя компании о том, что «истоки нашего бизнеса можно найти в романах Артура Кларка», воспринимаются без тени сомнения. Впрочем, во многом как фантастика выглядит и все то, что сумели в последние годы сделать в Люксембурге.

Крупнейшие компании-работодатели в Люксембурге (на 1 января 2010 г.)

Компания

Отрасль

Штат (чел.)

ArcelorMittal

Металлургия

6170

Cactus

Ритейл

3900

Dexia Bil

Финансовое посредничество

3830

Enterprise des P&T

Телеком

3560

CFL

Железнодорожный транспорт

3490

Luxembourg SA

Производство резиновых изделий

3190

Dussmann Luxembourg

Клининг

2670

BGL BNP Paribas

Финансовое посредничество

2520

Luxair SA

Авиаперевозки

2390

PricewaterhouseCoopers

Бухгалтерия, аудит

1910

Юлия Жеглова



Журнал "Компания"
25.03.2011



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Медиа RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Бизнес и Политика В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов