«Люди не смогут смотреть телевизор»
Советник президента НАТ Владимир Лившиц рассказал, к чему приведет переход на цифровое вещание
«Процесс «вымывания» старых телевизоров приведет к тому, что мы будем готовы к цифровому вещанию если не к 2015 году, то позже», – рассказал в интервью газете ВЗГЛЯД руководитель информационно-аналитического центра, советник президента НАТ Владимир Лившиц. По его словам, спешить с внедрением цифрового вещания не стоит.Скоро аналоговые телевизоры уйдут в прошлое. Минкомсвязи и Минпромторг намерены предложить законопроект, запрещающий производство в России и ввоз в страну телевизоров, не поддерживающих цифровое ТВ. Предполагается, что данный законопроект будет принят уже в конце этого года. Это решение связано с переходом на национальное цифровое вещание, которое должно придти на смену существующему аналоговому вещанию.
«Но директивный запрет аналогового вещания ни к чему не приведет. Это означает, что люди не смогут смотреть телевизор»
Внедрение цифрового вещания сейчас идет полным ходом – оно разворачивается в 22 субъектах страны, в том числе в Сибири и на Дальнем Востоке. К концу 2011 года «цифрой» могут быть охвачены 43 млн человек на территории 41 субъекта. Наряду с «цифрой» осуществляется и аналоговое вещание, поскольку многие семьи пользуются аналоговыми телевизорами, которые не могут принимать цифровой сигнал. Как уверяют чиновники, аналоговое вещание прекратится полностью тогда, когда 95% российских семей будут оснащены цифровыми телевизорами или специальными приемниками. Однако население, как показывает практика, неохотно переходит на «цифру».С другой стороны, среди каналов сейчас идет борьба за вхождение в пакет каналов (мультиплекс цифрового телевиденья), которые будут транслироваться для населения. Первый мультиплекс уже сформирован, и он включает следующие телеканалы: «Культура», «Спорт», Первый канал, «Петербург – Пятый канал», Российский информационный канал (РИК), «Российское телевидение», телекомпания НТВ и детско-юношеский телевизионный канал «Карусель».
Пакет каналов второго мультиплекса до сих пор не сформирован. Лишь в сентябре этого года Национальная ассоциация телерадиовещателей (НАТ) завершила сбор предварительных заявок от телеканалов, желающих попасть во второй мультиплекс цифрового телевидения. На девять слотов мультиплекса претендуют 17 вещателей. Третий пакет будет сформирован ближе к 2015 году, в результате населению будет доступно около 23 каналов.
О том, столько стоит подключение к цифровому вещанию для телеканалов, а также о том, насколько россияне готовы к цифровому подключению, в интервью газете ВЗГЛЯД рассказал руководитель информационно-аналитического центра, советник президента НАТ Владимир Лившиц.
ВЗГЛЯД: Сейчас телеканалы борются за то, чтобы они были подключены к цифровому телевещанию. Во сколько обходится подключение для них?
В. Л.: Эта цифра обсуждалась неоднократно. От одного совещания к другому эти цифры варьируются. Называлась сумма в 750 млн рублей в год за распространение одного канала в мультиплексе на всю территорию России. Но если канал будет использовать сетевое партнерство и возможности региональных компаний, то это будет другая сумма, несколько ниже.
ВЗГЛЯД: А что касается региональных компаний?
В. Л.: Региональные компании будут оплачивать распространение сигнала на территории субъекта Федерации. Причем цифровое вещание будет дешевле аналогового, чуть ли не в два раза дешевле.
ВЗГЛЯД: Насколько региональные компании готовы к «цифре»?
В. Л.: Региональные компании должны соответствовать тем признакам, которые НАТ определила для характеристики регионального канала: самостоятельное программирование, определенный объем каналов собственного производства, наличие тематической направленности канала, чтобы это было интересно аудитории. Ну и финансовые возможности для оплаты услуг связи.
Самая главная проблема региональных каналов – это наличие определенных объемов собственного вещания. Большинство региональных каналов имеют от часа до четырех часов собственного вещания. С таким объемом они в мультиплекс не попадут. Им надо будет либо наращивать собственное производство, либо вступать в систему синдикации и получать программы из объединенного банка видеоконтента, который мы сейчас проектируем. Это некий банк видеообмена.
ВЗГЛЯД: Сколько каналов не готово отвечать вашим требованиям?
В. Л.: Только 50 региональных телеканалов в 32 субъектах Федерации имеют собственное, самостоятельное программирование и объемы производства до 24 часов в сутки.
ВЗГЛЯД: А сколько всего телеканалов по России?
В. Л.: А всего до двух тысяч телеканалов и телерадиокомпаний. Ведь есть огромное количество локальных или муниципальных компаний, которые транслируются только на территории одного города.
ВЗГЛЯД: Из двух тысяч компаний требованиям цифрового вещания соответствуют только 50 компаний?
В. Л.: Да, но это не значит, что они все будут стремиться попасть в мультиплексы цифрового вещания.
ВЗГЛЯД: А что будет с ними после того, как аналоговое вещание прекратится?
В. Л.: Это ответ на вопрос, есть ли жизнь за пределами цифровых мультиплексов. Да, она есть. Это спутниковое, кабельное, интернет-вещание, вещание через широкополосный доступ. Количество вариантов велико.
ВЗГЛЯД: Хорошо, но сами потребители не готовы пока к приему цифрового сигнала?
В. Л.: Правительство хочет прекратить производство и ввоз аналоговых телевизоров. Этот процесс «вымывания» старых телевизоров приведет к тому, что мы будем готовы цифровому вещанию если не к 2015 году, то позже.
Но директивный запрет аналогового вещания ни к чему не приведет. Это означает, что люди не смогут смотреть телевизор. Поэтому это все будет происходить плавно – по мере насыщения цифровыми телевизорами и приставками. Необходим мониторинг готовности регионов.
ВЗГЛЯД: А что, его разве никто не проводит?
В. Л.: Пока нет.
ВЗГЛЯД: Если честно, не совсем понятно, как можно тратить большие государственные средства на внедрение цифрового телевидения без проведения необходимых исследований...
В. Л.: Непонятны две вещи. Во-первых, почему мы не проводим мониторинг готовности регионов, а он должен учитывать три обстоятельства: готовность сетей, вещателей и самих телезрителей. Во-вторых, нам также не очень понятно, почему в полном объеме не развивается информационно-разъяснительная кампания, средства на которую предусмотрены бюджетом федеральной целевой программы.
ВЗГЛЯД: А как же тогда быть?
В. Л.: Необходимо как раз государственно-частное партнерство, которое позволит решить эту проблему.
ВЗГЛЯД: Сколько стоит приставка? Пусть самая простая, скажем, для бабушки...
В. Л.: Цифры называются – 1,5–2 тыс. рублей. Все зависит от функционала и страны производителя.
ВЗГЛЯД: То есть такую приставку можно купить сейчас в любом магазине бытовой техники?
В. Л.: Да, безусловно, в любом.
ВЗГЛЯД: А как идут продажи? Ведь люди же не знают, что есть цифровое телевидение, что аналоговое вещание рано или поздно прекратится.
В. Л.: Ну мы тут опять возвращаемся к теме, почему не проводятся информационно-разъяснительные мероприятия.
Полина Спелова
Взгляд