Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Клик победы

Многие влиятельные люди пытаются выбиться и в звезды рунета. Но часто это лишь попытка догнать ушедший поезд. В on-line-пространстве давно уже определились свои лидеры и даже общее понимание, как ими стать. "Огонек" лишь сделал попытку перенести эти имена и рецепты на бумагу

Если завтра рунет отделится от России, президентом там выберут Навального, министром культуры назначат Экслера либо Гельмана, а фоторепортаж обо всем этом обеспечат Варламов и Норвежский Лесной.

Впрочем, что это я глупости пишу — "если"? Рунет и так живет отдельно от России. Там читают ЖЖ "своего" Марата Гельмана, там твиттер "своего" пЕРзидента посылает твиттеру "чужого" пРЕзидента издевательское: "Дмитрий Анатольевич, даже если человек, из-за которого стоят скорые помощи, не вы, у меня для вас плохие новости".

Велико ли население рунета? Одних блогеров — 40 млн.

В каких отношениях рунет с Россией? Холодной войны: то есть непрерывной атаки рунета и ледяного молчания в ответ.

Россия со всеми своими федеральными вертикалями делает вид, что блоги и социальные сети — удел лузеров, графоманов, дурачков, которым делать нечего, как, надув щеки, выстукивать по "клаве": "Вот, решил завести ЖЖ. Пока не знаю, что написать. Всем превед!"

А рунет потешается над Россией, где существует телевидение, рассчитанное на мозги хомячков, которым все равно не покажут обошедший рунет клип, где кремлевский кортеж мчится по пустому Кутузовскому, а несколько скорых, включая реанимобиль, дожидаются, пока им разрешат тронуться с места. Собственно, на этот клип пЕРзидент и намекал.

И хотя Россия реальная делает вид, что России виртуальной нет, она все чаще импортирует у рунета новости, документы, фотографии, скандалы и разоблачения, потому что рунет по своим каналам мгновенно передает информацию от своих добровольных репортеров, обозревателей, аналитиков, удивительным образом воплощая ленинскую идею о массовом корреспонденте. Например, Николай Данилов, известный как Норвежский Лесной, просто выкладывает в своем ЖЖ день за днем снимки, образующие мозаику жизни, и благодаря этой честной работе он популярен, как вне Сети Картье-Брессон, Генде-Роте и Свищов-Паола. (Один из последних снимков Лесного — городская улочка, на стене граффити "Россия для русских!", только "для русских" зачеркнуто и написано: "для людей".) А недавно в первые ряды фотографов рунета стремительно — за пару месяцев — ворвался совершенный мальчишка Илья Варламов. Он сделал репортажи о лесных пожарах и погромах на Манежной, а в перерыве — репортаж из кабинета Владислава Суркова, обильно унавоженного номенклатурными кунштюками вроде "вертушек" АТС-1 и АТС-2. (Как попал Варламов к Суркову? Спросите Суркова: власть любит порой играть с талантами в поддавки, рассчитывая в будущем на взаимность.) В реальной России, на федеральных телеканалах, такой репортаж разве возможен?

Рунет наступает не только потому, что выигрывает в оперативности: первые сообщения о взрыве в Домодедове (вместе с видеороликами) оказались в твиттере через пару минут: их передали прямо из аэропорта. А телевидение несколько часов молчало, поскольку вместо новостей привыкло заниматься пропагандой, а пропаганда — это не когда ты делаешь новости, а когда тебе говорят, что и как делать.

Рунет наступает не только потому, что в нем нет цензуры, начальства, репрессивного аппарата, а также необходимости под шапкой "Единой России" обслуживать частные интересы людей, уверяющих, что они и есть государство.

Но и потому, что качество тамошних героев и кумиров — иного свойства, чем вне интернета.

Что такое кумир и герой в реальной жизни? Бизнес-продукт, созданный путем маркетинга, то есть упаковки и раскрутки. Перестаньте оплачивать рекламу — все, умер кумир. Начните — и снова курилка жив. Деньгами смерть поправ.

Но мы еще не осознали, что каждой эпохе не просто соответствует своя информационная среда, но и что технические параметры этой среды отбирают, выщелачивают идеологию эпохи из нескольких возможных.

Расцвет консюмеризма стал возможен, я убежден, благодаря свойствам ТВ, которое доносит картинку до миллионов, но исключает обратную связь, благодаря чему изображением легко манипулировать. Телевидение идеально для рекламы: все ярко, понятно, эмоционально — и никаких в ответ контраргументов. Телеэкран крив по своей физике, я даже не про умысел посаженных управлять экраном людей. И, кстати, прямые эфиры, предоставление слова оппонентам, опросы и голосования во время эфиров — это инструменты не либерализма, а исправления врожденной телевизионной кривизны. Телевизор — главный идеолог общества потребления, ему по природе свойственно информацию превращать в продукт: сиди, лопай и не возражай, потому что каким образом, спрашивается, твое возражение услышат другие?

Интернет-среда — физически другая. Сила рунета не в оперативности, не в мультимедийности, не в широте охвата, а в мгновенной и доступной обратной связи. Социальные сети так популярны не потому, что дают возможность рассказать о съеденном завтраке и любимом коте. А потому что подразумевают ответ, общение, спор, выстраиваясь по силовым нитям общественного интереса. Герои, кумиры, любимцы и баловни интернета — это люди, прошедшие публичную проверку на вшивость. То есть подтвердившие как минимум две вещи: 1) что действуют ради идеалов и идей, а не меркантильного интереса; 2) что готовы к публичной критике этих идей и, кстати, своего поведения.

Если вы заглянете на сайт к Алексу Экслеру (7 млн просмотров за месяц), то обнаружите там тьму обзоров электронных устройств, которые присылают Экслеру их продавцы и производители, но не найдете ни одного обзора (хвалебного или разгромного), который бы Экслер писал по заказу, кривя душой. Экслер — наш общерунетовский ОТК, по отношению к которому стать ОТК может каждый: для создания аккаунта в твиттере или ЖЖ денег не нужно.

Еще раз подчеркну: все думали, что интернет — это гаджет, игрушка, благодаря которой можно делать то, что раньше делалось посредством книг, прессы, радио и ТВ, только веселей и прикольней. А оказалось, что интернет — это обмен информацией во всех направлениях и что это коллективный рентген для информации. Потому что среди миллионов пользователей легко находится тот, кому есть что сказать и кто щелчком мыши уничтожает вруна. Причем уничтожить уничтожителя невозможно: поисковые системы сканируют интернет-пространство, запоминая все. "Вечная память" — это про интернет.

Попытки игнорировать свойства среды обречены. Пару лет назад ЖЖ завел Виктор Алкснис — тот самый, депутат и "красный полковник". Не знаю, что он при этом думал, может, всерьез полагал, что статус депутата и в интернете дает неприкосновенность. В блог же ему мгновенно накидали горяченьких комментариев. Алкснис в ответ грохнул кулаком и заявил, что подаст на хулителей в суд — жест до предела непристойный, ибо в рунете судят и рядят только словами. В итоге Алкснис из героя превратился в политический анекдот.

Пример посвежей — глава фонда "Федерация" Владимир Киселев, который, оправдываясь после скандала с якобы благотворительным концертом, завел ЖЖ, наивно рассчитывая, что слова его не рассмотрят под лупой. Рассмотрели под микроскопом: выяснили, например, что концерт с Путиным и Микки Рурком прошел за три недели до официальной регистрации фонда. Что хотя на детишек денег так и не собрали, но фуршет с икрой и шампанским провели. И что Киселев врет, утверждая, что на банкете не был — стертые было фотографии как раз и выудили из памяти поисковиков. И что врун — минимальный эпитет, которым Киселева можно наградить, а вруны в Сети в героях не держатся.

И разоблачитель коррупции Навальный, хочет он или не хочет (надеюсь, хочет), должен принимать вызовы на публичные дискуссии.

Интернет — это тысячекратно усиливаемая глотка, но и, в качестве противовеса, миллионы глаз.

У Димы Быкова есть такое стихотворение: "А мне никогда ничего не прощали. Ни юноша бледный, покрытый прыщами, ни старец в алмазном венце седины, никто не давал мне платить в полцены. В расчет принималась любая ошибка, от запаха пота до запаха "Шипра", от крупных обид до таких мелочей, которых бы взгляд не заметил ничей". Это — про жизнь в интернете.

Собираетесь совершить в интернете подвиг? Будьте готовы и к чистке с песочком, и к промыванию косточек с мылом: может, поэтому Быков ЖЖ и не ведет, ограничиваясь романом "ЖД". Зато в отношении тех, кто прошел песок, мыло и электронные трубы, можно сказать следующее: ими руководят идеи, а не материальные интересы; они слушают всех, но и подотчетны всем; и все равны, и всеми движет справедливость.

Кажется, за это и шли на баррикады в 1991-м.

Дмитрий Губин

Ярмо тщеславия

Самая большая тайна — как работают счетчики, определяющие властителей дум в интернете

Чем больше читателей придет на ту или иную страничку, тем больше вес у блогера. И вот он уже знаменит. С новостными лентами тоже вроде бы просто — при запросах поисковые сайты сначала выдают наиболее посещаемые ресурсы, за ними — все прочие.

Но как оценивать посещаемость (не говоря уж о таком эфемерном критерии, как "авторитетность")?

— Алгоритм оценки важности ресурса при поиске мы никогда и никому не раскрываем,— заявил в интервью "Огоньку" Борис Хвостиченко, менеджер по продуктам компании Google Russia.— Причем это мы делаем в интересах пользователей, потому что иначе нашим счетчиком можно будет манипулировать. И плохие сайты полезут наверх. Могу лишь сказать, что первоначальная концепция алгоритма, который был назван PageRank, основывалась на оценке количества ссылок на тот или иной ресурс. Это как в научной среде: если на какую-то статью ссылается много людей, то, наверное, это хорошая статья. Но у нас было еще одно дополнение: создатели PageRank решили еще и взвесить важность ресурса, который на вас ссылается. Опять же если проводить аналогии с научным миром, то если на меня ссылается Жорес Алферов, это очень круто. Если на меня ссылается какой-нибудь студент, это не столь важно.

— Но как оценивается важность этого ресурса?

— Составляется огромная система уравнений, где важность каждого ресурса — это его неизвестная часть. Сначала робот Google обходит сайты и собирает информацию. А потом второй робот вычисляет несколько тысяч параметров для каждого сайта. К примеру, один из самых важных показателей — это оригинальный контент, то есть не скопированный, а собственноручно созданный материал. Кроме того, важна скорость загрузки ресурса. Если ресурс загружается быстро, то по сравнению с аналогичным ресурсом, который загружается медленнее, первый будет показываться выше.

— Можно ли добиться того, чтобы определенный сайт или блог выводился в первой строке поисковой системы? Существуют ли какие-то нелегальные приемы?

— К примеру, вы можете покупать ссылки на других сайтах. Кроме того, сайт должен быстро работать. Но вряд ли вам это сильно поможет без ежедневного обновления и оригинального контента. Вообще, любые манипуляции возможны лишь до определенного предела. И, если вам обещают вывести ваш сайт по какому-то ключевому слову на первые строчки при поиске, не верьте этому. Это очень сложно сделать. К тому же велика вероятность того, что через несколько дней он исчезнет из поиска.

Последнее время эксперты говорят о появлении новой эпохи Like-маркетинга, когда каждое событие пользователями Сети оценивается по числу положительных кликов. Набери их побольше, и ты уже звезда.

— Кнопка Like — это новая форма социального участия,— считает директор интернет-агентства Smetana Андрей Бузина.— Случились неприятные события, например теракт в Домодедове, люди нажимали "Мне нравится" не потому, что им это нравится, а потому что они хотели выразить свое соучастие и сделать новость значимой для телеканалов. И сегодня есть социальный заказ на такие темы, где можно поучаствовать: в топы просмотров поднимаются социальные ролики, социальные темы, темы, которые волнуют пользователей.

Однако Like-маркетинг породил и обратный эффект, который описал Виктор Пелевин: "Когда человека долго кормят рекламой, экспертизой и событиями дня, у него возникает желание самому побыть брендом, экспертом и новостью. Вот для этого и существуют отхожие места духа, то есть интернет-блоги".

В итоге миллионы пользователей сегодня переполнили Сеть своими творениями, которые в погоне за заветным Like-рейтингом переходят все возможные границы и пределы. Самый последний пример: песня Friday 13-летней американской "поп-певицы" Ребекки Блэк, которую все критики единодушно назвали "худшей песней в истории", стала хитом на YouTube, набрав за март 28 млн просмотров. За Ребекку голосовали все подростки — им просто понравилась идея, что их сверстница "сделает" всех этих взрослых.

В отечественном интернете аналогом Ребекки Блэк является 16-летняя школьница из Рязани Дарья Сускина. Звездная карьера Даши началась в 2008 году, когда она выложила в Сеть первый любительский ролик "Выборы", моментально ставший лидером просмотров,- так плохо в рунете не пел еще никто. Но Сускина стойко переносила все насмешки, а сейчас выпускает третий альбом.

Другие пользователи, вдохновленные мультиком Павла Мунтяна Mr. Freeman (завоевавший в 2010 году Гран-при на международном конкурсе блогов The Best of Blogs), выкладывают в Сеть свои опыты в анимации (благо, технологии создания мультфильмов сегодня доступны и ребенку), смотреть которые может только самый подготовленный зритель.

— На телевидении делать халтуру дороговато,— говорит вице-президент Гильдии издателей периодической печати Василий Гатов.— Интернет же практически полностью позволяет выступать во всех качествах в одиночку, что приводит к общему снижению ценностных критериев. Тем не менее я бы не стал говорить о том, что массовость аудитории приводит к разгулу пошлости и убожества. Рано или поздно, но аудитория интернета вырастет и начнет требовать более качественных продуктов.

Впрочем, и поведение современных пользователей Сети иногда дает повод для гордости. Как это, например, случилось с "Чумазиком" — персонажем сюжета, снятого курской телекомпанией "Такт" для новостей, в котором рассказывается о забастовке рабочих свеклоприемного пункта. В течение видеоролика на заднем плане появляется странного вида шатающийся человек с очень грязным лицом и со всеми признаками сильного алкогольного опьянения. Сюжет сразу же вошел в лидеры просмотров, а лицо человека, которого все окрестили "Чумазиком", моментально разошлось в тысячах коллажей и открытках, которые офисные менеджеры так любят пересылать друг другу в рабочее время. А потом выяснилось, что "Чумазик" с детства был болен церебральным параличом, у него нарушена координация движений и он практически не может говорить, а лицо его было испачкано из-за того, что он из-за своего недуга часто падает на землю. Устыдившиеся блогеры объявили в интернете анонимный сбор денег в помощь Юрию и передали матери несколько сотен тысяч рублей. На этот раз слава никому была не нужна.

Владимир Тихомиров, Анастасия Шпилько



Огонек
31.03.2011



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Медиа RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Реклама и Маркетинг В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов