Скандал вокруг L'Oreal дурно пахнет
Прокуратура Парижа изучает иски против экс-топов L'Oreal. Им вменяют уклонение от налогов и контакты с «русской мафией». Эксперты считают, что бизнес компании в России пострадает, а бывших менеджеров может ждать судьба владельца «Арбат Престижа»
Косметический гигант L'Oreal оказался в центре скандала. Как сообщило французское издание 20 minutes, прокуратура Парижа изучает иски против экс-руководителей французской косметической компании L'Oreal, которых бывшие деловые партнеры обвиняют в коррупции и создании схем «серых поставок» продукции на рынки России, Украины и Белоруссии, а также в сомнительных сделках с российской сетью «Арбат Престиж».
L'Oreal — французская компания, основанная в 1909 году, является лидером мирового рынка парфюмерии и косметики. Крупные пакеты акций принадлежат Лилиан Беттанкур, дочери основателя концерна Эжена Шулера (31%) и компании Nestle (29,8%). Генеральный директор — Жан-Поль Агон. В России компания присутствует с 1990 года, а в сентябре 2010 года L’Oreal открыла фабрику в технопарке Ворсино (Калужская область). Предприятие стоимостью 26 млн евро и со штатом 300 человек специализируется на производстве шампуней и других средств по уходу за волосами. L’Oreal производит продукцию под брендами L’Oreal Paris, Garnier, Maybelline New York, Cacharel. Выручка компании в 2010 году составила 19,5 млрд евро, прибыль — 1,79 млрд евро.
Три иска были поданы еще в прошлую пятницу. Первый из них —против бывшего генерального директора L'Oreal Линдсея Оуэн-Джонса, который покинул свой пост три недели назад. В иске бывшие партнеры обвиняют Оуэн-Джонса в «злоупотреблении доверием, злоупотреблении корпоративными активами, коррупции и отмывании денег».
Руководитель косметического гиганта L'Oreal Линдсей Оуэн-Джонс оставил свой пост 17 марта 2011 года, в день своего 65-летия. Он занимал пост президента-директора группы L'Oreal с 1988 года. По данным за 2003 год Оуэн Джонс был самым высокооплачиваемым топ-менеджером во Франции с зарплатой 6,57 миллиона евро. После ухода с должностив марте OJ, как зовут в приближенных кругах Оуэна-Джонса, сохранил за собой пост почетного председателя и члена административного совета компании.
Кроме того, по информации издания, Линдсей Оуэн-Джонс подозревается в создании в конце 1990-х годов параллельного рынка «серой продукции» компании L'Oreal в России, на Украине и в Белоруссии. «Большое количество этих компаний были предназначены для того, чтобы скрыть факт уклонения от налогов, — цитирует издание текст иска, — и в особенности для личного обогащения».
По данным французского издания, одним из истцов стал словенец Янез Меркун, который заключил с L'Oreal контракт на поставку эксклюзивной косметической продукции в России.
Иски с обвинениями в коррупции и «серых схемах» поданы и в отношении двух бывших представителей руководства компании — Жиля Вея и Жерара Гийо-Жанена.
В иске также идет речь о сделке компании L'Oreal с российской компанией ООО «Арбат Престиж», которая, пишет 20 minutes, была связана с русской мафией.
Линдсей Оуэн-Джонс может повторить судьбу Могилевича
Напомним, 23 января 2008 года были арестованы владелец сети «Арбат Престиж» Владимир Некрасов по подозрению в уклонении от уплаты налогов и Сергей Шнайдер (впоследствии выяснилось, что под этим именем в деле фигурирует объявленный в международный розыск Семен Могилевич), который, как считает следствие, разработал для Некрасова схемы ухода от налогов. 30 января следствие предъявило Некрасову и Шнайдеру обвинение в уклонении от уплаты налогов на сумму 49,5 млн рублей.
В августе 2009 года головная компания холдинга ООО «Арбат Престиж» подала заявление о своей несостоятельности. Суд ввел в ней наблюдение в ноябре 2009 года. Как сообщалось ранее, общая задолженность компании по денежным обязательствам составляет 2,628 млрд рублей, в том числе перед кредиторами — 1,592 млрд рублей, перед Номос-банком и Сбербанком по договорам поручительства — 1,036 млрд рублей.
Арбитражный суд Москвы в октябре 2010 года признал банкротом дочернюю компанию «Арбат Престижа», занимавшуюся управлением недвижимостью. В компании на шесть месяцев введено конкурсное производство. Процедура банкротства компании началась по заявлению Федеральной налоговой службы.
«Коммерсантов из Франции может постичь участь Могилевича, если будет доказан факт уклонения от уплаты таможенных платежей, — считает Дмитрий Липатов, партнер юридической компании «Налоговик». — Скорее всего, речь в исках идет о внешнеэкономических сделках по поставкам товара в страны СНГ. Создание организаций-посредников в странах СНГ могло как раз послужить инструментом, позволяющим уйти им от налогов, подобно использованию оффшоров».
Липатов указывает, что в соответствии с французским налоговым законодательством можно привлекать к ответственности лиц, которые уклонялись от уплаты налогов за рубежом.
По словам истца, сумма ущерба может составлять 34 млн евро, отмечает французское издание.
«В качестве наказания предусматриваются не только стандартные санкции в виде штрафов или лишения свободы, но и запреты на занятие коммерческой деятельностью в любых формах (т.н. «право на прибыль»), конфискация имущества, запрет на государственную и коммерческую службу и прочее», — комментирует BFM.ru Дмитрий Липатов.
Он полагает, что дело обещает быть очень сложным. «Ведь для этого нужно будет провести налоговые проверки российских компаний, а это невозможно как фактически, так и юридически: у органов власти Франции в отношении российских налогоплательщиков нет соответствующих полномочий. Однако не исключено, что их прокуроры могут запросить у наших материалы в отношении деятельности ООО «Арбат-Престиж», и наши правоохранительные органы могут помочь французским коллегам на основании Конвенции «О правовой помощи по уголовным делам» от 1959 года. Во Франции сейчас действует Общий кодекс о налогах от 1950 года, который более сложно и точно регламентирует налогообложение. Не исключено, что по закону Франции то, что совершено в России, будет оцениваться несколько иначе», — поясняет юрист.
Тем не менее, он считает разбирательство полезным: «Учитывая сложность уголовного преследования с использованием российских материалов, процесс будет слишком длительным, даже если прокуроры чего-либо добьются. Но бренд L'Oreal зато сможет очиститься от пятен на репутации, которые были созданы незаконными таможенными схемами поставок продукции на рынки стран СНГ».
Александр Мурзов, консультант компании Pynes & Moerner, уверен, что скандал нанесет ущерб имиджу L’Oreal. «Трудно оценить, насколько серьезными будут последствия от негативного PR, но он обязательно будет. Для сытого Запада любой намек на связь с русской мафией — это всегда неприятный сигнал».
Исполнительный директор Ассоциаций компаний розничной торговли Илья Белоновский, напротив, считает, что в России этот скандал пройдет незамеченным. «Вряд ли эта история отразится на бизнесе компании в России. Это мощный бренд, пользующийся лояльностью россиян. Так что скандал во Франции не повлияет на покупательский трафик», — уверен эксперт.
·
Ирина Коростелева
BFM.RU