Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Маятник пошел вверх

Итоги производства и продаж коммерческих автомобилей в России в 2010 году вселяют определенный оптимизм. Похоже, маятник экономической активности прошел низшую точку и опять пошел вверх. По оценкам "АСМ-Холдинга", в прошлом году в РФ было выпущено 151,91 тыс. грузовых автомобилей — на 64,8% больше, чем в 2009-м

Оптимисты

Объем производства грузовиков иностранных марок, сборка которых организована на территории РФ, фактически удвоился и составил 14 175 автомобилей. При этом их доля в структуре российского рынка грузовиков выросла в 2010 году до 6,8% против 6,1% в 2009-м.

Что касается продаж, то в прошлом году не территории РФ было реализовано 208,48 тыс. грузовиков, что соответствует приросту в годовом исчислении на 78,1%. Причем рост продаж имел место во всех сегментах рынка, кроме подержанного импорта. Его доля в силу высоких таможенных пошлин сокращается уже несколько лет кряду и в 2010-м упала еще на 28,2% — до 11,76 тыс. Соответственно, рыночная доля подержанного импорта сузилась с 14% до 5,6%. Не стоит, правда, забывать, что при столь высоком темпе восстановления рынка сегмент грузовых автомобилей продолжает испытывать и самое значительное падение продаж (-51,5%) по сравнению с итогом докризисного 2008 года, когда было продано 430,33 тыс. грузовиков.

Крупнейшим отечественным игроком на рынке коммерческих автомобилей по объему выпуска остается Горьковский автозавод, удерживающий лидерство в производстве мало- и среднетоннажных грузовиков. В 2010-м ГАЗ выпустил 12 028 среднетоннажных грузовиков — на 82,2% больше, чем в 2009-м. На долю малотоннажников, представленных автомобилями семейств "Газель" и "Соболь", пришлось 58 255 единиц — плюс 77,2%. Самым массовым российским грузовиком остается бортовой ГАЗ-3302 "Газель", растиражированный в 2010 году в 43 603 экземплярах, что на 86% больше, чем было выпущено в 2009-м.

Помимо общих факторов восстановления рынка и роста экономики увеличение объема продаж нижегородской техники, по мнению президента группы ГАЗ Бу Инге Андерссона, связано с выводом на рынок в феврале 2010-го модернизированного малотоннажника "Газель-Бизнес", а также с последующим обновлением линейки силовых агрегатов. Модернизация и замена целого ряда основных узлов и компонентов автомобиля позволили значительно улучшить его потребительские свойства. Напомним, что с апреля 2010-го легкие коммерческие автомобили "ГАЗ" (бортовые модели) стали серийно комплектоваться битопливным двигателем с газобаллонным оборудованием OMVL, а с июля на машины устанавливают дизельный двигатель Cummins ISF объемом 2,8 л. Несколько позже дизелем Cummins ISF, но объемом уже 3,8 л обзавелся и среднетоннажный низкорамный ГАЗ-33106 "Валдай".

Очевидно, этим модернизация техники марки "ГАЗ" не ограничится. В качестве приоритетных задач в 2011-м называются снижение стоимости владения и повышение остаточной стоимости автомобиля, улучшение его надежности и комфорта. Кстати, модернизация автомобилей "ГАЗ" в первую очередь будет заключаться в оцинковке значительной части кузова и кабины — тех деталей, которые наиболее подвержены коррозии.

В сегменте тяжелых грузовиков среди отечественных производителей первую скрипку играет КамАЗ. В 2010-м, по данным ОАО "АСМ-Холдинг", он произвел 32 148 автомобилей, на 39,4% больше, чем в 2009-м. Хотя его доля в сегменте грузовых автомобилей полной массой 14-40 тонн, по данным Ашота Арутюняна, директора по маркетингу и рекламе ОАО КамАЗ, снизилась с 55% в 2009-м до 47% в 2010-м. Как и в случае с продукцией ГАЗа, основными козырями челнинских грузовиков продолжают оставаться доступная цена, относительная простота конструкции, которая разрабатывалась применительно к российским условиям эксплуатации, доступность сервиса и запасных частей. Однако очевидно, что по мере насыщения автомобилей импортными, а следовательно, более дорогими узлами и агрегатами КамАЗ со временем неминуемо уйдет из сегмента low-cost. И процесс этот набирает обороты: по словам Ашота Арутюняна, уже сегодня порядка 25% челнинских машин комплектуются двигателями Cummins и около 40% — коробками передач ZF. И те и другие производятся в Набережных Челнах на совместных предприятиях "ZF Кама" и "Cummins Кама". Переход на комплектацию "КамАЗов" осями и кабинами от Daimler AG в рамках кооперации с крупнейшим в мире производителем коммерческих автомобилей — а такой вариант развития событий представляется весьма вероятным — лишь ускорит этот процесс.

Тем не менее КамАЗ весьма оптимистично смотрит в будущее. В рамках программы развития предприятия на период до 2020 года основной задачей называется сохранение доминирующего положения на российском рынке в сегменте грузовиков полной массой более 14 тонн. Планируется, что объемы реализации автомобильной техники вырастут к 2015 году до 67 тыс. единиц, а к 2020 году — до 100 тыс. Доля продаж КамАЗа в эти периоды за пределами РФ достигнет соответственно 20% и 30% от общего объема реализации.

Захватчики

Не менее успешно в рассматриваемый период складывалась ситуация и на рынке продаж новых иномарок, который продемонстрировал рост во всех сегментах. По данным комитета производителей коммерческого транспорта Ассоциации европейского бизнеса, продажи в сегменте малотоннажных автомобилей полной массой до 6 тонн выросли на 13%. На главных позициях здесь по объемам продаж Sollers, в первую очередь в лице собираемого в РФ FIAT Ducato предыдущего поколения, реализация которого увеличилась на 59%. Однако учитывая, что Sollers и FIAT официально объявили о прекращении сотрудничества и первый теперь намерен выстраивать отношения с Ford, дальнейшие перспективы проекта весьма туманны и наверняка вызовут падение объемов продаж Ducato. Хотя, надо отдать ему должное, являясь эксклюзивным производителем и импортером автомобилей FIAT на российском рынке, Sollers уверяет, что намерен и далее выполнять все взятые на себя обязательства в рамках данного статуса — развивать дилерскую сеть FIAT, обеспечивать поставки новых автомобилей, запасных частей, маркетинговую поддержку продуктов и сервиса. Если же планы с Ford будут реализованы, то не исключено, что на конвейер заводов Sollers в Алабуге и Набережных Челнах в перспективе встанут Transit и его меньший брат Transit Connect.

Что касается темпов роста, то несомненное лидерство в этом сегменте принадлежит Isuzu (+284%) опять же российской сборки и Peugeot (+117%). Причем в структуре продаж Peugeot второй год кряду лидирует Boxer, опережая своих более мелких собратьев "каблучки" Peugeot Partner New и Peugeot Partner Origin. Так, например, в 2010-м в РФ было реализовано 4277 Boxer против 1917 в 2009-м — стало быть, рост составил 123,1%.

Сегмент среднетоннажных грузовиков (полная масса — 6-16 тонн) вырос на 111%, хотя доля импорта европейских марок в нем исторически была крайне незначительна по причине их невостребованности и высокой цены. Впрочем, на первых ролях здесь "азиаты", далеко опережающие "европейцев" по объемам продаж. Скажем, если лидер сегмента Hyundai реализовал здесь в 2010-м 4104 автомобиля, то лидер среди "европейцев" MAN — всего 234, при этом, правда, продемонстрировав весьма существенный прирост (+420%) к собственному показателю 2009 года. Отметим также появление нового игрока на российском рынке среднетоннажных автомобилей — ООО "ФУЗО КамАЗ Тракс Рус": продажи собранных в Челнах Mitsubishi Fuso Canter FE85 стартовали в июле.

В сегменте тяжелых грузовиков полной массой свыше 16 тонн пальму первенства вновь захватил MAN. Баварцы реализовали здесь 3242 новых автомобиля, на 1098 единиц опередив ближайшего конкурента из Седертелье. Столь значительный разрыв объясняется в первую очередь наличием у MAN больших складских запасов грузовиков, завезенных сюда еще в 2008-м. Стоковые машины распродавались вплоть до середины 2010-го по весьма привлекательным ценам двухлетней давности. Впрочем, распродажей складских запасов "грешили" и остальные участники европейской "большой семеркой": по оценке Пера Густава Нильссона, бывшего генерального директора ООО "МАН Автомобили Россия", на начало 2009 года на стоках в РФ насчитывалось от 9 тыс. до 10,5 тысяч новых грузовиков (преимущественно тяжелого класса) только западноевропейского производства, притом что в 2009-м "большая семерка" (без учета DAF Trucks) смогла продать в РФ лишь 4673 новых тяжелых грузовика.

В общей сложности основными игроками рынка в РФ в 2010-м было реализовано 11 989 новых тяжелых грузовиков, что на 154% превышает уровень 2009-го. Тем не менее пока еще до уровня продаж предкризисного 2008-го как до Луны. Напомним, что тогда одной только европейской "большой семеркой" (без учета DAF Trucks) в РФ было продано 23 575 новых тяжелых грузовиков. Несколько изменилась и структура продаж. В связи с падением во время кризиса строительного сектора экономики существенно снизился спрос и на самосвалы в пользу магистральных тягачей. В то время как в предкризисные годы у отдельных компаний в общем объеме реализации тяжелых грузовиков на долю самосвалов и прочей строительной техники приходилось более половины продаж. Нынче этим могут похвастаться разве что Ford, Hino, Hyundai и Isuzu.

Относительно прогнозов на 2011-й все участники рынка сходятся в том, что он будет расти дальше и через пару лет удастся выйти на докризисные объемы продаж и производства. Впрочем, не все настроены столь оптимистично. Например, IVECO заложила в плане продаж 2710 автомобилей всех моделей. Это почти на 400 единиц меньше, чем было реализовано в 2010-м. Глава ООО "ИВЕКО Руссия" Альфредо Дэррико объяснил это тем, что позапрошлогодние складские запасы исчерпаны, а спрос на новые и более дорогие автомобили будет не столь велик.

Знаковое событие

В марте состоялась торжественная церемония открытия сборочного предприятия "Мерседес-Бенц Тракс Восток". Символическую красную ленточку перерезали представители руководства компании "Мерседес-Бенц Тракс Восток", ОАО КамАЗ, концерна Daimler AG и президент Республики Татарстан Рустам Минниханов.

На самом деле завод работает с сентября прошлого года и собрано более 100 грузовиков. Сейчас линейка собираемых в Набережных Челнах грузовиков включает в себя все ведущие модели марки — Mercedes-Benz Actros, Axor и Atego. А с увеличением объемов продаж нам обещают, что также будут доступны специальные грузовики Mercedes-Benz Zetros и Unimog.

Ряд автомобилей уже был передан заказчикам, и они подтверждают высокое качество грузовиков российской сборки. Это не удивительно — дело в том, что из Германии приходит буквально все: от укомплектованных кабин до последнего болта. Потом все это распаковывается и собирается в единое целое под чутким руководством прошедших обучение в Германии наших и немецких специалистов. В цеху площадью 14 тыс. кв. м можно слышать немецкую речь от парней в рабочих комбинезонах.

Для конечного потребителя это просто здорово: качество "российских" машин ничем не отличается от качества немецких. В планах на этот год обозначена цифра 1,1 тыс. собранных автомобилей, а полная производственная мощность при двухсменной работе составит 4,5 тыс. грузовиков в год.

Свои сборочные предприятия в России кроме Daimler AG уже открыли Scania, Volvo Trucks и Renault Trucks. А в следующем году намечается открытие завода MAN Truck & Bus. Но у концепции Daimler AG есть существенные отличия. Дело в том, что все иностранные производители "большой семерки" создавали сборочные предприятия с собственным 100-процентным финансированием. А "Мерседес-Бенц Тракс Восток" — совместное предприятие с равным долевым участием Daimler AG и ОАО КамАЗ. Когда в 2008 году корпорация Daimler решила приобрести 10% акций КамАЗа, то многие недоумевали: "Зачем крупнейшему мировому производителю еще и КамАЗ?" Дело в том, что грузовое отделение "Мерседеса" не отличалось особой активностью на нашем рынке, цифры продаж не впечатляли, дилерская сеть не развивалась, а станций технического обслуживание было совсем мало. Во времена автомобильного бума 2007-2008 годов было принято решение о поиске стратегического партнера со своей разветвленной дилерской сетью. КамАЗ казался наиболее выгодным партнером: сеть его сервисных центров насчитывала более 100 предприятий. К этому моменту уже открылось 25 дилерских центров и 37 авторизованных центров техобслуживания.

Дальше еще интереснее. Генеральный директор ОАО КамАЗ Сергей Когогин на вопрос о выполнении правительственного постановления о промсборке ответил: "Надо знать с кем дружить! Наш альянс между Daimler AG, ОАО КамАЗ и АвтоВАЗом позволяет выполнить эти требования и лоббировать наши интересы на всех уровнях". Напомним, что ключевые моменты постановления оговаривают выход на объем 300 тыс. единиц в год, достижение уровня 60% локализации и создание научно-технических центров. А в качестве льгот предусмотрено снижение ввозных пошлин на комплектующие и облегчение налогового бремени в течение восьми лет.

Так что за будущее российского Mercedes можно не волноваться. Скорее всего, нас ожидает глобальный передел рынка. Тем более что руководство "Мерседес-Бенц Тракс Восток" открыто заявляет о весьма агрессивной ценовой и маркетинговой политике.

Александр Солнцев, главный редактор журнала КОМТРАНС



BUSINESS GUIDE
19.04.2011



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Медиа RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Реклама и Маркетинг В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов