Немецкая блогосфера ищет выход в свет
В Германии формируют интернет-лобби. На конгрессе блогеров «re:publiсa», прошедшем на днях в Берлине, 3 тысячи представителей немецкоязычной блогосферы попытались договориться о создании организации, защищающей их виртуальные права. Крупнейшая в немецкой истории встреча интернет-активистов показала: они только мечтают о том, что для их российских коллег уже стало реальностью.
Конференция в Берлине была пятой по счету и, похоже, первой по значению. На главный вопрос этих встреч — «Велико ли присутствие общества в Интернете?» — уже напрашивается ответ: «Достаточно велико». Неофициальным девизом конгресса можно назвать реплику ответственного за технологии немецкого филиала IBM Гунтера Дюка: «Вы должны чего-то хотеть. Не для себя и не для Интернета, а для всех».
На встрече в Берлине блогеры заявили о создании своеобразного интернет-лобби, которое должно «поспособствовать созданию лучшей и более разумной интернет-политики» и «более эффективно представлять цифровые гражданские права». Об этом заявил один из организаторов конгресса Маркус Бекедаль. Тревожной тенденцией он считает постепенное ограничение интернет-свобод в некоторых странах.
Судя по репликам участников конгресса, блогеры ожидают противоположного: еще большей открытости и еще больших возможностей. Наиболее радикально настроенные интернет-активисты убеждены даже в наступлении «Post Privacy» — полного исчезновения границ, отделяющих частную жизнь, неприкосновенность которой уже не в состоянии гарантировать устаревшие законы.
Насколько серьезны призывы сформировать интернет-лобби, пока не совсем ясно. В традиционных медиа о берлинском конгрессе «re:publika» говорили скупо. Между тем, медиа-специалист из Гамбурга Ян-Хинрик Шмидт убежден в важности подобных встреч. «Ключевой вопрос XXI века — как будет организована архитектура этих коммуникационных пространств», — заявил он в интервью агентству dpa.
Блогеры способны стать серьезной политической силой, полагает Габриэла Коулман, антрополог из университета Принстона, изучающая хакерские движения. Об этом, по ее словам, свидетельствуют акции против сайентологов, атаки на платежные системы PayPal и Mastercard в разгар скандала вокруг WikiLeaks, а также роль интернетчиков во время волнений в Тунисе и Египте. В этом смысле есть что добавить и России с серией недавних DDoS-атак на Livejournal и сайт «Новой газеты».
«Интернет-сообщество ищет выходы из своего герметичного мира», — обозначил смысл нынешней конференции обозреватель Suddeutsche Zeitung. Пока в общественной жизни ФРГ блоги не играют сколько-нибудь заметной роли. По статистике, если в Японии и США блоги регулярно читает каждый третий, то в Германии — лишь каждый пятый. Михаэль Халлер, социолог из университета Лейпцига, говорит, что невысокий интерес к «альтернативно распространяемым новостям» связан с неплохим качеством традиционных немецких СМИ. «Чтобы там ни каркали, уровень журналистики авторитетных медиа у нас выше, нежели в странах, где популярны блоги», — убежден немецкий профессор, добавляя, что авторы дневников прежде всего интересуются собой и лишь во вторую очередь общественно значимыми темами. Немецкий интернет-активист Кристоф Бибер замечает, что акцент на конкретных людях, а не на темах — это «господствующая тактика медиа-политики». «Уже давно политики и партии используют технику персонификации в качестве коммуникационной стратегии», — заявил он, выступая на берлинском конгрессе.
«Мы обсуждаем общественные темы, о которых общество еще и не думало», — говорит Маркус Бекедаль, автор блога netzpolitik.org. Роль провозвестника будущего он считает естественной и почетной, едва ли подозревая, что в России, например, желаемое будущее отчасти уже наступило. В отличие от германских СМИ блоги в российских медиа цитируют не в пример чаще, создавая ощущение, что интернет-активизм не только обозначает болезненные общественные точки, но и влияет на дальнейшее развитие событий.
Что бы ни говорили о малозначительности блогосферы в германской общественно-политической жизни, свои культы возникли и там. В первую очередь это, конечно, журналист Саша Лобо, автор бестселлера «Мы называем это работой», которая посвящена «виртуальной богеме», в основном, креативщикам, сделавшим Интернет сферой своих профессиональных интересов. К слову, во время конференции в Берлине он вновь стал одной из самых обсуждаемых фигур. «Вы либо глупы, либо слишком тихо говорите», — заявил Саша Лобо, сделавший своим фирменным знаком ярко-красный ирокез. Он убежден, что немецкие интернет-активисты хоть и пытаются сформировать полноценное цифровое сообщество, но получается у них крайне плохо.
В ответ эксцентричного блогера окрестили «троллем», заинтересованным лишь в самопрезентации. «Пионер web 2.0», «образцово-показательный блогер», «дежурный по Интернету» — СМИ награждают Лобо ярлыками, при этом подстегивая интерес к нему. Как написала газета Tageszeitung, «он символ всего нового (и злого), что больше характеризует медиа, нежели его самого. Они с благодарностью используют его способность и желание говорить обо всем на понятном языке. Журналистам не надо особенно трудиться».
«Культ тысячников», заметный в России, понемногу формируется и в Германии, а внимание к их акциям становится предметом обсуждения не только в виртуальном пространстве. В прошлом году немцы много говорили об интернет-активистке из Гамбурга Кирстен Бродде, которая явилась в центральный офис HSH-Nordbank и потребовала, чтобы Дирк Йенс Нонненмахер, директор этого финансового учреждения, из собственного кармана оплатил ее непредвиденные траты. Дело в том, что в 2009 году из казны Гамбурга и земли Шлезвиг-Голштиния на спасение кризисного финансового института было выделено 10 млрд евро, что, разумеется, не слишком позитивно сказалось на положении и без того дефицитых земельных бюджетов. А в начале прошлого года стало известно, что руководитель банка получил почти 3 млн евро в качестве бонуса.
«В принципе, скандал со своим блогом может устроить любой, — пояснила BFM.ru Кирстен Бродде в электронном письме. — Бюджет блога невелик, усилия минимальны. Нужно быть только немного креативным». На дефицит фантазии эта моложавая блондинка пожаловаться не может. Не скрывает, впрочем, и источников вдохновения. Например, охоту на Ноннемахера она начала по примеру британца Билли, который регулярно устраивает флэшмобы против алчных банкиров. «Он добивается ограничения бонусов для руководителей тех банков, которые были спасены от банкротства на деньги налогоплательщиков. Я тоже так делаю», — рассказала Бродде.
Вообще, Кирстен Бродде считает себя уникумом в немецкой блогосфере: «Большинство блогеров, претендующих на нечто политическое или экологическое, это мужчины. Если сравнивать блоги с базаром, то можно сказать, что мужчины стоят в его центре, а женщины иногда составляют им компанию». Есть и трудности национального характера. «Немецкие блоги или плохи, или скучны», — вынесла Кирстен Бродде свой приговор землякам. — Немцы, в отличие от американцев, попросту не готовы с такой же страстью обсуждать насущные проблемы в Интернете». Однако хоронить немецкую блогосферу не спешит и она. По ее словам, «пока нет более удобного способа так быстро и так просто привлечь внимание к той или иной теме». Все еще впереди.
Константин Куц, Франкфурт-на-Майне
BFM.RU