Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

С виртуальных небес на грешную землю

Закончилась эпоха интернета как утопического, альтернативного мира, в который люди уходили, ища свободы от материальных ограничений и земных властей

Нездоровится «Живому журналу»: его атако­вала целая армия злых роботов-ботов. Бездушные твари заполняют страницы пользователей «ЖЖ» ругательствами и порноссыл­ками, забивают топ самых чи­таемых записей «нашистской» пропагандой, а то и просто часами и даже днями блокируют доступ к сайту, доводя несчастных жэжистов до состояния тяжелой информационной абстиненции.

Казалось бы, сущая ерунда — подвис какой-то сайт на пару дней, какое до этого дело серьезным людям? Серьезные люди, однако, переживают не на шутку: обеспокоенность выразили не только Общественная палата и правозащитники из Freedom House — за «ЖЖ» вступился даже главный блогер (в реале президент РФ). Да что там, берите выше — сам ВВП пообещал не чикать интернет.

Понятно, что «ЖЖ» — главный сайт Рунета, национальное достояние, что-то вроде русской литературы XIX века — в общем, беречь его надо. Да к тому же «пятая власть»: «ЖЖ» все больше формирует общественное мнение, являясь главной площадкой для политических дискуссий и самым действенным инструментом гражданского общества.

Дело, однако, не только в этом. После атак «Живой журнал» вернулся к жизни, но блогеры все равно в унынии прощаются с эпохой «ЖЖ». Еще вчера треть россиян, вхожих в социальные сети, судачили, где уютнее: в «ЖЖ», «ВКонтакте» или на «Фейсбуке», а сегодня в «ЖЖ» ощущаешь себя как на развалинах, да и вообще интернет окончательно перестал быть уютным местечком.

По сетям был нанесен психологический удар — пришлось вспомнить, что интернет не отделен от грубой материальной реальности, что бестелесное пространство Сети привязано к серверам и обслуживающим компаниям, на которые распространяется юрисдикция земных властей. Захотят — поцыкают, а надо будет — и почикают.

Нам нужно место для утопии, чтобы мечта вытягивала за собой реальность, придавала материи форму — иначе реальность начинает разваливаться, ее поглощает энтропия. На моей памяти славный остров Утопия уже не раз менял прописку: в застой он мерещился где-то в космическо-ком­мунистическом будущем, в перестройку — в цветущих и сытых западных странах, в 1990-е мое поколение искало его в психоделических путешествиях и экзотических религиозных практиках.

В нулевые для всех открылась дверь в дивный новый мир Сети, который нес новую свободу. В этом царстве чистого разума любого миллионера или чиновника можно послать куда подальше, здесь бесполезны мигалки и привилегии, здесь нет границ между странами и можно мгновенно попасть в любое место. Сеть приучает общество к свободе и открытости — это действующая модель будущего, лаборатория новых отношений.

Люди стали уходить в виртуальный мир. Если верить опросу Google  «Российский студент сего­дня», студенты в среднем проводят в интернете по 4 часа в день. Фильмы, новости, книги, музыка, общение, работа, бизнес, политика — все уходит в виртуальность. Гигантская машина Сети никому не принадлежит, но растет, удваиваясь с каждым годом, поглощая все больше нашего времени и внимания. Недавно Американское диалектное общество опрашивало лингвистов, какое слово можно считать «главным словом прошедшего десятилетия». Большинство голосов набрал глагол to  google — «гуглить», а главным его конкурентом стало слово «блог». Язык отражает жизнь: важнейшим событием нулевых стала экспансия сетей.

Некоторые обрели в интернете даже надежду на спасение от смерти и своего бренного животного начала — они верят в чудесную возможность в обозримом будущем загрузить сознание в Сеть, как в старом добром фильме «Газонокосильщик». Душа, по мнению этих техногностиков, состоит из информации — чтобы сбежать из тюрьмы плоти, достаточно лишь как-нибудь перекачать эту информацию в виртуальный загробный мир.

За последний год произошел перелом в отношениях Сети и реальности: WikiLeaks, революции, мобилизующие массы с помощью твиттера, разоблачения коррупционеров в «ЖЖ» показали, что из тихой пристани, куда можно сбежать от жизненных тягот, Сеть превратилась в важнейший инструмент влияния на реальность.

Сетевая утопия преображает мир, распространяя заложенную в самом устройстве Сети открытость и свободу. «Живой журнал» лихорадит, но процесс превращения нашего общества в «общество 2.0», запущенный «ЖЖ», повернуть вспять уже нереально: сис­тема виртуальных социальных связей будет задавать обществу новые правила игры.  

Андрей Константинов



РУССКИЙ РЕПОРТЕР
28.04.2011



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Бизнес и Политика В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Бизнес и Политика Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов