Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

С виртуальных небес на грешную землю

Закончилась эпоха интернета как утопического, альтернативного мира, в который люди уходили, ища свободы от материальных ограничений и земных властей

Нездоровится «Живому журналу»: его атако­вала целая армия злых роботов-ботов. Бездушные твари заполняют страницы пользователей «ЖЖ» ругательствами и порноссыл­ками, забивают топ самых чи­таемых записей «нашистской» пропагандой, а то и просто часами и даже днями блокируют доступ к сайту, доводя несчастных жэжистов до состояния тяжелой информационной абстиненции.

Казалось бы, сущая ерунда — подвис какой-то сайт на пару дней, какое до этого дело серьезным людям? Серьезные люди, однако, переживают не на шутку: обеспокоенность выразили не только Общественная палата и правозащитники из Freedom House — за «ЖЖ» вступился даже главный блогер (в реале президент РФ). Да что там, берите выше — сам ВВП пообещал не чикать интернет.

Понятно, что «ЖЖ» — главный сайт Рунета, национальное достояние, что-то вроде русской литературы XIX века — в общем, беречь его надо. Да к тому же «пятая власть»: «ЖЖ» все больше формирует общественное мнение, являясь главной площадкой для политических дискуссий и самым действенным инструментом гражданского общества.

Дело, однако, не только в этом. После атак «Живой журнал» вернулся к жизни, но блогеры все равно в унынии прощаются с эпохой «ЖЖ». Еще вчера треть россиян, вхожих в социальные сети, судачили, где уютнее: в «ЖЖ», «ВКонтакте» или на «Фейсбуке», а сегодня в «ЖЖ» ощущаешь себя как на развалинах, да и вообще интернет окончательно перестал быть уютным местечком.

По сетям был нанесен психологический удар — пришлось вспомнить, что интернет не отделен от грубой материальной реальности, что бестелесное пространство Сети привязано к серверам и обслуживающим компаниям, на которые распространяется юрисдикция земных властей. Захотят — поцыкают, а надо будет — и почикают.

Нам нужно место для утопии, чтобы мечта вытягивала за собой реальность, придавала материи форму — иначе реальность начинает разваливаться, ее поглощает энтропия. На моей памяти славный остров Утопия уже не раз менял прописку: в застой он мерещился где-то в космическо-ком­мунистическом будущем, в перестройку — в цветущих и сытых западных странах, в 1990-е мое поколение искало его в психоделических путешествиях и экзотических религиозных практиках.

В нулевые для всех открылась дверь в дивный новый мир Сети, который нес новую свободу. В этом царстве чистого разума любого миллионера или чиновника можно послать куда подальше, здесь бесполезны мигалки и привилегии, здесь нет границ между странами и можно мгновенно попасть в любое место. Сеть приучает общество к свободе и открытости — это действующая модель будущего, лаборатория новых отношений.

Люди стали уходить в виртуальный мир. Если верить опросу Google  «Российский студент сего­дня», студенты в среднем проводят в интернете по 4 часа в день. Фильмы, новости, книги, музыка, общение, работа, бизнес, политика — все уходит в виртуальность. Гигантская машина Сети никому не принадлежит, но растет, удваиваясь с каждым годом, поглощая все больше нашего времени и внимания. Недавно Американское диалектное общество опрашивало лингвистов, какое слово можно считать «главным словом прошедшего десятилетия». Большинство голосов набрал глагол to  google — «гуглить», а главным его конкурентом стало слово «блог». Язык отражает жизнь: важнейшим событием нулевых стала экспансия сетей.

Некоторые обрели в интернете даже надежду на спасение от смерти и своего бренного животного начала — они верят в чудесную возможность в обозримом будущем загрузить сознание в Сеть, как в старом добром фильме «Газонокосильщик». Душа, по мнению этих техногностиков, состоит из информации — чтобы сбежать из тюрьмы плоти, достаточно лишь как-нибудь перекачать эту информацию в виртуальный загробный мир.

За последний год произошел перелом в отношениях Сети и реальности: WikiLeaks, революции, мобилизующие массы с помощью твиттера, разоблачения коррупционеров в «ЖЖ» показали, что из тихой пристани, куда можно сбежать от жизненных тягот, Сеть превратилась в важнейший инструмент влияния на реальность.

Сетевая утопия преображает мир, распространяя заложенную в самом устройстве Сети открытость и свободу. «Живой журнал» лихорадит, но процесс превращения нашего общества в «общество 2.0», запущенный «ЖЖ», повернуть вспять уже нереально: сис­тема виртуальных социальных связей будет задавать обществу новые правила игры.  

Андрей Константинов



РУССКИЙ РЕПОРТЕР
28.04.2011



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Бизнес и Политика В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов