Брожение умов
Муки творчества и тщеславие толкают виноделов на создание экзотических напитков
Фермеры из американского штата Мичиган произвели вино на основе спаржевого пюре. Подобное питье сложно представить - вкусовое воображение нормального человека явно заходит в тупик. Это не первый опыт использования нетрадиционных продуктов при производстве алкоголя, подобные эксперименты уже проводились, а новости о создании таких "разовых" напитков продолжают появляться.
Поэкспериментировать со спаржей решили американские фермеры Келли и Тодд Фоксы. Они добавили в пюре дрожжей и сахара, так что спустя 24 недели получили вино с ароматом спаржи и легким сладковатым привкусом. Попробовав новый продукт, изобретатели решили запустить его в производство.
Первые продажи якобы прошли успешно, и фермеры собрались заняться продвижением спаржевого вина. В США - планов выхода на другие рынки пока нет. И таковые вряд ли в обозримой перспективе появятся.
Невинный эксперимент
Руководитель Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя Вадим Дробиз очень иронично отозвался о создании нового продукта. "Успешная продажа вероятнее всего - это продажа 100 бутылок соседям и таким же ненормальным", - улыбнулся эксперт. По его мнению, на первом месте в таком процессе обычно творчество и любопытство - что же из этого получится. "Бизнесом вино из спаржи, огурцов или томатов, также турнепса, сельдерея и т.д. не станет, - объясняет Вадим Дробиз. - На создание подобных проектов толкает желание прославиться".
Например, морской биолог Инец Линке создала вино из водорослей Балтийского моря - "Laminaria", - которое содержит 16% алкоголя, а во Вьетнаме изготавливают вино с добавлением змеиного яда. Генеральный директор промомаркетингового агентства EMG, вице-президент Российской ассоциации маркетинговых услуг Андрей Соколов подтверждает, что экспериментов в виноделии проводится довольно много по всему миру. "Делают вина из ананасов, яблок, сливы, шиповника, костяники, одуванчиков. В Таиланде, например, изготавливают вино из манго, гуавы, личи с добавлением черного женьшеня. В Камбодже - вино из плодов вечнозеленого кустарника нони. В Греции делают вино с добавлением сосновой смолы, - рассказывает Андрей Соколов. - В России есть опыт производства вина из яблок, сливы, черной смородины, черноплодной рябины, даже из чая".
Ничего общего
По технологии приготовления вина и водки можно получить напиток из любого продукта, вопрос в том, будет ли у него какая-то гастрономическая ценность. Коммерческий успех еще более сомнителен. Маркетологи и участники винного рынка отмечают, что подобные напитки не являются конкурентами виноградным винам. Определенную долю рынка занимают только традиционные плодовые вина. "Теоретически вино можно приготовить из любой ягоды, фрукта или даже овоща, просто сбродив его сок. Но на вкус это и будет просто сброженный сок того или иного плода, незамысловатый и практически всегда одинаковый, ничего больше, - объясняет исполнительный директор холдинга Gerrus Group Кирилл Бутко. - В хорошем апельсиновом вине почувствуете только аромат и вкус апельсина, в виноградном вине можно уловить множество самых разных фруктовых и цветочных ароматов, вкус пряностей, кофе, злаков и т.д.". Сочетание различных оттенков вкуса, аромата и цвета в виноградном вине бесконечно, в отличие от вина из любого другого плода.
По мнению эксперта, "иное" вино может быть популярно там, где не растет виноград, но есть множество других ягод и фруктов, и на той территории, где климат формирует у жителей предпочтение скорее сладких алкогольных напитков, чем сухих. К потреблению плодовых вин (а они всегда сладкие) предрасположены народы России, Белоруссии, стран Скандинавии. "Мотивы здесь понятны - виноград не растет, а потребность в легком фруктовом алкогольном напитке есть, поэтому в ход идут вишня, малина и т.д.", - комментирует Кирилл Бутко. Если же говорить о совершенно экзотических напитках типа вина из водорослей или спаржи, то самое интересное в подобном напитке - это не его потребительские характеристики, а сам факт производства вина из необычных продуктов. "Эффект это одноразовый, попробовал - и забыл, каких-либо серьезных перспектив развития таких продуктов я не вижу", - отмечает исполнительный директор Gerrus Group.
Творческий директор брендингового агентства Depot WPF Алексей Фадеев также считает, что о подобных напитках вряд ли можно говорить как о вине, скорее родственными продуктами будут спиртосодержащие напитки или плодовые вина. "По сути, у вина есть свои атрибуты, "своя игра", в которую играют эксперты и любители этого напитка, - объясняет Алексей Фадеев. - Спаржевое, апельсиновое вина этих атрибутов не имеют, поэтому с вином из винограда их объединяют лишь содержание алкоголя в процентах, частично совпадающий процесс брожения и, возможно, форма бутылки. Так что любителям вина они вряд ли будут интересны, разве что под конкретную кухню".
Эксперт приводит пример "популярности" подобных напитков. Виноградное вино с добавлением смолы "Ретсина" почти за 3000 лет так и не сумело "прижиться" в винных странах как раз потому, что не имеет атрибутов настоящего вина. "Нет привычных вкусовых оттенков - ни год урожая, ни места произрастания винограда не играют здесь никакой роли", - добавляет маркетолог.
Капля в море
Шансы найти своего постоянного потребителя у экзотических вин из спаржи, змеиного яда и тому подобных мизерны. В тех странах, где их изобретают, растет популярность именно виноградных вин. "Нужно отметить, что большая часть населения земли живет в нетрадиционно винных странах (Индия, Китай и т.д.), - говорит Алексей Фадеев. - При этом в традиционно винных странах доля потребления вина падает, а в нетрадиционных - растет. В пограничных же странах наряду с виноградными происходит рост потребления плодовых вин, хоть и меньшими темпами".
По словам Алексея Фадеева, наиболее вероятен сценарий, при котором в винных странах будет расти потребление экзотических сортов (хоть и очень мизерными темпами) - с развитием международной кухни, смешением культур. В Азии будет увеличиваться потребление виноградного вина - по той же причине. "Но с уверенностью можно сказать, что все перечисленные выше продукты так и останутся нишевыми. Только размеры этих ниш будут разными в каждом конкретном случае и будут зависеть больше от маркетинговых коммуникаций, чем от вкуса самих вин", - добавляет творческий директор Depot WPF.
Доли рынка в Европе, по прогнозам эксперта, станут несоизмеримо малыми и начнут коррелировать с популярностью той или иной национальной кухни или кухни в стиле фьюжн, где им придется конкурировать с коктейлями.
Единицы заинтересуются подобными винами и в России. "В нашей стране плодовые вина привлекают в большей степени любителей экзотики, - считает Андрей Соколов. - В России сейчас спрос смещается в сторону сухих вин с пониженным содержанием сахара - аргентинских, чилийских, французских". По мнению директора по маркетингу и развитию бизнеса трейд-маркетинговой компании NMT Владимира Тихоненкова, российские потребители вполне могли бы проявить любопытство по отношению к таким необычным винам. "Особенно это касается наших женщин, - объясняет Владимир Тихоненков. - Самым действенным стимулом для них могла бы стать какая-нибудь уникальная польза для здоровья именно от потребления такого вина. При разумной цене и хороших вкусовых качествах продажи вполне могли бы набрать необходимый оборот".
Ольга Долгова
Финансовые известия