Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Назад к природе

Фермерские продукты становятся все популярнее, но по цене они малодоступны

Увлечение здоровым образом жизни постоянно увеличивает спрос на экологичные продукты. Многие отечественные производители продуктов питания ставят на своем товаре маркировку "эко" или "био", чтобы привлечь внимание потребителей, озабоченных правильным рационом. Но в поисках еще "более натурального" можно пойти еще дальше - сегодня в Москве можно купить продукт буквально с грядки.

Эксперты отмечают, что в настоящее время рынок фермерских продуктов находится на начальной стадии развития. "Отчасти развитию данного направления поспособствовало продвижение идей экологических продуктов и, как следствие, озабоченность потребителей данным вопросом, - комментирует партнер BDO в России Любовь Маляревская. - В то же время доля рынка крайне незначительна, поскольку у российского потребителя очень популярны готовые блюда, которые являются наиболее маржинальными для ритейлеров".

Среди "фермерской еды" наиболее популярными являются молочные продукты, сыры и охлажденное мясо (в меньшей степени). Наиболее перспективным эксперты считают сегмент молочной и кисломолочной продукции, что обусловлено традиционными привычками российского потребителя. "Фермерские продукты в первую очередь представлены в категориях: молоко, сыр, творог, сметана. Есть также предложение в группах: мясо, птица и колбасные изделия, соленья-варенья, мед, фрукты-овощи в сезон", - подтверждает партнер Retail Training Group Елена Комкова.

На рынках и в рознице

Основные тенденции в этом сегменте, по мнению Любови Маляревской, связаны с продвижением фермерских товаров в маленьких розничных магазинах шаговой доступности, присутствием в некоторых розничных сетях или организацией рынков выходного дня. "В настоящее время фермерские товары представлены в маленьких магазинах "ларечного типа" шаговой доступности, причем их успешность, как и в любом ритейле, определяется их местонахождением и дополнительным ассортиментом, - рассказывает Любовь Маляревская. - Также успешным может быть вариант реализации фермерских продуктов через точки продаж, представленные в качестве отдела в каком-либо крупном продуктовом магазине".

По словам Елены Комковой, основные места продажи фермерских продуктов - колхозные рынки, рынки выходного дня и самоорганизованные точки продажи в местах с массовой проходимостью, еще есть небольшое количество несетевых торговых точек, которые принимают на реализацию продукцию от фермерских хозяйств. Эксперт объясняет, что представлять фермерские продукты в сетевых магазинах затруднительно. Во-первых, недостаточный объем производимой продукции для обеспечения потребности сети. Во-вторых, неготовность фермеров выполнять условия сети по организации логистики: маркировка товара, фасовка, стабильность поставок и пр. В-третьих, нет возможности выдерживать стабильное качество и вкусовые свойства.

Цена на фермерские продукты выше фабричных аналогов минимум на 20-30% - и до нескольких раз. Крупные ритейлеры подтверждают слова эксперта. "В московских торговых центрах "МЕТРО Кэш энд Керри" не представлен ассортимент фермерских продуктов. Прежде всего это связано с тем, что поставки фермерских продуктов в нужном нам объеме крайне затруднительны. Кроме того, фермеры не могут обеспечить достаточный уровень дистрибуции и ведения документооборота", - комментирует руководитель отдела корпоративных коммуникаций компании Metro Cash & Carry Оксана Токарева.

Представитель сети объясняет, что в части определенных категорий товаров нет смысла в запуске фермерского ассортимента. Например, товар должен либо пройти дополнительную обработку для придания потребительских качеств (крупы, мука, масло, макароны), либо товар изначально только импортный (специи, оливковое масло), либо компания сотрудничает с крупными заводами для развития собственной торговой марки на федеральном уровне, в том числе на московском рынке (мед, варенье и т.д.).

Но примеры сотрудничества сетевой розницы с ЛПХ все же есть. "Работа с частными (фермерскими) хозяйствами России началась более пяти лет назад. Однако активно развивать это направление сеть начала около трех лет назад. В последние годы установилась устойчивая тенденция роста спроса на эту категорию товаров", - рассказывает старший категорийный менеджер по свежему ассортименту сети супермаркетов "Азбука Вкуса" Наталия Маркичева. В ассортименте сети молочные продукты, мясо, птица, овощи и фрукты в сезон. "Ценовое предложение выше промышленных аналогов в 2-2,5 раза за счет высокой стоимости содержания хозяйств, а также дорогой - по причине малых объемов - перевозке и логистике, - отмечает представитель "Азбуки Вкуса". - Но потребитель готов переплачивать за традиционность рецептов (без добавок), экологичность и высокое качество продуктов".

Любой каприз

Один за другим появляются проекты, которые предлагают натуральные деревенские продукты, причем концепции их совершенно различные. Интересен один из новых проектов Ginza Project. Ресторанный холдинг открыл первый в Москве современный рынок фермерских продуктов - "Фермер Базар" в ТЦ Tsvetnoy (старый советский Центральный рынок. - ФИ). Выбор "Фермер Базар" - это экологически чистая продукция современных отечественных фермеров, а также сыры, колбасы, морепродукты и экзотические фрукты со всего мира: мед с Алтая, хамон из Испании, сыры из Франции, куры из Краснодара, утки из Липецка. Конечно, и цены выше среднерозничных.

Другой проект, заслуживающий внимания, - "Лавка", созданный Борисом Акимовым, Александром Михайловым и Василием Пальшиным в 2009 году. Интернет-магазин напрямую сотрудничает с фермерами, которые сами привозят товар. В "Лавке" продукты проверяют, упаковывают и доставляют в термоконтейнерах в тот же день, в крайнем случае - на следующий. Все продукты приходят с ветеринарными справками или сертификатами качества.

Цена за качество

Ассортимент, конечно, поражает воображение, так же как и цены. Только выбор мяса представлен в следующих категориях: телятина, баранина, свинина, козлятина, кролик, российская мраморная говядина, дикие и полудикие животные. Судить о ценах легче всего по популярным продуктам. Например, курица суповая стоит 405 руб. за килограмм, курица для жарки - 390, филе свинины - 1330, вырезка телятины - 1150 руб. По словам экспертов, самой востребованной категорией фермерских продуктов считаются молочные и кисломолочные продукты. Молоко в "Лавке" обойдется от 90 руб. за 1 л, йогурт живой питьевой 0,5 л - 130 руб. за 1 шт., масло - 1000 руб. за 1 кг, кефир 4%-ный - 200 руб. за 1 л, простокваша 4%-ная - 300 руб. за 1 л, сливки 30%-ные - 480 руб. за 1 л, ряженка 4%-ная - 400 руб. за 1 л, творог - 440 руб. за 1 кг, сметана 25%-ная от Нины Козловой - 600 руб. за 1 кг, сыр домашний - 700 руб. за 1 кг.

Создатели "Лавки" в специальном разделе объясняют высокую стоимость продуктов очень подробно - прозрачность ценообразования, по мнению бизнесменов, важная составляющая проекта. "Цена, по которой вы покупаете в "Лавке" продукты у фермеров, формируется следующим образом: 50-70% - это деньги, которые фермер оставляет себе, 30-50% фермер оставляет в "Лавке", по договору об оказании информационных и логистических услуг эти деньги покрывают транспортные расходы, стоимость аренды, зарплату сотрудников, оперативные расходы и развитие проекта". Далее подробно на примере расписано, что значит "конкретно фермеру" и "на развитие".

Молоко от Нины Козловой из села Заокское Рязанской области стоит в "Лавке" 120 руб. за литр. 60 руб. уходит фермеру. Эти деньги позволяют ей содержать трех коров, развивать хозяйство и производство молочных продуктов и прочее. Из 60 руб., которые получила "Лавка", примерно 40 руб. съедают оперативные расходы, 20 руб. идут на развитие проекта - на создание сайта и его новой версии, на строительство "показательной" и образовательной фермы под Суздалем, на развитие проекта городских огородов, на создание и развитие кооператива, который должен объединить фермеров, и прочее. Планы у бизнесменов грандиозные - создать на базе уже существующего сайта российскую, а в будущем и международную площадку по продаже деревенских продуктов. На очереди открытие площадок в Питере и других российских городах, а также в Киеве и Риме.

Более скромные проекты - Villagefood и Vse-svoe, но и здесь цены незначительно меньше озвученных выше. Интернет-магазин фермерских продуктов Villagefood сотрудничает с частными фермерскими хозяйствами Истринского, Наро-Фоминского районов и Тульской области. Десяток яиц стоит в этом магазине 120 руб., молоко - 60 руб. за литр, суповая курица - 384 руб. за штуку, домашняя телятина - 580 руб. за килограмм, мякоть свинины - 360 руб., мякоть говядины - 380 руб.

В магазин "Все свое" поступают продукты с ЛПХ Тамбовской области. Логистический комплекс расположен в поселке Сосновка Тамбовской области и оснащен современным оборудованием для упаковки продукции, которая позволяет на 100% сохранить все полезные свойства продуктов, а также собственной лабораторией, где проводится широкий спектр анализов продукции, чтобы гарантировать качество. Куриные яйца здесь стоят уже 220 руб. за 10 штук, говяжья вырезка - 1200 руб. за кг, свиная вырезка - 1100 за кг. Конечно, более чем недешево. Тем не менее есть люди, которым здоровье дороже.

Ольга Долгова



Финансовые известия
03.05.2011



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Медиа RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Реклама и Маркетинг В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов