Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Бодяга

Потребитель пока не готов пить хорошее отечественное вино

Реализуемая сегодня масштабная антиалкогольная кампания может повредить возрождающемуся российскому виноделию. Кажется, отрасль только начала выбираться из кризиса, который длится еще со времен горбачевской вырубки виноградников. Работа над качеством продукта и выход основных игроков в премиальный сегмент должны доказать отечественному потребителю, что российское вино не хуже импортного.

Россия обладает огромными возможностями стать одной из передовых мировых винодельческих стран. До масштабной вырубки виноградников на территории нашей страны виноградом было засажено 200 тыс. гектаров.

Сегодня под российские виноградники отведено значительно меньше земли - более 65 тысяч гектаров, тем не менее это в 60 раз больше, чем, например, в той же Великобритании. Но международный имидж России как производителя вина, не говоря уже о качественном производстве, практически не существует.

Российские производители уже не первый год стремятся создать иную репутацию. Но законодательство сегодня этому явно не способствует, да и отечественный потребитель не поддерживает. "У отечественного вина очень трудная позиция для рынка. Всем известно, что в 80-е годы виноградники в России активно уничтожались, это нанесло большой урон виноделию, который все еще заметен, - комментирует директор по маркетингу и развитию бизнеса трейд-маркетинговой компании NMT Владимир Тихоненков. - При существующих претензиях по качеству продукта и в целом сложившемся негативном стереотипе из положительных моментов остается лишь низкая цена и "патриотическая любовь" к российскому вину. Такая ниша имеет свое место, но ее позиционирование на рынке не предполагает перспектив на существенное увеличение доли в ближайшие годы".

Дешево и не по ГОСТу

Недоверие потребителя можно проиллюстрировать совсем свежими фактами. Специалисты ГУП "Московское качество" совместно с межрегиональной общественной организацией "Общественный контроль" в преддверии дачного сезона провели мониторинг столовых вин (сухих и полусладких) стоимостью до 100 рублей за литр в упаковке. Проверки проводились в 48 магазинах Москвы. Для проведения экспертизы в столичных розничных магазинах закупили 10 образцов 10 производителей. Исследованию подверглись марки "Каберне", "Марьянские вина", "Мускат", "Белые цветы", "Изабелла", "Мерло", "Шардоне" и т.д. Выводы оказались неутешительными. "Из этих 10 образцов столовым вином назвать ни один нельзя. Но то, что оно некачественное, показали результаты", - отметил заместитель генерального директора ГУП "Московское качество" Игорь Назаров. По его словам, в 30% случаев производитель неправильно предоставляет информацию на упаковке для потребителя, а по органолептическим показателям (оценка цвета, прозрачности, вкуса вина) ряд марок не соответствует ГОСТу. Правда, эти нарушения не касаются безопасности напитков.

Виноградный рост

По словам руководителя Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадима Дробиза, Россия, Украина, Белоруссия - пожалуй, единственные три страны в Европе, в которых интерес к вину и его производству растет. В 2010 г. в России установлен рекорд производства вина виноградного (541 млн л) и игристого (223,5 млн л) за последние 20 лет. "Есть шанс установить новый рекорд объема производства и в 2011 году, если не помешает реформа алкогольного рынка (перелицензирование и временное нарушение связей в товаропроводящей цепочке)", - прогнозирует эксперт ЦИФРРА.

По словам председателя совета директоров "Миллеровского винзавода" Леонида Поповича, в 2011 году вина сделают и продадут точно не меньше, чем в 2010-м, несмотря на все коллизии. Эксперт прогнозирует увеличение объема нормального вина из винограда и сокращение доли суррогатных напитков - подделок. Это приведет к росту средней рыночной цены за бутылку вина. Другая тенденция текущего года - дальнейший рост высокоценового сегмента российских вин.

Также в прошлом году был установлен рекорд по производству виноматериалов - 263 млн л. Но дефицит сырья сохраняется, Россия в этом отношении сильно зависима от импорта. В 2010 году в нашу страну было ввезено из Испании 41% виноматериалов; с Украины - 18%; из Италии - 17%, из Молдавии - 6%; из Узбекистана - 5% и т.д.

"Статистический дефицит сырья в 2010 году составил 870 млн л", - говорит Вадим Дробиз. Исполнительный директор холдинга Gerrus Group Кирилл Бутко подтверждает, что одна из основных проблем - это дефицит собственного российского виноматериала из-за отсутствия достаточного количества виноградников.

Север и Юг

Эксперты говорят о полярности отечественного виноделия. "У российского производства есть два полюса виноделия. Южный полюс - производители высококачественного вина, которые получили в 2009-2010 годах признание международных винных экспертов: это "Фанагория", "Мысхако", "Шато Ле Гран Восток", "Миллеровский винзавод", "Абрау-Дюрсо", "Кубань-Вино" и еще несколько компаний. Второй полюс - наиболее яркие производители фальсифицированного вина в тетрапаках, литровых пакетах и т.д.", - рассказывает Вадим Дробиз.

В России всего около 30 000 га виноградников, на которых произрастают технические сорта винограда. 7,5 тыс. га принадлежат компании "Кубань-вино", более 2000 га компании "Фанагория". Но в лидерах объемного производства в России - производители вина в тетрапаках и пакетах. Что и бьет по имиджу российского продукта в целом.

Минимальная цена бутылки нефальсифицированного российского вина из отечественного винограда - не ниже 95-100 руб. "В сетевой рознице, когда производителя "душит" ритейлер или когда вино - частная торговая марка сети, производимая на российском заводе, цена может быть около 90 руб.", - рассказывает Вадим Дробиз. По словам экспертов рынка, вина российского производства по 140-150 руб. уже ничем не уступают импортным по 250 руб. Тем не менее психология наших потребителей такова, что они не готовы платить 250 руб. за эти вина.

Кирилл Бутко тоже говорит о том, что российское вино практически полностью оккупировало массовый сегмент (до 100 руб. на полке). "Объемы в нем практически не растут в течение последних нескольких лет, и возможности для развития, на мой взгляд, стоит искать в более высоких ценовых сегментах, - рассказывает Кирилл Бутко. - Многие ведущие производители задумываются об этом, экспериментируют, привлекают иностранных специалистов, и определенные успехи мы уже наблюдаем. Российское вино с розничной ценой 200-250 руб. зачастую превосходит многие импортные аналоги по цене в 2-3 раза выше, и его продажи стабильно растут (например, "Звезда Тамани" или "Номерной резерв"). Основная задача российских виноделов на данный момент - сформировать восприятие российского вина как высококачественного продукта. С учетом накопленного опыта это будет сделать не так уж просто, но другого пути у нас нет".

Много и дорого

Более 80% российского вина приходится на базовый сегмент до 110 рублей в магазинах. Премиальное производство должно стать следующей захватывающей перспективой для российских виноделен. Например, в 2011 году российский "Совиньон-Блан" винодела-гаражиста из Новороссийска занял 2-е место на мировом конкурсе в Новой Зеландии. В прошлом году вина уже названных производителей получили около 10 медалей на международных конкурсах в Европе: вино "Миллеровского винзавода" получило золото. "Алиготе" компании "Фанагория" один из известных международных экспертов признал в 2010 году лучшим в мире.

"Так что российское вино за 400, 500, 600, 700, 800 руб. - это уже не фантастика, если оно побеждает зарубежные вина по таким ценам и дороже, - считает Вадим Дробиз. - Еще 5-10 лет, и наше вино по такой стоимости будут спокойно покупать".

Видимо, так же считают и сами виноделы, которые активно взялись за освоение дорогого сегмента. "Шато Ле Гран Восток" первым предложило премиальные вина в 2004 году. В 2008 году компания продала 520 тыс. при средней цене $6,5 за бутылку, в 2009-м продажи выросли еще на 18%. На Le Chene Royal и Cuvee Karsov (дороже 800 рублей), две самые важные марки с точки зрения престижа, сейчас приходится 20% производства.

Компания "Русская Лоза" в прошлом году представила новый премиальный ассортимент "Премьер". Вина производятся из собственного винограда, с новых виноградников, посаженных в 2001-2004 годах. Лозы были импортированы из французских и итальянских питомников. В ассортименте пять сортовых вин: "Мерло", "Каберне Совиньон", "Совиньон Блан", "Шардоне" и "Мускат".

У ОАО "Фанагория" несколько ассортиментных линеек, в среднем ценовом сегменте это вина под ТМ "Номерной резерв", в премиуме - Cru Lermont. В конце 90-х "Фанагория" привезла французский и итальянский посадочные материалы, в 2008 году было засажено еще 727 гектаров. По словам генерального директора "Фанагории" Петра Романишина, с начала 2011 года в стратегии развития компании были расставлены новые акценты: значительно сократили объемы выработки столовых вин и в разы увеличиваем объем производства и продаж вин премиум-класса, а также коньяка из собственных спиртов.

К началу летнего сезона в "Фанагории" планируют посадить 230 га виноградников, что увеличит их общую площадь почти на 10% - до 2500 га. В результате этой высадки винограда через три года ожидается увеличение урожая на 2 тыс. тонн. Петр Романишин добавил, что за последние четыре года посадили более 1 тыс. га виноградников, которые в этом году вступают в период плодоношения, благодаря этому в 2011 году сбор винограда должен увеличиться в два раза - до 20 тыс. тонн.

Ежегодно компания вкладывает в развитие примерно одинаковый объем средств, и 2011 год не станет исключением: инвестиции в производство составят 200 млн рублей. За последние пять лет в развитие виноградарства и модернизацию технологии виноделия было вложено более 1 млрд рублей.

Надежда на государство

Вадим Дробиз считает, что главная тенденция в отрасли сегодня - резкий качественный скачок представителей "южного полюса" виноделия. "К сожалению, сохраняется тенденция отсутствия эффективного контроля качества со стороны государства, что позволяет процветать и "северному полюсу", - говорит эксперт. - Растет производство и объем потребления вина в легальном сегменте при явном сокращении потребления водки и ЛВИ". В 2010 году в России удалось после кризисного падения потребления вина в конце 2008-го и 2009-м восстановить докризисный уровень. "Стимулом для потребления виноградного вина могла бы стать государственная политика по росту доступности натуральных виноградных вин в России - даже самые дешевые российские вина у нас стоят в 5-6 раз дороже, чем в любой европейской западной стране относительно минимальных и средних зарплат", - считает Вадим Дробиз.

По словам Петра Романишина, сейчас в стране ежегодно выпускается около 1 млрд бутылок вина, но доля "честного" - из винограда, намного ниже. Чтобы доказать, что в России есть достойные вина, нужно в разы увеличить количество предприятий, производящих качественное вино из своего винограда. Кроме того, Россия - это единственная в Европе страна, в которой нет специального закона о винограде и вине. "В Европе вина классифицируются по одному регламенту с пищевыми продуктами, а у нас - вместе с крепким алкоголем, что является сдерживающим фактором для развития, - рассказывает Петр Романишин. - К примеру, мы первые в стране сделали по европейскому регламенту биологическое вино, но столкнулись с проблемой отсутствия российского ГОСТа на такой вид продукции". Государство, в свою очередь, обещает Программу поддержки виноградарства и виноделия на 2011-2020 годы. По словам эксперта ЦИФРРА, важно поддержать производство вина из российского винограда, чтобы ликвидировать статистический дефицит не за счет импорта, а благодаря подъему российского сельского хозяйства. "Это дополнительные сотни тысяч га виноградников (место для них на юге есть), это сотни тысяч новых рабочих мест и т.д. Я смотрю позитивно на российское виноградарство и виноделие", - добавляет Вадим Дробиз.

Ольга Долгова

Финансовые известия

10.05.2011



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Бизнес и Политика В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Бизнес и Политика Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов