Благо пастеризации
На прилавках может появиться новый мясной продукт
По этикетке о товаре можно узнать многое: состав, срок годности, дату изготовления и прочую полезную информацию. Но так, чтобы там появлялось что-то принципиально новое... Хотя и подобное случается. Новая маркировка "пастеризованное" на упаковке мяса, привычная для молока и пива, по мнению экспертов, даст конкурентное преимущество продукту, если, конечно, оно будет соответствующего качества.
Члены Североамериканской ассоциации переработчиков мяса (NAMP), в которую входят предприятия малого и среднего бизнеса Канады и США, обратились к властям с инициативой внести в маркировку их продукции некоторые изменения. Они предлагают использовать на этикетках мясных продуктов слово "пастеризованное". Если маркировка будет утверждена, право на ее наличие на упаковке будет проверяться - мясо с этикеткой "пастеризованное" должно быть соответствующего качества, чтобы не вводить потребителя в заблуждение.
Изменения маркировки не распространятся на готовые мясные продукты или продукцию из мяса, уже прошедшие какую-либо обработку с целью уничтожения патогенных организмов. Изначально термин "пастеризация" - процесс нагревания жидких продуктов до 60 градусов в течение 60 минут и при температуре 70-80 градусов в течение 30 минут - использовался только на молочном и пивном рынках. После такой обработки все вредные организмы погибают. Сегодня пастеризации стали подвергать и другие продукты - например, крабовое мясо, яйца и креветки.
По словам профессора Канзасского государственного университета Джеймса Марсдена, в настоящее время пастеризация уже широко распространена на рынке мясных продуктов и птицы. По мнению североамериканских переработчиков, слово "пастеризованное" интуитивно понятно всем потребителям. Кроме того, это дополнительная характеристика мясной продукции, на которую могут ориентироваться покупатели в магазинах.
Конкурентное преимущество
Эксперты согласны, что если продукция проходит пастеризацию, то в интересах производителя и поставщика включать в маркировку слово "пастеризованное", так как страхов, слухов и негативной информации в отношении мяса предостаточно. "Все, что может быть отнесено к вопросам безопасности продуктов и официальной информации об этом из государственных источников, пойдет только на пользу производителям и потребителям, - комментирует директор по маркетингу и развитию бизнеса трейд-маркетинговой компании NMT Владимир Тихоненков. - При этом те, кто раньше других начнет вносить в маркировку слово "пастеризованное" с соответствующей ссылкой на официальное ведомство, получат моментальное и неоспоримое преимущество перед конкурентами". Очевидно, что американским производителям новая маркировка выгодна, для отечественных переработчиков она, к сожалению, неактуальна.
"В настоящее время в России метод классической пастеризации для мяса не используется, - отмечает партнер BDO в России Елена Хромова. - Если термину будет дана более широкая трактовка, то надо отдавать себе отчет, что наиболее широко распространенные в нашей стране технологии обработки охлажденного мяса не предполагают полного уничтожения микроорганизмов, а лишь существенное замедление их развития".
Поэтому, если в России и появится "пастеризованное" мясо, то пока только заграничного происхождения. Доля импорта составляет около 20% (для рынка в общем, включая замороженное мясо) и неуклонно сокращается.
По словам Елены Хромовой, на российском рынке в настоящий момент около 60% мяса продается охлажденным, значительную долю занимают мясо птицы и свинина. При этом продажа замороженного мяса птицы с 1 января 2011 года в России запрещена. "При температуре от 0 до 4 градусов развитие микроорганизмов в мясе существенно замедляется, что позволяет ему оставаться свежим несколько дней, а при современных технологиях упаковки этот срок продлевается, - рассказывает Елена Хромова. - Тем не менее при охлаждении птицы методом погружения в холодную воду или воздушно-капельным методом в раствор могут добавляться дезинфицирующие вещества".
Нужный товар
В России очень высок уровень недоверия потребителей к качеству продукции. По мнению члена совета Ассоциации брендинговых компаний России Андрея Иноземцева, опасения покупателей оправданны - слишком часто производители их обманывали, а многие и продолжают это делать. "Воспринимаемые риски особенно велики по отношению к скоропортящимся продуктам питания. Поэтому появление продукта с защитой в виде дополнительной обработки будет положительно воспринято рынком, - рассказывает Андрей Иноземцев. - Кроме того, важно учитывать ситуацию на рынке мяса в целом. Запросы потребителя меняются, и ситуация, когда покупался кусок с косточкой, из которой варился суп, а мякоть шла на котлеты, постепенно уходит в прошлое. Ритм жизни вынуждает больше времени отдавать работе в ущерб домашним делам, более востребованными становятся готовые продукты, полуфабрикаты, разделанное мясо. При этом покупатели остаются чувствительными к цене".
Маркетолог обращает внимание на то, что такие рыночные реалии создают ограничения для розничной торговли. "Существует предложение мяса, разделанного на производстве и упакованного в газовую среду, но цена такого продукта на полке достаточно высока, что не позволяет достичь высокой оборачиваемости в условиях небольшого магазина, - комментирует Андрей Иноземцев. - Если новый продукт обеспечит увеличение сроков хранения при незначительном повышении цены, он имеет шанс быть востребованным дистрибуцией". И, конечно, успех продукта с новой маркировкой во многом будет зависеть от бренда, который его предложит рынку, от степени доверия к нему. "Российским потребителям просто некому больше доверять. Ни безымянные производители, ни государство наших надежд не оправдали", - констатирует эксперт.
Ольга Долгова
Финансовые известия