Формула идеального ВАЗа
На АвтоВАЗе при поддержке государства и помощи иностранных партнеров и цифровых технологий наконец создан автомобиль, который, как обещают на заводе, будет надежным, экономичным, безопасным и при этом недорогим. Машина для мужчин и женщин, для студентов и бизнесменов, для городских и деревенских, для начинающих и опытных. Корреспонденты "Денег" в обстановке строгой секретности познакомились с суперавтомобилем и его создателями
Ночью в Тольятти оживленно. Мы приехали за полночь, а на улицах было полно людей, машин и битком набитых автобусов. Автозавод сейчас работает в две смены, и когда народ разъезжается по домам, можно даже в пробку попасть. В смешную, по столичным меркам, но несколько минут можно и простоять.
Наш официальный визит на АвтоВАЗ проходит в обстановке строжайшей секретности. Помимо честного пионерского слова — держать до официальной презентации язык за зубами — пришлось даже подписать специальное соглашение о неразглашении информации, содержание которого тоже нельзя разглашать. Хорошо, что показывать совершенно секретный автомобиль решились не глубокой ночью и не в темноте.
Впрочем, атмосфера таинственности не рассеялась и утром. Молчаливый водитель провез нас через ворота, охраняемые нарядом бдительных женщин, бросив им загадочные слова: "По программе". А у входа в огромное приземистое здание нас уже ожидал серьезный молодой человек — сопровождающий. Обстановка в помещении, куда нас провели, меньше всего напоминала презентацию на автосалоне с яркими рекламами и полуголыми девицами на капотах. Возможно, так презентуют высокому государственному начальству какие-нибудь новейшие и секретнейшие образцы военной техники: практически пустой зал с кирпичными стенами, собранные и по-утреннему хмурые мужчины в строгих костюмах.
Экспонатов было четыре. Первый и самый, на мой взгляд, симпатичный являлся, как нам объяснили, так называемым эталонным автомобилем. То есть макетом, представляющим эталон поверхности автомобиля, выполненный в соответствии с "Каталогом зазоров и перепадов". А в центре стояли уже две настоящих Lada Granta — варианты "Люкс" и "Стандарт". Крайним был поставленный тут для сравнения всем известный ВАЗ 2107 — "семерка", последняя инкарнация Fiat-124 в семействе вазовской классики. Во все машины, кроме макета, можно было сесть, открыть-закрыть двери, капот и багажник, покрутить руль и подергать рычаг КПП. Просили только не заводить моторы (закрытое помещение) и не фотографировать рулевое колесо — оно пока не от Granta, на серийные машины будут ставить другое.
Представляли новый автомобиль три вазовских руководителя — директор проекта Lada Granta Олег Груненков, начальник управления дизайна Андрей Захаров и Сергей Мединец, главный конструктор проекта. В течение 22 месяцев эти люди решали сверхзадачу: используя прежде всего то, что уже есть у АвтоВАЗа, сделать новый народный вазовский автомобиль на замену "классике" и "Самарам". Этот автомобиль в своем базовом варианте должен был стоить 220 тыс. рублей, но при этом быть качественным и безопасным. Кроме того, он должен выглядеть так, чтобы нравился если не всем, то почти всем. Сами менеджеры, как и их руководство, считают, что задачу решили.
Согласно пресс-релизу, выпущенному к презентации, Lada Granta — это автомобиль поистине фантастической универсальности и функциональности. Потенциальные потребители новой модели — все, за исключением детей: мужчины и женщины, холостые и семейные, молодые и среднего возраста, студенты и пенсионеры, рабочие и служащие, а также менеджеры и бизнесмены. Автомобиль идеален и как первая машина, и как не первая; подходит тем, кто ездит каждый день, и тем, кто раз в неделю выезжает на дачу; хорош как для города, так и для сельской местности.
Как уже не раз случалось на АвтоВАЗе, новая модель создавалась на базе старой. Granta создавалась на базе Kalina, выпускающейся с 2004 года. Если посмотреть сбоку, сходство очевидно: двери от Kalina. А вот перед и зад у Granta выглядят по-своему. И нельзя упрекнуть конструкторов и дизайнеров в том, что они просто прилепили к старой машине багажник подлиннее и передний бампер помассивнее. Многие части действительно нарисованы и сделаны заново: передние и задние крылья, капот, крышка багажника, светотехника, бамперы, а также панель приборов, сиденья, переднее и заднее стекла.
Появились и некоторые дизайнерские изыски вроде выступающих задних фонарей и выштамповок-ресничек на крышке багажника. Последние действительно смотрятся оригинально, правда, вид симпатичных глаз-фонарей с "ресничками" заметно портит торчащий из крышки клюв замка багажника. Без него, как нам объяснили, ну никак нельзя обойтись: на нелюксовых комплектациях в целях экономии привод замка не предусмотрен, а открывать и запирать багажник как-то надо. Кстати говоря, на компьютерных эскизах, которые нам показывали на презентации, никакого уродливого замка на крышке багажника не было. Можно сказать, что это как раз тот случай, когда дизайн не удалось подружить с функциональностью.
Спереди у Granta вроде бы все более аккуратно. Из технических новинок — в передних фарах теперь есть не только ближний-дальний свет и габаритки, но и ходовые огни. К сожалению, не светодиодные, как ставят уже давно многие иностранные производители, а обычные. На облицовке радиатора новая вазовская символика — фирменная хромированная ладья над хромированной же горизонтальной полоской. Идея, насколько я понял, такая: ладья теперь не просто висит в воздухе, а как бы плывет по этой самой полоске.
Внутри, если отвлечься от практичной, но совершенно не радующей глаз серо-черной обивки, тоже все неплохо. И круглые дефлекторы вентиляции, и подстаканники, и центральная консоль с кнопками и вмонтированной аудиосистемой выглядят вполне современно. По сравнению с салоном рядом стоящей "семерки" салон Granta — чудо дизайна и эргономики. Хотя в одном месте есть проблема, когда дизайн с эргономикой сочетать не получилось: закрывая изнутри водительскую дверь, приходится неловко выворачивать локоть назад — слишком близко к проему находится ручка. Потому что на правильном для ручки месте находится панель с кнопками управления стеклоподъемниками. С передней пассажирской дверью таких проблем нет.
К сожалению, оценить, насколько бодр и тяговит для этой машины восьмиклапанный двигатель (80 л. с. для комплектации "Стандарт") и хороша ли пятиступенчатая КПП, нам не удалось — на тест-драйв модель обещают дать позднее.
Если говорить о внешнем виде автомобиля в целом, он не поражает воображение. Не безликий, но, безусловно, и не яркий. Посмотрев его со всех сторон под разными углами, можно увидеть много элементов, не позаимствованных внаглую у автомобилей других производителей, но похожих. Никакого явного плагиата нет, но не покидает ощущение, что все это ты уже где-то когда-то не раз видел. Хотя вживую на Granta я посмотрел впервые, до этого мне встречались только фотографии с испытаний прототипа, пиратским образом сделанные на заводе и просочившиеся в интернет кадры.
Еще, конечно, расстраивает то, до какой степени разнятся в смысле привлекательности выставленные модели вариантов "Люкс" и "Стандарт". Народный "Стандарт" с некрашеными бамперами и зеркалами, да еще такого темного цвета, как нам показали, внешне очень сильно проигрывает рядом стоящему "Люксу". Предвосхищая тягу первых покупателей Granta к прекрасному, можно только порадоваться за производителей различных автомобильных украшений и мастеров колхозного тюнинга. С началом продаж Lada Granta "Стандарт" работы у них явно прибавится. Первыми к концу этого года АвтоВАЗ планирует выпустить как раз недорогие комплектации "Стандарт" (от 219 тыс. руб.) и "Норма" (около 250 тыс. руб.). Богато оснащенный и нарядный "Люкс" планируется освоить в первой половине 2012 года.
Как подчеркивали представители завода, в первую очередь стояла задача сделать именно недорогой новый автомобиль. Если им верить, цифровые технологии и методики партнеров АвтоВАЗа — альянса Renault—Nissan — позволили снизить себестоимость, но без снижения характеристик безопасности, качества, удобства и надежности. Прежде всего новые технологии позволили уменьшить количество деталей. К примеру, облицовка радиатора у Granta интегрирована с передним бампером, количество элементов панели приборов снижено до 39 (у Kalina — 52), а деталей элементов обивки двери и вовсе до трех (у Kalina их 15).
Собирать Granta будут на той же линии, что и Kalina, это сейчас самая современная часть завода. Так что больших затрат на строительство и обустройство новых мощностей не потребуется — и существующие сейчас недогружены.
Чтобы въехать на производство, пароль все тот же: "Мы по программе". Тут охрана строже: несколько крепких мужиков внимательно осматривают нас и автомобиль. В цехе спокойно, но зевать не приходится — того и гляди задавят погрузчиком. Конвейер, состоящий из нескольких независимых участков, молодые парни и девушки в чистой одежде и с чистыми же инструментами. Молотками никто болты не заколачивает, светло и в целом ничуть не хуже, чем, например, на заводе Mercedes в Алабаме.
Некоторые работники, увидев направленный на них фотоаппарат, отворачиваются или закрывают лицо руками. Наш сопровождающий уверяет, что это не от стыда, а скорее от стеснительности. Мол, разные есть репортеры: к примеру, присел человек водички попить в положенное для этого время, а его фото потом напечатают с подписью: "На АвтоВАЗе никто не работает, а только хлещут что-то из бутылок".
На обратном пути снова попадаем в пробку. На этот раз с работы разъезжается первая смена — 44,5 тыс. человек из почти 70 тыс. всего работающих на АвтоВАЗе.
"Можно было сделать машину более яркой, но это не было нашей задачей"
О том, почему Lada Granta получилась именно такой, какой получилась, корреспонденту "Денег" рассказал президент ОАО АвтоВАЗ Игорь Комаров.
Честно говоря, Lada Granta не поражает смелостью дизайна. Почему было не сделать что-нибудь ярче, индивидуальнее?
— Конечно, можно было сделать машину более яркой и с более агрессивным дизайном, но это не было нашей задачей: мы хотели создать народный автомобиль, который, возможно, впоследствии заменит миллионы классических моделей Lada и "Самар", колесящих сегодня по дорогам России. Поэтому внешний вид машины должен максимально соответствовать вкусам большинства и понравиться как можно большему количеству людей. Lada Granta не конкурирует с броскими дизайнерскими авто. На мой взгляд, мы нашли достаточно удачное решение и при этом использовали современные тенденции и направления дизайна.
Если мы продаем машину дорогую, эксклюзивную, ясно, что покупать ее будет 2-3 тыс. человек в год, и это другая машина. А если понимаем, что возможное количество покупателей — от 300 тыс. человек в год, то это совсем другая история. Считаю, что мы добились отличного результата, сделав такой автомобиль, который с точки зрения себестоимости, качества и дизайна уникален. Это было непросто, учитывая, что цена Lada Granta начинается с 220 тыс. рублей. Надеюсь, что наша машина понравится людям и, конечно, будет узнаваема.
И сколько людей, по-вашему, такую машину себе купят? Какую долю в производственном плане и в планах сбыта занимает новая модель?
— Мы планируем производить от 300 тыс. до 450 тыс. автомобилей этого семейства в год. Это очень существенная доля и в производстве АвтоВАЗа, и в его экономике. Поэтому для нас очень важен успех этого проекта. Если он будет удачным, есть высокая вероятность, что к нему присоединятся наши партнеры, и на этой платформе также могут выйти автомобили Renault и Nissan.
Но такой объем автомобилей надо еще суметь продать. Мы пока к вам ехали из аэропорта Самары, проезжали мимо дилерских центров практически всех известных автопроизводителей, среди них и два центра "Лады" — стеклянные такие, со светящейся ладьей. В Москве я такого почему-то не встречал и даже не знаю, где "Лада" продается...
— У нас есть салоны и в Москве. Но когда мы говорим об уровне продаж в тех или иных регионах, то понимаем: существует разный уровень доходов и, соответственно, предпочтений людей. Определяется он не только количеством денег на покупку, но и условиями эксплуатации, состоянием дорог и наличием сервисных станций. Если брать Сибирь, Среднее Поволжье, Юг России и такие регионы, как Москва и Санкт-Петербург, то, мягко говоря, отличается и уровень доходов, и уровень жизни. Поэтому различия в структуре продаж автомобилей Lada объективны. Понятно, что наша доля ниже в Москве, Санкт-Петербурге, еще в нескольких крупных городах. Но в некоторых регионах наша доля превышает 30%, а иногда доходит и до 40%. Ведь и запросы, и возможности у людей разные. Но у нас действительно есть планы увеличения продаж по Москве, в частности, с выходом на рынок Lada Granta.
А как с запчастями для Lada Granta? У нас же еще с советских времен повелось: раз новая модель, значит, на запчасти дефицит и все дорогое. К началу продаж будут запчасти?
— До недавнего времени рынок запчастей был слабо контролируемым и носил в большой степени дикий характер. В силу многих причин, включая отсутствие прав на интеллектуальную собственность на отдельные детали и высокий уровень контрафакта. АвтоВАЗ, безусловно, обращает внимание на поставку качественных запчастей и обеспечение не только гарантийного обслуживания и ремонта. Думаю, что ситуация не ухудшится, а улучшится именно с появлением новых моделей. Мы прекрасно понимаем, что наша цель — не получение сверхдоходов на спекуляции запчастями, а стабильное обеспечение дилерских центров. Словом, опасаться потребителям нечего.
Хорошо, вот выходит в этом году Lada Granta, а что дальше? Будет наконец полноприводный автомобиль, минивэн, еще что-нибудь новое?
— Планы у нас серьезные: в первом квартале 2012 года выйдет наш R90 (это пяти- и семиместный минивэн) и его грузовая версия F90. Потом появится седан Nissan. В конце 2012 года выйдут на обновленной платформе и в новом дизайне хетчбэк и универсал Lada Kalina. Такими темпами мы планируем работать в ближайшие три-четыре года.
Вообще, у нас много проектов: есть и полноприводная Kalina, и электромобили, и даже разработки в области гибридов. Для того чтобы эти проекты реализовались, необходимо поработать над качеством наших машин. Это основа новых проектов АвтоВАЗа. И, разумеется, запуск зависит от потребностей рынка, от того, сколько людей будут готовы купить ту же полноприводную Lada Kalina и сколько они вообще будут готовы дополнительно платить за новые опции в наших машинах. Пока у нас нет уверенности, что часть проектов будет окупаемой. Но могу сказать, что я сам уже ездил на полноприводной Lada Kalina, и мне понравилось.
ИЛЬЯ ЗИНОВЬЕВ
КоммерсантЪ-Деньги