«Увлечение новыми технологиями пройдет»
Бывший руководитель Госкино России, профессор ВГИКа Армен Медведев рассказал о том, каким будет отечественный кинематограф в 2020 году
«Сейчас российское кино находится на рубеже, когда возникает вопрос: что дальше? Главное открытие последних лет – это герой, автономный от государства. Раньше же у нас, по Ленину, нравственность была подчинена интересам классовой борьбы. Вот когда это будет преодолено, у нас будет полноценное российское кино», – заверил газету ВЗГЛЯД Армен Медведев.В России ведется разработка национальной стратегии «Кино России - 2020». Привлеченные к обсуждению эксперты уверены, что отечественное кино должно измениться, причем в кратчайшие сроки, иначе ничего хорошего эту отрасль искусства не ждет.
«Киноискусство сейчас находится в том же положении, как книгоиздание в романе «451 градус по Фаренгейту»
Председатель Госкино России в 1992–1999 годах Армен Медведев рассказал газете ВЗГЛЯД о своем видении проблемы.ВЗГЛЯД: Армен Николаевич, каким вы видите или хотели бы видеть российское кино в 2020 году?
Армен Медведев: Я думаю, что к 2020 году – очень на это надеюсь и верю – пройдет увлечение технологическими новациями и наше кино вновь обретет свой облик, свою неповторимость, которые уже сейчас заложены во многих фильмах.
Я считаю, что рубеж начала российского кино – это появление фильма «Брат-2» с принципиально новым героем. Но сейчас есть некая монотонность в выборе героев. Есть по-своему талантливые и интересные фильмы: «Как я провел этим летом», «Овсянки» и многие другие, и я их очень высоко ценю. Но сейчас российское кино находится на рубеже, когда возникает вопрос: что дальше? Вот это мы познали, это мы изучили. Главное открытие последних десятилетий – это человек, герой, автономный от государства. Раньше же у нас, по Ленину, нравственность была подчинена интересам классовой борьбы и строительства новой жизни. Вот я надеюсь, что когда это будет преодолено и осмыслено, у нас будет полноценное российское кино.
ВЗГЛЯД: Говоря об увлечении техническими новациями, вы прежде всего имеете в виду технологию 3D?
А. М.: Да, и это тоже. Ведь это всегда было. Стереокино появилось после войны и пользовалось тогда огромным успехом. Также споры в свое время были по поводу звука, говорили, что звукорежиссер не нужен. Но все вошло в нормальные рамки. Кино вобрало в себя все лучшее, что могут ему дать новые технологии. Но я имел в виду другое – открытие новых героев, изучение жизни, познание жизни. Вот с этой точки зрения, я надеюсь, что увлечение новыми технологиями пройдет.
Вот «Аватар». Когда говорят про него, я отвечаю, что только человек, вобравший в себя весь опыт американского кино, снявший, кстати, «Титаник», мог сделать «Аватар». Не обучишь вот так молодых людей, которые просто знают, что такое 3D, чтобы они вдруг начали делать великолепные фильмы...
ВЗГЛЯД: Однако же и российские кинодеятели уже пошли по этому пути. «Белка и Стрелка», например, была выполнена в технологии 3D, и у нее был хороший прокат. А директор компании «Кинопроект» Александр Рубин на конференции в рамках форума «Кино России – 2020» в Петербурге показывал цифры, свидетельствующие о том, что доля 3D-фильмов неуклонно растет.
А. М.: Да. Александр все говорил правильно. Но он показывал цифры с точки зрения продажи компакт-дисков, стоимости билетов и т.д. Это существенно, и, естественно, это надо учитывать. Но мы же говорим о киноискусстве. А сейчас оно находится в том же положении, как книгоиздание в романе «451 градус по Фаренгейту» Рэя Брэдбери. Там вот все пришло к тому, что читать стало стыдно и даже преступно. И образовалось некое сообщество людей, которые знали, что такое чтение, и могли хотя бы рассказать сюжет про Ромео и Джульетту. Вот и в кино сейчас, если говорить о его содержании и эстетике, похожая ситуация. Есть люди, которые знают, что такое кино, и они пытаются до нас это донести.
ВЗГЛЯД: Что вы думаете по поводу системы подготовки киноспециалистов, в частности, сценаристов? Продюсер Сергей Сельянов на той же конференции говорил о том, что кинокомпании сейчас больше всего нуждаются в ремесленниках, а не в творцах с академическим образованием.
А. М.: Посмотрите на пример того же самого Сергея Сельянова. Он же по образованию сценарист, и это мировоззренческое образование помогло ему стать сначала режиссером, а потом и продюсером. А человек, обученный по методе Сельянова, уже не станет продюсером. Я думаю, конечно, могут быть какие-то дополнительные курсы, посвященные отдельным деталям профессии, постижению разных ее спектров, которые не охватывает классическое образование. Но основа все-таки должна быть той, что есть сейчас. Школа обязательно должна быть консервативной – тогда это школа.
ВЗГЛЯД: А как вы оцениваете новую систему государственного финансирования кинематографа? О выделении государственных денег лишь восьми компаниям-«мейджорам»?
А. М.: Посмотрим. Я ничего пока не думаю, жду, что получится. Получили финансирование люди очень достойные. А что они сделают – посмотрим.