Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Вышел из народа

Стоимость чая вырастет, а его ассортимент расширится

Чай - один из любимейших напитков в нашей стране. Его пьют почти 100% населения. Предложение сегодня радует разнообразием и ассортимента, и цены. Но чаевничать становится все дороже и, по прогнозам экспертов, тенденция сохранится. Рынок достиг насыщения, в объеме расти некуда - его рост возможен только в стоимостном выражении. Влияет на цены и дорожающее из-за засухи импортное сырье.

Шриланкийский чайный совет в этом году прогнозирует рост цены на черный цейлонский чай. Стоимость напитка увеличится на 14% из-за перебоев с поставками в ряде стран. По оценкам экспертов, в 2011 году цены могут подняться в среднем до $4 за 1 кг против $3,5. Это произойдет из-за прошлогодней засухи в Кении, крупнейшем в мире экспортере чая, и роста потребления в Индии. Эти факторы повлияют и на российский рынок, который сильно зависит от мировых цен на чай, поэтому его подорожание на внутреннем рынке весьма вероятно.

"Из-за климатических условий почти все сырье для производства чая поступает из-за рубежа: из Шри-Ланки, Индии, Китая, Вьетнама, Индонезии, Кубы, Кении, - комментирует генеральный директор промо-маркетингового агентства EMG Андрей Соколов. - Только 1% чая собирают в Краснодарском крае. Так что рост стоимости зарубежного сырья неизбежно скажется на розничных ценах". По мнению генерального директора inFOLIO Research Group Олега Клепикова, рост цен на чай в нашей стране не превысит 8% и будет определяться исключительно мировой конъюнктурой. "Так как объективных внутристрановых факторов для роста цен на данный момент мы не видим", - объясняет Олег Клепиков. Но, по мнению некоторых экспертов, для подорожания чая есть еще и другие предпосылки.

На пороге

В России пьет чай, по разным оценкам, около 96-98% населения. В мировом потреблении наша страна занимает четвертое место, уступая Индии, Китаю и Турции и опережая такую чайную страну, как Англия. Среднее потребление чая в России составляет 1,2 кг на человека в год, но объемы продаж этого продукта в последние годы сокращаются. По данным эксперта департамента оценки "2К Аудит - Деловые консультации/Morison International" Ирины Воробьевой, с 2005 по 2010 год они сократились на 10%, со 186,1 тыс. тонн до 166,5 тыс. тонн. По другим оценкам, объем рынка к началу 2011 года составил 172,477 тыс. тонн. Сейчас, по словам Андрея Соколова, этот показатель приблизился к 170 тыс. тонн. "Так происходит потому, что сегмент напитков становится все более широким (кофе, соки, морсы и т.д.), - объясняет Ирина Воробьева. - Правда, в стоимостном выражении рынок чая последние два года остается достаточно стабильным (1,4-1,5 млрд долл.). Снижение объемов продаж привело и к снижению внутреннего производства".

Управляющий активами УК ФГ "БКС" Николай Солабуто считает, что рынок чая продолжит стагнировать. "Он насыщен, а потребителями продукта является практически все население страны, - комментирует эксперт. - Уровень потребления чая не может увеличиваться дальше за счет роста среднего объема потребления на человека. Кроме того, снижение спроса на чай происходит за счет появления в рационе населения напитков, заменяющих чай, - кофе, какао и т.д.". По мнению Олега Клепикова, скорее всего сокращение натуральных объемов продолжится в течение ближайших двух-трех лет, после чего рынок окончательно стабилизируется на цифре 165-167 тыс. тонн, а затем даже немного начнет расти.

Пути развития

По словам партнера BDO в России Елены Хромовой, ресурсов для количественного роста отечественного рынка нет, поэтому развитие в основном происходит путем дифференцирования продукции - создания новых марок, линеек продукции, упаковки. "Наряду с этим наметилась тенденция формирования отдельного сегмента фруктовых и травяных напитков, продаваемых как чай, но не содержащих чайных листьев", - рассказывает Елена Хромова.

Сегодня, как отмечает Андрей Соколов, наиболее популярный в России чай - традиционный черный. Большинство его сортов относятся к среднему и экономичному ценовому сегменту. Второе место занимает черный ароматизированный чай, третье - зеленый. Перечисленные предпочтения россиян подтверждаются исследованием Synovate Comcon. По данным компании за IV квартал 2010 года, черный чай без добавок потребляют 70% респондентов, черный чай с цветочными и фруктовыми добавками - 14%, затруднились ответить - 6%, зеленый чай с цветочными и фруктовыми добавками - 6%, зеленый чай без добавок - 4%, чай из трав - 1%.

По словам Ирины Воробьевой, в последние годы потребители все чаще переключаются на пакетированные чаи, возрастает спрос на ароматизированные чаи с необычными вкусами, наиболее быстрыми темпами растет спрос на фруктовые чаи, пользуются популярностью чайные наборы-ассорти. Эти тенденции характерны как для премиальных сортов, так и для недорогих чаев. "Развитие участников рынка сейчас идет в основном за счет расширения ассортимента и улучшения внешних атрибутов (например, упаковки), - рассуждает генеральный директор промо-маркетингового агентства EMG Андрей Соколов. - Объемы продаж отечественных компаний снижаются, конкурентная среда становится все более жесткой, в результате увеличивается интерес к внешним рынкам".

В денежном выражении, по мнению эксперта, российский рынок чая растет как за счет смещения спроса в сторону более дорогих сортов, так и за счет постепенного увеличения цен. "Цены растут как в связи с удорожанием сырья, так и в связи с удорожанием упаковочных материалов", - отмечает Ирина Воробьева. Рост цен на чай, по мнению эксперта, может вызвать сокращение ассортимента. Пока он является весьма разнообразным.

Несмотря на разнообразие предложения, российский чайный рынок сегодня считается одним из самых консолидированных в пищевой отрасли. По данным "Nielsen Россия", более 70% рынка контролируют 4 компании: Unilever (Lipton, Brook Bond, "Беседа"), компания "Май" ("Майский", "Лисма" и Curtis), "Орими Трэйд" (Greenfield, "Принцесса Нури", "Принцесса Ява", "Принцесса Канди", "Принцесса Гита"), СДС-ФУДС (Ahmad). Остальные производители занимают узкие сегментные ниши.

По данным Synovate Comcon, за три последних месяца 2010 года чай марки Lipton потребляли 36% участников исследования, такой же процент респондентов покупали чай Ahmad, Greenfield предпочитают 32%, а на чай торговых марок "Принцесса Нури" и "Беседа" приходится по 22% потребителей.



Ольга Долгова

Финансовые известия
20.05.2011



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Бизнес и Политика В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Бизнес и Политика Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов