Подорожание продуктов заставило считать деньги жителей самых благополучных стран. Многие сделали выбор в пользу экономии на еде, но в соответствии с национальными особенностями
Германия
Немцы, бережливость которых и так считалась чуть ли не эталонной, еще выше подняли стандарт экономии. В последние 3 года в этой самой экономически развитой стране ЕС 47 процентов населения сократили расходы на еду. Парадокс: хотя немцы очень трепетно относятся к тому, что едят, и активно потребляют экологически чистые продукты, траты на еду у них составляют всего 11 процентов общих расходов. Все дело в том, что немцы умеют покупать. Поход в магазин в Германии — целый ритуал. Список составляется заранее, и не дай бог отступить от него. Покупают при этом впрок: за продуктами ездят раз в полторы недели, когда холодильник уже опустел.
Великобритания
Английская диета, скорее, финансового характера: покупать меньше подданные ее величества не стали, они стали искать способы покупать дешевле. И нашли — благодаря развитой сети недорогих супермаркетов: их продажи в 2008-м выросли процентов на 20 по сравнению с докризисным годом. При этом несут убытки магазины среднего звена, традиционно любимые англичанами. Любопытно, что за экономию принялись активно агитировать власти — еще в самом начале кризиса премьер Гордон Браун призывал соотечественников не покупать слишком много и правильно хранить еду. Одной из первых урезала расходы на содержание двора королева Елизавета II.
Италия
Для итальянцев, как и французов, еда — сродни искусству, так что экономить на качестве здесь не принято. Однако в последнее время число людей, готовых покупать дешевле в ущерб качеству, растет и уже достигло почти 43 процентов, особенно много их на юге Италии, где уровень жизни ниже. Традиционные маленькие магазины и лавочки уступают место гипермаркетам. Меняется и состав потребительской корзины: рыба, морепродукты, фрукты, сыры, вино уступают место курице, крекерам и фастфуду, что всерьез беспокоит диетологов. Снизилось не только качество, но и количество покупаемой еды: в 2010-м — на 0,6 процента.
США
Интересная тенденция в США — в стране, граждане которой настолько не могут представить себе жизнь без автомобиля, что готовы не есть сами, лишь бы прокормить своего железного коня. Опрос, проведенный компанией America's Research Group, показал: рост цен на нефть и подорожание бензина в последние годы привели к тому, что треть американцев экономит на походах в продовольственные магазины именно ради того, чтобы иметь возможность регулярно заливать бак. Математика проста: на заправке теперь приходится тратить на 25 долларов в неделю больше, значит, эти деньги нужно сэкономить на продуктах. При этом американцы расходы оптимизируют: по опросу Harris Interactive, 45 процентов граждан теперь будут приносить обед на работу из дома, а 21 процент готов отказаться от чашки утреннего кофе.
Гелия Делеринс, Париж
Рынок уходит в небо
Чтобы выяснить, как сказалось повышение цен на поведении российского покупателя, корреспондент "Огонька" отправился на один из самых старых рынков страны. Выяснилось: сюда ходят только очень богатые и очень бедные люди. Но даже им скоро, может быть, ходить будет некуда
Во всяком случае, именно это утверждают продавцы в мясном отделе. Любовь Куделина, которая работает на рынке "Мытный двор" уже 15 лет, постоянных покупателей знает в лицо, многие ей даже звонят, просят отложить кусочки получше: "Тут же Кремль рядом, так что из администрации приходят работники, бизнесмены заходят, чиновники". Еще одна категория богатых покупателей — "московский поезд". Это жители столицы, которые приезжают в Нижний Новгород рано утром, а уезжают вечером. Их цель — салоны красоты, стоматологические клиники, мясной отдел на рынке опять же — здесь все дешевле, чем в Москве. "Приходят они с сумками-холодильниками, забивают их — и на поезд".
Зато вечером наступает время бедных. На рынок подтягиваются бабушки с тележками — ищут остатки, которые им могут продать подешевле. Особенно сговорчивыми в это время становятся продавцы из сел — они хотят успеть на последний автобус и поэтому согласны скинуть цену на свой товар.
В мясном отделе, надо признать, настоящих деревенских продавцов не так много, хотя каждый прилавок снабжен табличкой с названием района, в котором выращен скот: Сеченовский, Бутурлинский, Пильнинский. Светлана Сидорова, которая тоже не первый год тут работает, уверяет, что так всем удобнее: "Деревенские нам сдают мясо оптом, а мы уже продаем. Нет, с фермерами дело не имеем, боже упаси! У них коровы худые, как не знаю что. Только с частниками работаем. Вырастит семья бычка, привезет на рынок, а дальше уже мы". Похоже, что так действительно всем удобнее — в мясном отделе некоторые места пустуют, и дирекция пока безуспешно ищет арендаторов.
В целом же за последний год в мясном отделе стало чуть меньше посетителей. Рубщик мяса Артем Топузян за 30 лет своего стажа такое видит впервые: "Иногда бывают минуты, когда в зале вообще нет покупателей. Как-то непривычно даже". Но все же это не такое катастрофическое падение покупательского спроса, как в других отделах. Все-таки мясо "с Мытного" считается лучшим в городе, и люди не готовы от него отказываться. "Сегодня ко мне с Автозавода в гости приедет сестра,— сообщает пенсионерка Мария Андреевна Котелкова, которая выбирает говядину.— Из чего же мне сварить хороший суп? Не из магазинной же безвкусицы!"
"Цены растут, а зарплаты — нет"
В молочном отделе перекупщиков не видно. За прилавком — две настоящие деревенские красавицы: тетя и ее племянница из села Лазазей. У каждой в семье по две коровы. Раз в неделю, по воскресеньям, они привозят на Мытный рынок творог, молоко, сметану и топленое масло. У племянницы Алины даже фамилия подходящая — Маслова.
— Я вообще-то медработник, — говорит она. — Но вот, торгую. А что делать? Надо как-то выживать. Колхоз наш развалился, поэтому каждый крутится как может. Я начала тут работать, когда еще беременная была. Сейчас дочке Насте уже 14 лет, скоро начнет помогать.
За место на рынке они отдают по 200 рублей в день. Продают за это время примерно по 40 килограммов творога и по 10-15 литров сметаны. В месяц получается примерно по 25 тысяч рублей чистого дохода: "Это без учета кормов, бензина и нашего труда!"
Молочницы тоже заметили, что покупателей стало меньше: если раньше удавалось расторговаться до обеда, то теперь, чтобы продать столько же, иной раз приходится стоять и до вечера. Такая ситуация длится уже примерно год. Постоянные покупатели не пропали, приходят, как и прежде, но они стали экономнее. Анна Кузнецова, бухгалтер, уже несколько лет каждое воскресенье специально приезжает к Масловой: "Цены растут, а зарплаты — нет. Поэтому я ужимаю расходы. Беру уже не полкило творога, а грамм 300. Но все равно не перехожу на суррогаты из пластиковых упаковок, фу".
А большинство все же переходит. Почти все покупатели признаются, что стали гораздо реже ходить на рынок. "Мы вообще сюда случайно зашли,— заявили две женщины средних лет.— И мы, и все наши знакомые давно отовариваемся в супермаркетах. "Ашан", "Метро", "Лента", "Реал" — все это в Нижнем Новгороде есть". Алина Маслова кивает: "Вся область ездит в "Ашан". И мы тоже".
"Вам не стыдно?"
— У моего хозяина раньше был на рынке продовольственный магазинчик.— Марина Смолина уже около трех лет работает продавцом.— Но теперь мы оставили только овощи. Остальным торговать вообще невыгодно. Даже в Пасху прибыли не было, представляете?
Марина и ее работодатель уверены: во всем виноваты именно супермаркеты: "Это крупные сети, они могут снижать цены. У нас картошка местная по 40, а у них египетская — по 35. Ну и как нам с ними бороться?"
Бороться действительно трудно, хотя в этом году все продавцы овощей на рынке делают наценку примерно в 10 процентов против 30 прошлогодней. "Больше всего прибыли приносят импортные овощи,— говорит Марина,— но ими завалены все магазины, конкурировать не очень-то получается. Поэтому мы стараемся объяснять людям: наши овощи сочнее, ароматнее. Вот помидора горьковская, по 130 рублей, но так это ж действительно помидора, у нее запах. А вот турецкие помидоры, водянистые — по 80. В магазинах они еще дешевле. И люди идут и покупают в магазине. Потому что смотрят все сейчас только на цены, а не на качество. Но что мы можем сделать, куда уступать-то? Вот огурцы из совхоза Ждановский, закупочная цена — 85 рублей. За сколько же их нам продавать? А покупатели без конца жалуются, что цены растут. Одна женщина на днях прям набросилась: "Вам не стыдно?"".
Покупатели действительно недовольны. "Ну невозможно! — возмущается водитель Алексей Григорьевич.— Каждый день, куда ни придешь, все дорожает на 3-4 рубля. Только сахар и подешевел. Не знаю, какие зарплаты надо иметь, чтобы покупать те же фрукты".
Мумариз Азимов, продавец фруктов, уверен, что дело не в ценах. "Вот лимон, да? Он как стоил у меня 10 лет назад 10 рублей, так и стоит до сих пор. Апельсины как стоили 50 рублей, так и стоят. Но покупать их перестали! Не знаю, почему". Алексей Григорьевич знает: "Потому что в супермаркете апельсины — по 35! Дешевле вашей картошки!"
Татьяна Воробьева из рыбного отдела, продавец с 15-летним стажем, тоже заметила, что на рынке, во-первых, стало меньше покупателей, а во-вторых, изменились их вкусовые пристрастия. "Сейчас самая популярная рыба — треска. Ее берут и богатые даже. Семга, форель теперь хуже продаются. Кризис".
Зарплата продавцов на рынке — примерно 500 рублей в день. Работают обычно неделя через неделю. "Я еще уборщицей подрабатываю,— объясняет Марина Смолина.— Если хозяин мой совсем разорится, то не знаю, что буду делать. У меня же семья, кредиты. Я машину еще до кризиса купила, Renault Logan. Случись что, не знаю, как расплачиваться".
"Жизнь заставила"
В администрации Мытного рынка признают, что покупателей стало меньше. "Но все же около 80 процентов — это наши постоянные покупатели, которые ходят сюда по 10-15 лет",— говорит директор рынка Ваган Багдасарян. Именно по их покупкам и можно судить о том, что изменилось в связи со скачком цен на сельхозпродукты. Нижегородцы, особенно люди средних лет, все еще стараются баловать себя свежим мясом, домашним творогом и сметаной. Им нравится, что на рынке можно пробовать, выбирать, торговаться. Но приобретают они уже в меньших количествах. А за крупами, колбасами, напитками, полуфабрикатами, сладостями, короче говоря, за всем остальным теперь чаще всего едут в супермаркеты — там все это дешевле и размещено компактнее, не надо с сумками бегать туда-сюда. По сути, из рыночных продавцов сейчас способны выжить лишь те, кто торгует "настоящим", продуктами из деревни, которых нет ни в каком гипермаркете.
Но молодые покупатели и этого уже не ценят — дорогу сюда многие из них даже не знают. А ведь Мытный — это старейший рынок не то что города — страны. Именно на этом месте, на пересечении Волги и Оки, располагались лавки российских купцов. Да и в 1990-е годы тут было не протолкнуться. То ли дело сейчас — тишина вдоль рядов и покой. Чтобы не распугать и без того паникующих продавцов, на Мытном уже второй год не повышают арендную плату. "Лучше пусть хоть кто-то торгует, чем место будет пустым",— считает директор.
Тем не менее Ваган Людвигович задумал реконструкцию своего рынка: "Жизнь заставила!" Он показывает проект огромного 3-этажного здания из стекла и бетона и уверяет, что именно это привлечет покупателей и арендаторов. Звучит неубедительно. В конце 2009-го в Нижнем Новгороде на Комсомольском шоссе уже открыли подобное сооружение — во внушительном здании расположилось множество павильонов, оснащенных по последнему слову техники. Со всего города покупателей на "Нижегородский рынок" доставляли бесплатные маршрутные такси. Увы: всего через несколько месяцев многие автобусы перестали курсировать — просто не было желающих ехать на этот прекрасный рынок.
Вагана Людвиговича этот пример не пугает: "Мы делаем ставку на подземную парковку, которую тоже построим. Мы же находимся в самом центре города. Так что основной доход нам парковка обеспечит". Как бы все ею и не закончилось.
Продукты протеста
Досье
Подорожание продуктов часто провоцирует социальные бури
Продукт: пшеница (Египет, конец 2010 — начало 2011).
На сколько подорожала? В два раза.
Причина: Египет является одним из крупнейших мировых импортеров пшеницы. Из-за засухи в России, которая является основным поставщиком зерна в Египте, к сентябрю 2010 года экспорт пшеницы был приостановлен.
Реакция: в стране, где каждый пятый человек живет на 1 доллар в день, субсидируемый государством дешевый хлеб был залогом стабильности. Его подорожание привело к массовым беспорядкам. Итог известен — революция в стране, отставка правительства и президента Хосни Мубарака.
Продукт: гречневая крупа (Россия, август 2010).
На сколько подорожала? Втрое.
Причина: неурожай, засуха, отсутствие запасов, а также то, что спекулянты взвинтили цены на общем фоне подорожания.
Реакция: рост спроса на гречку привел к дефициту даже в крупнейших торговых сетях. Впервые за 7 лет Россия стала импортировать гречку — из КНР.
Продукт: лук (Индия, конец 2010 — начало 2011).
На сколько подорожал? С 35 до 88 рупий (с 0,78 до 1,95 доллара) за килограмм.
Причина: проливные дожди уничтожили значительную часть посевов лука, являющегося обязательным компонентом блюд национальной кухни. Ежедневно лук здесь потребляет более половины населения страны.
Реакция: в феврале 2011 года в Нью-Дели состоялась демонстрация против роста цен на продукты питания, в которой приняли участие до 20 тысяч человек. Памятуя о предыдущих "луковых кризисах", в 1980 году после одного из таких было свергнуто правительство, правительство Сингха тут же запретило экспорт лука, снизило налоги на импорт и способствовало ввозу продукта из соседнего Пакистана.
Продукт: кокос (Шри-Ланка, декабрь 2010).
На сколько подорожал? С 30 до 60 рупий (с 0,27 до 0,54 доллара).
Причина: земли, где выращивался кокос, одна из основных статей экспорта и основной ингредиент национальной кухни, были переданы под застройку.
Реакция: впервые в истории пришлось импортировать продукт из Индии. Также были установлены максимальные цены на кокосы внутри страны.
Продукт: рис (Филиппины, 2008).
На сколько подорожал? В полтора раза.
Причина: власти превысили объемы закупок в несколько раз — больше, чем действительно нужно было стране. Ведущие экспортеры риса в мире — Таиланд, Вьетнам, КНР, США, Пакистан, Индия и Бирма — в свою очередь сократили объемы продажи риса, все более ориентируясь на внутренние рынки. А на экспортный рис установили цену свыше тысячи долларов за тонну.
Реакция: цены на рис, соответственно, выросли и на внутреннем рынке Филиппин. Всерьез заговорили об угрозе голода в стране. Уже в 2010 году Филиппины снова увеличили закупки риса, чтобы исключить риск голода.
Наталья Радулова, Нижний Новгород — Москва
"В нас засела культура "бедного потребления""
От того, можем ли мы себе позволить красную рыбу и дорогой коньяк, зависит наше мнение о собственном социальном статусе. О потребительских привычках россиян рассуждает социолог Левада-центра Марина КРАСИЛЬНИКОВА
— Есть представление, что россияне, в отличие от тех же французов, экономить не хотят и не любят. Подтверждается ли оно вашими исследованиями?
— Если говорить о французах, то это вообще довольно экономная, даже скупая нация, хотя мы привыкли приписывать им некий романтичный ореол, что, в общем, такой же стереотип, как и представление о русских как о беспечных людях широкой души. Такие бытовые стереотипы живут своей жизнью и зачастую не имеют под собой никаких подтверждений.
— Но как все-таки объяснить парадокс: во время кризиса во всем мире люди учатся экономить на еде, и только в России, согласно опросам вашего же Левада-центра, этого не происходит, мы едим столько же, сколько ели до кризиса, хотя денег стало явно меньше.
— Дело в том, что продукты питания в России для значительной части населения являются вещью статусной. Поэтому на еду мы тратим намного больше, чем нужно для удовлетворения естественной потребности в питании. Чтобы убедиться в этом, достаточно прийти в какой-либо гипермаркет и посмотреть, как там нагружают тележки. Согласно нашим исследованиям, 80% населения тратит на еду больше половины своих доходов.
— А вам не кажется, что то значение, которое люди придают покупке продуктов питания, следствие советского дефицита?
— Все не так просто. Дело в том, что советское общество не было бедным обществом. Оно было нерыночным обществом. Это означает, что образование, медицинское обслуживание, жилье, то есть все базовые человеческие потребности, были выведены из личной ответственности советского человека и давались ему государством, то есть как бы проходили мимо осознанного выбора. Поэтому лично за свое потребление человек отвечал только в сфере питания и одежды, а это традиционные маркеры так называемой культуры бедного потребления.
В социологии есть понятие демонстративного поведения. Потребление помимо удовлетворения потребностей в питании, одежде и жилье всегда имеет социальную составляющую, то есть является способом подтверждения своего социального статуса. Так вот, не будучи бедным, советское общество парадоксальным образом продуцировало людей с менталитетом "бедного потребителя", которым для подтверждения своего статуса важно хорошо питаться и покупать дорогую одежду. И до сих пор это представление никуда не делось, что подтверждают многие социологические исследования.
— А что еще предполагает менталитет "бедного потребителя"?
— Надо понимать, что речь не о недостатке средств, а о бедности запросов и ожиданий, потребностей и моделей выбора. Это оказывает существенное влияние на потребительское поведение населения России. К тому же по мере экономического развития общества формы демонстративного поведения меняются. Например, бедный человек не может продемонстрировать свой статус, купив яхту. Точно таким же нереальным мифом для большинства населения является покупка жилья. Когда мы спрашиваем, какие у семьи должны быть доходы, чтобы она могла купить себе жилье, люди называют суммы в несколько раз большие, чем когда мы спрашиваем, сколько денег нужно вашей семье, чтобы жить нормально. Покупка недвижимости для них — заоблачная идея, не включенная в круг "нормальных потребностей семьи". Куда проще продемонстрировать свой статус, заказав дорогой обед в ресторане или забив холодильник продуктами на несколько тысяч рублей.
— С едой понятно. А что еще служит демонстрации статуса?
— Порядок такой: еда, одежда, дом. В начале 2000-х мы были обществом наевшихся людей, вплоть до кризиса 2008-го — обществом одевшихся. Насколько я знаю, многих маркетологов международных торговых сетей удивляло количество покупателей в элитных брендовых магазинах, открытых в России. Причем, подчеркивали они, приходили клиенты, у которых явно нет денег, чтобы покупать такую дорогую одежду. Это происходит именно потому, что в нас очень глубоко сидит культура "бедного потребления" — большинству наших сограждан все еще стыдно экономить на одежде. Российский электорат гораздо проще понять и предсказать действия, если исходить из этого представления, а не из теории о среднем классе, который находится на следующей ступени потребления.
— Хорошо. Ну а что в таком случае является подтверждением статуса на Западе, где средний класс развит?
— В обществе, где ценностью становится человеческий капитал, модным, престижным и статусным является потребление, направленное на его развитие. Модно и престижно тратить деньги на образование, на здоровый образ жизни, то есть на спортивные клубы, спортивные увлечения, покупку каких-то элитных вещей, например яхты или автомобиля, но ни в коем случае не на покупку одежды. И совсем уж не на питание, которое может быть каким угодно скромным и никто не обратит на это внимание. Нам до этого еще предстоит дорасти. Сначала нужно одеться, обуться и построить дом.
— Можно ли говорить хотя бы о том, что менталитет потребления меняется у более обеспеченных российских семей?
— Парадокс нашего общества еще и в том, что принципиальных отличий в моделях потребления между представителями разных массовых слоев нет. Получая больше, люди гораздо медленнее перестраивают структуру своих расходов и в процентном соотношении тратят на еду немногим меньше, чем менее обеспеченные. Это происходит даже помимо осознания, просто потому, что в обществе практически нет других общепризнанных образцов потребления, нет соответствующих правил приличий. То есть можно сказать: пока тот достаток, который мы могли бы вкладывать в развитие человеческого капитала, элементарно проедается.
Огонек