Нас остеклили
Американская компания Guardian строит новый завод по производству флоат-стекла в Ростовской области. С этим проектом иностранные производители доведут свою долю на российском рынке до 80%
В стекольном производстве как таковом для России нет ничего нового. Отечественные производители брали медали на международных выставках еще в пору существования Российской империи. Другое дело, что со временем развитые страны перешли на новые технологии. Традиционно плоское стекло изготавливалось по технологии Эмиля Фурко, которую он разработал еще в 1902 году. Аморфную стекольную массу вытягивают из стекловаренной печи, пропускают между прокатными валками, охлаждают и нарезают. В отдельных сегментах, например, в производстве стекла для часов, эта технология альтернативы не имеет. Но эти ниши весьма узкие и погоды на рынке не делают. Другой метод производства плоского стекла был создан компанией Pilkington в 1959 году. Он основан на постепенном охлаждении жидкой стекольной массы, разлитой в форму поверх расплавленного металла, чаще всего олова. При этом без особых усилий получается стекло стабильной толщины, с высокими оптическими свойствами и не нуждающееся в полировке. Эта флоат-технология получила широкое распространение во всем мире, повсеместно вытеснив традиционный метод Фурко из сферы производства листового стекла.
Проблема российской стекольной промышленности в том, что, несмотря на почтенный возраст западного метода, отечественные стекольщики переход на новые технологии благополучно профукали. Два советских завода, «Салаватстекло» и «Саратовстекло», обладающие соответствующими технологиями, к середине 2000-х имели мощности примерно 600 тонн в сутки при реальной емкости рынка 1000 тонн. Пустующую нишу должна была заполнить японская Asahi. Эта крупнейшая мировая стекольная корпорация в конце 1990-х купила Борский стекольный завод и, модернизировав его, довела производство флоат-стекла до 400 тонн в сутки. Однако в 2006 году емкость внутреннего рынка достигла 1,6 тыс. тонн и продолжала быстро расти, то есть рынок по-прежнему был остродефицитным. С 2007 года началась мощная конкуренция между крупнейшими отечественными и мировыми игроками за расширение производственных мощностей. Новый проект Guardian показывает, что эту борьбу безальтернативно выигрывает американская компания, которая с возведением завода в Красном Сулине Ростовской области мощностью 800 тонн листового флоат-стекла в сутки станет крупнейшим игроком (36%) на этом рынке, а вместе с Asahi и Pilkington иностранцы получат в России почти 80%.
Поближе к народу
Город Красный Сулин на западе Ростовской области ранее был известен разве что как место прописки маленького металлургического заводика. Теперь все изменится, скоро этот город превратится в один из крупнейших центров российской стекольной промышленности. Завод Guardian сразу станет одним из трех крупнейших в России. Объем инвестиций в проект составит 160 млн евро. Это больше, чем в среднем тратили на создание своих стекольных производств другие компании, но значительно меньше, чем обошлось той же Guardian строительство аналогичного завода в Рязани. Для Guardian это 29-й их объект в мире.
Проект в Красном Сулине стал новаторским в том смысле, что на стекольном рынке это первый случай отказа иностранного инвестора от жесткой привязки к Москве при выборе площадки для размещения производства. Как известно, большая часть листового флоат-стекла используется в строительстве. Раньше активные строительные работы велись лишь в московском регионе. Здесь возводилось много жилья и коммерческой недвижимости по западным стандартам качества, то есть с широким использованием современных материалов, в том числе стеклопакетов, изготавливающихся из флоат-стекла. Так что любовь иностранных стекольных компаний к регионам, непосредственно граничащим с Москвой, понятна. Например, первый завод той же Guardian в России разместился в Рязани, это всего 200 километров от столицы. Asahi запустила новый завод в подмосковном Клину. Британская Pilkington не стала исключением, разместив производство в городе Раменское Московской области.
Однако все меняется. Строительный бум в столице и окрестностях сбавляет обороты. А в регионах, наоборот, строительство ведется все активнее. Да и популярность стеклопакетов и фасадного остекления распространяется по России все шире. В то время как региональное производство флоат-стекла до сих пор было представлено лишь ветеранами советской индустрии — компаниями «Салаватстекло» и «Саратовстекло». Очевидно, что претенденты на обладание рынком должны неизбежно выносить свои новые производственные проекты в глубинку. И первым здесь отметился российский капитал. В 2009 году компания «Югроспродукт» возвела в Ставропольском крае стекольный завод мощностью 250 тонн с планами расширения до 850 тонн, видимо, с прицелом на олимпийское строительство. И вот конкурентный ответ иностранцев. Директор по развитию компании Guardian Europe Николай Мурашко сказал «Эксперту»: «Мы внимательно следим за ситуацией на рынке». Очевидно, что красносулинский проект тоже прямо завязан на гарантированно высокие объемы потребления стекла в связи со строительными работами к Олимпиаде в Сочи.
Импорта не будет. Экспорта тоже
Российский рынок флоат-стекла долгие годы оставался остродефицитным, что способствовало проникновению в страну импортной продукции из многих стран мира. В большинстве своем это была не очень качественная и низкотехнологичная продукция китайских производителей и стекольщиков из СНГ, таких как Лисичанский стекольный завод (Украина), «Гомельстекло» (Белоруссия), «Интергласс» (Киргизия).
Новые производственные проекты иностранных и российских компаний существенно меняют расклад. Сейчас совокупная мощность всех старых и новых производств достигает 4700 тонн в сутки. Заметим, что объем производства флоат-стекла в России с вводом нового завода вырастет почти впятеро по сравнению с началом 2000-х. Объемы внутреннего производства фактически догнали объемы спроса, и импортная продукция из-за своей дороговизны быстро вытесняется с рынка. Интересно, что неконкурентоспособным по цене оказывается даже дешевое китайское стекло. По свидетельству заведующего отделом Института стекла Александра Чеснокова, китайские производители сейчас занимают на российском рынке порядка 7%, в то время как еще пять лет назад их продукция покрывала более 15% внутрироссийского спроса.
Остается еще один вопрос. Если внутреннее производство у нас растет достаточно быстро, а спрос уже нет, то возможен ли экспорт флоат-стекла российского производства? Экспорт в приграничные страны, в том числе в страны СНГ, вполне возможен. Продукция новых российских заводов более качественная, поэтому она в состоянии конкурировать со стеклом местного производства. А вот экспорт в Европу развиваться вряд ли будет. Александр Чесноков поясняет: «Россия раньше имела серьезные преимущества при размещении у нас производства стекла за счет дешевизны сырья и энергии. Сырье обходилось почти на 50 процентов дешевле, чем в Европе. Но это преимущество уходит. Быстро дорожает газ, электроэнергия, продукция базового неорганического синтеза». Николай Мурашко подтверждает эту мысль: «Разговоры о дешевизне производства в России не всегда корректны. Сегодня цены на многие материалы в России, например, на соду и даже на деревянную упаковку, на уровне западноевропейских, а иногда и превышают их».
Таким образом, продукция российских стекольных заводов, скорее всего, окажется неконкурентоспособной в Европе по цене.
Нашим не светит
С учетом новых инвестиционных проектов доля российских стекольных компаний снизится до 20%. Означает ли это, что внутренний рынок мы полностью и безраздельно отдали на откуп иностранным производителям?
Для начала стоит отметить, что российский рынок флоат-стекла еще не полностью исчерпал свои возможности роста. Сегодня в России потребляется 11–12 кг стекла на человека в год. Европейский же уровень, на достижение которого ориентируются компании при разработке новых проектов, — 18–25 кг. Guardian оценивает перспективы роста на уровне 10% в течение следующих нескольких лет.
Другой вопрос, смогут ли россияне что-либо противопоставить своим иностранным конкурентам. Сейчас на российском рынке флоат-стекла для потребителя имеет значение не только цена, но и качество продукции. Причем отмечается рост спроса на высокотехнологичную продукцию — низкоэмиссионное (энергоэффективное) стекло и стекло повышенной прочности.
Старые российские заводы «Саратовстекло» и «Салаватстекло» пока не могут похвастаться ни возможностью производить стекло с повышенными качественными характеристиками, ни способностью резко расширить производство и осуществлять региональную экспансию. Британская инжиниринговая компания Float Glass Consortium, например, уверена, что салаватское стекло вообще не может составить конкуренцию продукции современных предприятий.
Единственный крупный отечественный производитель, обладающий современными технологиями, — компания «Югроспродукт». Ее завод построен французской инжиниринговой компанией Fives Stein в соответствии с современными стандартами качества. Однако, судя по всему, эта компания, принадлежащая бывшему депутату краевой думы Алексею Яшкунову, испытывает определенные сложности с поиском инвестиций, поэтому перспективы ее развития остаются туманными.
Кудияров Сергей
Журнал "Эксперт"