«Никто с уверенностью не может сказать, сколько собрали в итоге «Пираты Карибского моря»», – рассказал газете ВЗГЛЯД генеральный директор «Каро-премьер» Алексей Рязанцев. По его словам, многие кинотеатры утаивают до 50% прибыли с проката. Поэтому Минкульт планирует ввести новую систему продажи билетов в кино.
Министерство культуры намерено заставить кинотеатры подключаться к единой автоматизированной информационной системе (ЕАИС), грозя закрытием кинотеатров. Об этом на пресс-конференции в РИА «Новости» сообщил замдиректора департамента кино Министерства культуры Игорь Каллистов.
«Штрафы за неправильно предоставленную отчетность надо увеличить до размеров штрафов за коррупцию – штраф должен в сто раз превышать размер взятки»
Если сегодня многие кинотеатры ведут отчетность о проданных билетах фактически вручную, а о сумме выручки дистрибьюторы и продюсеры узнают со слов владельцев кинотеатров, то ЕАИС призвана автоматизировать весь процесс продажи билетов и исключить возможность искажения отчетности. Однако создание такой системы несколько затянулось. Соответствующее поручение было дано президентом еще в 2008 году. На протяжении 2009 года она разрабатывалась, а с 2010 года вступило в силу постановление об обязательном порядке внедрения системы за подписью премьер-министра. Последующие месяцы ушли на утверждение порядка передачи данных и формирование нормативно-правовой базы.Теперь система, по идее, могла бы заработать в полную силу, однако, согласно данным Минкультуры, из 7300 имеющихся в стране кинотеатров в ЕАИС зарегистрированы лишь 1728, из них 282 городских кинотеатра. Причем те кинотеатры, которые подключились к ЕАИС, практически все входят в крупные сети, которые провели автоматизацию еще до введения новых правил. Среди неавтоматизированных оказались региональные кинотеатры.
Как рассказал Каллистов, внедрение ЕАИС натолкнулось на активное сопротивление со стороны кинотеатров, которые ссылаются на дороговизну оборудования.
Дело в том, что многие кинотеатры, особенно расположенные в сельской местности, не могут себе позволить установку необходимого оборудования, которое стоит от 100 (для одно-двухзального кинотеатра) до 300 тысяч рублей (для мультиплекса). Но создатели ЕАИС связывают нежелание кинотеатров автоматизироваться совсем с другими причинами. Многие кинотеатры не спешат с этим, рискуя лишиться значительной части своих доходов, которые они получают, скрывая реальные цифры продаж.
С другой стороны, продюсеры сетуют на то, что не существует никаких эффективных инструментов принуждения, поскольку закон предусматривает лишь незначительные штрафы.
Вместе с тем сами разработчики также не уверены, что даже с автоматизацией 90% российских кинотеатров статистика будет корректно отображать действительность, поскольку всегда будет присутствовать человеческий фактор.
О том, какую долю прибыли скрывают кинотеатры, а также о том, что поможет изменить ситуацию, газете ВЗГЛЯД рассказал генеральный директор «Каро-премьер» Алексей Рязанцев.
ВЗГЛЯД: Какой процент прибыли скрывают кинотеатры, которые передают информацию о кассовых сборах в ручном режиме?
Алексей Рязанцев: Воруют, и воруют много. Я думаю, что кинотеатры утаивают до 50% прибыли. Ситуация, грубо говоря, следующая: никто с уверенностью не может сказать, сколько собрали в итоге «Пираты Карибского моря». Естественно, сами кинотеатры не очень хотят переходить на электронный билет, так как вскроется их реальное положение дел.
ВЗГЛЯД: Утаивают только региональные кинотеатры?
А. Р.: Крупные сети уже давно автоматизировались.
ВЗГЛЯД: А будут ли воровать, когда ЕАИС и единый билет заработают?
А. Р.: Все равно 5–7% прибыли будут воровать. Это человеческий фактор, когда билетеры, контролеры пропускают без билетов.
Ведь даже в советское время существовала система учета, были специальные книжки по типу единого билета. Всегда находились бабушки, которые пропускали по 10 копеек мимо билетера. Существовали даже преступные цепочки, состоящие из билетера, кассира и администратора, которые возвращали не оторванные билеты в кассы. Все это было, мы это проходили. Никакая система этот фактор не преодолеет.
Мне как дистрибьютору не покажется жизнь легче после того, как все отчитаются. По большому счету это важно продюсерам. Им надо видеть, что нравится зрителю. Естественно, они тратят большое количество средств на рекламу, продвижение.
ВЗГЛЯД: Угроза закрытия заставит кинотеатры внедрять ЕАИС?
А. Р.: Проблема не в передаче информации как таковой, а проблема в ее справедливости. Они и сейчас ее передают, только неточно. Считаю, что только скрытые проверки могут исправить ситуацию. Опыт сопоставления цифр по кассовым сборам похожих населенных пунктов по плотности населения и уровню жизни говорит о том, что кинотеатры очень много утаивают. Например, один кинотеатр отчитался за миллион проданных билетов, а другой кинотеатр в похожем городе отчитался по билетам в сотни раз меньше. Такое сопоставление заставляет усомниться в правильности этих отчетов. Прояснить ситуацию может только проверка. Никаких рычагов нет: посадить в тюрьму – не посадишь, заставить – не заставишь. Штрафы за неправильно предоставленную отчетность надо увеличить до размеров штрафов за коррупцию – штраф должен в сто раз превышать размер взятки.
ВЗГЛЯД: А на Западе подобные системы есть?
А. Р.: Мы копируем то, что давно уже существует на Западе. Во всем мире такие системы существуют. Сети сами объединяются – там все заинтересованы в предоставлении такой статистики. Причем там идет оценка по возрасту и полу. Такая информация нужна продюсерам для понимания, какие следующие фильмы снимать и на что надеяться.
ВЗГЛЯД: Не получится ли так, что сети будут скупать региональные кинотеатры?
А. Р.: Укрупнение, в принципе, уже никогда не произойдет. То количество кинотеатров, а их примерно 50%, которые остались вне сетевого управления, имеют по одному или два зала. Они не интересны большим сетевым операторам ни по качеству предоставления услуг, ни по количеству мест. В основном это старые залы или перестроенные.
Речь идет о строительстве новых мультиплексов, которые ведут крупные сети. Укрупнение может произойти только между сетями: слияние некоторых крупных сетей в некие конгломераты, для того чтобы увеличить долю рынка.