Счет голову сломит
Почему по некоторым счетам, например за электричество в московской квартире, платить легко и удобно, зато другие, вроде налоговых уведомлений или платежек за услуги ЖКХ, иногда накапливаются в неприятную стопку? Трудности возникают, потому что подчас непонятно, за что именно просят заплатить. Хотя на выяснение могут уйти месяцы, рецепты, как не оставлять за собой непогашенные долги, все-таки существуют
Автоматизация против бумажек
Есть счета, по которым платить нетрудно. В Москве, например, уже не нужно вставать на табуретку, чтобы списать показания электросчетчика, а потом еще заполнять квитанцию, высчитывая разницу с предыдущими киловаттами и умножая на предварительно выясненный тариф. Сейчас "Мосэнергосбыт" сам присылает заполненные счета — платите хоть на полгода вперед, потом компания сама подсчитает, больше или меньше вы потребили энергии, чем прогнозировалось, и вышлет корректирующую бумагу.
Для клиентов МГТС оплата услуг тоже не оборачивается головной болью. Многие сейчас вообще платят за стационарный телефон с единственной целью — сохранить номер, вдруг пригодится. Выбираете повременной тариф (абонентская плата — 175 руб.), оплачиваете услуги на год вперед — и вообще забываете о существовании в домашнем бюджете такой строки, как "Местная телефонная связь". Минимальный тариф, как сообщили в МГТС, выбрало более 30% абонентов.
Если не брать острые социальные ситуации, в большинстве случаев неоплата гражданами текущих счетов — следствие, с одной стороны, нашей лени и нехватки времени, а с другой — каких-то неясностей с самими счетами.
Самодисциплину наладить не так трудно. "Если вы обзаведетесь календарем платежей (не обязательно даже электронным), не только счета за услуги ЖКХ, но и ежегодный транспортный налог перестанет приходить неожиданно",— говорит генеральный директор компании "Персональный советник" Наталья Смирнова. Именно из-за отсутствия системы планирования доходов и расходов в нашем кармане часто не оказывается средств на текущие платежи, а не потому, что это дорого. "Нужно иметь резервный фонд в размере трех-шести месячных расходов на оплату всех бытовых услуг, это могут быть 30 тыс. руб. на депозите или кредитка с аналогичным лимитом",— советует собеседница "Денег".
Многие бытовые платежи поддаются автоматизации. Если есть счет в банке, к нему привязываются реквизиты основных получателей: мобильная связь, интернет, ЖКХ — инструкцию регулярных платежей можно создать в любой системе интернет-банкинга.
Кабинет по налогам и штрафам
Советы по управлению личными финансами кажутся очевидными, но они не избавляют от проблем, которые возникают по вине тех, чьи счета приходится оплачивать.
Вот, например, налоги. В большинстве случаев физические лица уплачивают их на основании уведомлений. Обязанность заплатить возникает в момент получения и в срок, указанный в этом документе. Сайт ФНС предлагает воспользоваться отличной, казалось бы, услугой — "Личный кабинет налогоплательщика". Вводите Ф.И.О. и ИНН на сайте
nalog.ru и узнаете, не должны ли вы, а если должны, то сколько. Не написано, однако, за что именно.
Проблема в том, что информация не всегда достоверна, а исправить ошибку налоговиков — задача зачастую нелегкая. Москвич Юрий Л. показывает свой личный налоговый кабинет: за ним налог на наследство 3,6 тыс. руб. и 2,5 тыс. руб. пеней. Набежало за семь лет. Юрий рассказывает, что уже несколько лет пытается доказать, что в 2004 году он аккуратно заплатил в Перми налог на полученную там по наследству квартиру. Относил в московскую налоговую пермскую платежку. Девушка в окошке кивала и обещала налоговую претензию снять. Не сняла. Когда появился интернет-сервис, Юрий и туда забрасывал жалобу — нет ответа. "Когда я в очередной раз пришел в налоговую качать свои железные, казалось бы, права, стоял в очереди человек из пяти, и у каждого были вопросы по неправильным налогам. Почти все пришли с этим вопросом не в первый раз",— рассказывает Юрий.
В общем, ошибки налоговиков никуда не делись в процессе информатизации. Заместитель директора Палаты налоговых консультантов Ирина Давидовская считает, что сбои — массовое явление. "В своем личном кабинете я обнаружила наличие просроченного налога и пени, хотя в действительности этот налог своевременно уплатила",— говорит она. Ирина тоже писала в налоговую, чтобы разрешить спорную ситуацию. Пришло даже подтверждение, что письмо получено. Не пришел только ответ — ни в течение положенных 30 дней, ни спустя полгода.
В случае неуплаты налоговый орган подает на неплательщика в суд, получает исполнительный лист и передает его в Федеральную службу судебных приставов (ФССП) для принудительного исполнения. Хорошо еще, что среди тех, кого разворачивают в аэропорту, не давая выехать за границу, налоговых должников единицы. "Если уверены, что долгов перед ФНС у вас нет, но уведомления или напоминания приходят, придется посетить инспекцию и настоять, чтобы ответственный сотрудник произвел сверку расчетов и внес изменения в лицевой счет",— замечает Ирина Давидовская. Главное — упросить сотрудника инспекции произвести эти манипуляции в вашем присутствии.
"Другая ситуация: уведомление направлено, но вы по какой-то причине его не получили,— продолжает Ирина Давидовская.— Даже если это не ваша вина, налоговый орган исходит из того, что на шестой день после отправки вы с документом ознакомились". Правда, если такое дело будет рассматривать суд — а это, конечно, редкость,— налоговому органу будет необходимо подтвердить факт отправки. "Если уведомление не приходит, хотя должно, налогоплательщик не обязан обращаться к налоговикам с просьбой прислать этот документ, это следует из Налогового кодекса",— говорит Ирина Черник, старший партнер юридической фирмы "Черник, Джаарбеков и партнеры". Впрочем, все это теория. Если налог было правильный, а вы не заплатили, то пени начнут капать независимо от уведомлений.
Что на сайте ФНС сделано хорошо, это сервис, позволяющий заполнить декларацию по НДФЛ самостоятельно, признает Ирина Давидовская. Если у вас нетипичный случай, лучше обратиться к налоговым консультантам: заполнение одного листа обойдется примерно в 200 руб. (в среднем декларация состоит из семи-восьми листов). Налоговый орган обязан и сам предоставить всю необходимую информацию, но это только в принципе: сотрудники инспекций загружены и в помощи, скорее всего, откажут. Как правило, инспекторы вообще принимают документы без проверки, о том, что вы допустили ошибку, станет известно только во время проведения камеральной проверки.
Информатизацией накрывает не только налоговиков, многострадальный проект электронного правительства никто не отменял. ГИБДД наконец предоставила автовладельцам возможность узнавать о штрафах и оплачивать их онлайн. Еще несколько лет назад госавтоинспекция вообще не имела возможности отслеживать оплату штрафов — отсутствовала необходимая для этого информационная система. До 2008 года выявлять неплательщиков было легко, так как действовавшая тогда редакция Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) обязывала нарушителей отсылать в ГИБДД оплаченные квитанции. Эта норма утратила силу 1 января 2008-го. Тогда же, кстати, значительно выросли суммы штрафов.
Строгость закона, как всегда, компенсировалась необязательностью его исполнения. Информационные системы гаишников работали только в части регистрации выданных водителям постановлений о нарушениях. Прикрутить к системе получение информации о совершенных платежах долго не получалось (исключение составляли, как ни странно, платежи через мобильные терминалы — они в базе ГИБДД отображались мгновенно). В общем, поймать неплательщика было практически невозможно.
Год назад инспекторы научились получать информацию о платежах. Правда, хотя все это и называется центральной базой данных единой информационно-технической системы ГИБДД, на самом деле в каждом регионе своя информационная система, замечает глава Федерации автовладельцев России Сергей Канаев. "Региональные системы, конечно, должны обмениваться данными, но на практике с этим могут быть проблемы,— рассказывает Канаев.— В ГИБДД уверяют, что информатизация идет полным ходом, сбоев нет, платить можно любым удобным способом, а квитанции хранить не обязательно. Но лучше все-таки их сохранять". Глава Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин вообще рекомендует расплачиваться исключительно в Сбербанке, там дают самую железную бумажку.
Получается, вы можете нарушить правила где-нибудь в Суздале и спокойно ездить по Москве — о штрафе столичные гаишники могут не узнать. Не возвращаетесь в течение двух лет в Суздаль, и грехи списываются. Именно таков сейчас срок давности по административным правонарушениям, а не год, как было раньше. И вообще, имейте в виду, что гаишники не имеют права останавливать вас, чтобы узнать, есть ли за вами неоплаченные штрафы, и наказывать, если есть. Протокол об административном правонарушении в этом случае может составить или должностное лицо, которое вынесло первоначальное решение о наложении штрафа, или судья.
Одна из причин аховой ситуации с собираемостью штрафов ГИБДД даже не в безнаказанности водителей, а в том, что и самому законопослушному трудно узнать, как и сколько он должен платить, если потерял квитанцию. Чтобы узнать о задолженности, нужно лично обратиться в подразделение ГИБДД по месту жительства, по телефону этой информацией не делятся. На сайте ГИБДД сервис информирования о штрафах выглядит издевательски: вы должны выбрать подразделение, сотрудник которого вас оштрафовал, если, конечно, помните, как представился старшина, выпрыгнувший с радаром из-за куста. Информацию можно получить на сайте gosuslugi.ru, для этого нужно пройти непростую процедуру регистрации. Пароль к аккаунту приходит по почте (в течение двух недель), той, которая "Почта России", а не электронная. Другой вариант — обратиться за паролем в отделение "Ростелекома".
Отдельным регионам повезло. Например, в Краснодарском и Ставропольском краях, а также в Адыгее и Татарии, в Рязанской, Тульской и Воронежской областях специальные онлайн-сервисы работают в качестве пилотных проектов. Скажем, на казанском ресурсе shtrafy-gibdd.ru достаточно указать регион, номера автомобиля, свидетельства о его регистрации и водительского удостоверения. К оплате принимается все, от банковских карт и электронных денег до SMS.
Происки "Жилищника"
В России никто не знает, что происходит с деньгами в системе ЖКХ. Презентуя во Пскове "Народный фронт", Владимир Путин заявил, что власть хотела бы разобраться, "куда они вложены, кем они тратятся и как, сколько стоит та или другая услуга". Понятное желание: на модернизацию ЖКХ запланировано 9,5 трлн руб. На прошлой неделе и Генпрокуратура выступила на эту тему: "Сфера ЖКХ является крайне криминализованной, распространены факты использования фирм-однодневок". Только в этом году Генпрокуратура выявила около 5 тыс. нарушений.
В мае Дорогомиловская межрайонная прокуратура отчиталась о результатах проверки: некое государственное бюджетное учреждение "Жилищник", формируя платежные документы, использовало систему незаконных повышающих коэффициентов и в результате обсчитало в 2010 году жителей 250 домов примерно на 1 млрд руб. Дело рассматривается в суде.
Если вы искренне хотите заплатить, а получатель платежа вас запутывает, это раздражает. Хуже только, если он вас запутывает не просто так, а с целью обмана. Независимый журналист Людмила Серова занимается расследованиями коррупции в сфере ЖКХ. В декабре 2008 года жители ее дома вышли из навязанного им ТСЖ, но уже к Новому году они обнаружили себя членами нового товарищества. При этом Людмила, если верить протоколу собственников, стала его соучредителем. Сейчас этим делом занимается прокуратура. Зачем кому-то записывать жильцов в фальшивое ТСЖ? Это ТСЖ заключит договор с управляющей компанией, та — с одной из инженерных служб (ГУ ИС). Эти ГУ ИС, объясняет журналист, начисляют платежи, так как именно они взаимодействуют с поставщиками услуг, ресурсоснабжающими организациями. Замыкая на себя ТСЖ и управляющие компании, ГУ ИС лишают жильцов возможности проверить точность расчетов.
"Люди воруют миллиарды",— негодует Людмила Серова. В это легко поверить, если вспомнить, что только Дорогомиловская прокуратура насчитала нарушений на миллиард в 250 домах. О ситуации в других районах пока неизвестно. Всего в Москве, кстати, 40 тыс. жилых домов. Если предположить, что все московские управляющие компании используют методы "Жилищника", размер незаконных переплат может составлять 160 млрд руб. в год.
"Если бы нужно было платить только за те ресурсы, которые мы потребляем в квартире, все было бы просто: поставьте приборы учета и контролируйте их показания. Но как считаются общедомовые нужды для любого жильца — темный лес,— говорит Владилен Прокофьев, заместитель директора Института экономики города.— Жильцы лишены доступа к общедомовым приборам учета, даже если такие установлены. Конечно, и собственники квартир пассивны, мало кто пойдет спрашивать. Но главное — это выгодно тем, кто выставляет счет: в мутной воде масса возможностей для злоупотреблений".
В итоге образуются долги, несмотря на переплату. Почему никого не отключают? Либо присылают дополнительные платежки, либо крадут деньги из государственных субсидий на ремонт домов, объясняет Людмила Серова. В московских судах — несколько десятков подобных дел. Наиболее активные истцы, конечно, пенсионеры.
"Это сложная вещь, определение платы за коммунальные услуги, в одной квитанции все не пропишешь,— замечает Владилен Прокофьев.— Гражданам надо требовать, чтобы им представили договор. В нем порядок расчетов должен быть обязательно прописан подробнейшим образом. И двух страниц для этого достаточно". Нужен реальный контроль потребления коммунальных услуг, продолжает собеседник "Денег", но не такой, как в действующем законодательстве, когда все сто собственников должны контролировать управляющую компанию. "ТСЖ — проблема, которая уже набила оскомину: никто не хочет туда идти, потому что есть ощущение, что туда силой запихивают,— говорит он.— Сейчас третье чтение в Думе прошли изменения в Жилищном кодексе, в числе прочего предполагающие возможность выбора лица, которое будет осуществлять этот контроль". Сейчас, например, старший по подъезду нелегитимен, и, если управляющая компания пошлет его, жаловаться некому. Возможно, эти неформальные лидеры смогут изменить ситуацию, когда их станут по всем правилам оформлять.
ОЛЕГ ХОХЛОВ
КоммерсантЪ-Деньги