Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Страхи о пустой трубе

Активное развитие сегмента интернет-сервисов порождает опасения, что операторы связи превратятся просто в создателей инфраструктуры для прибыльного бизнеса по поставке приложений. Но эти опасения преждевременны

В конце прошлого года можно было наблюдать интересную эволюцию выступлений телеком-операторов. Оптимистичные рассуждения о новых возможностях и прибылях, которые принесет развитие 3G-сетей, сменились более осторожными высказываниями: операторы не могут не развивать сеть, но преференции от этого им не очевидны.

При этом надо отметить, что в России 3G развивается достаточно быстро. По данным J’son & Partners Consulting, операторы «большой тройки» с середины 2010 года предоставляют услуги 3G во всех городах с населением свыше 500 тыс. человек и постоянно увеличивают присутствие в городах с меньшим количеством жителей. Число владельцев USB-модемов на конец прошлого года составляло более 8 млн человек, около 6 млн абонентов имели 3G-телефоны и активно использовали их для интернет-коммуникаций и web-броузинга.

В западных странах доходы от услуг мобильного интернета начинают на равных конкурировать с доходами от предоставления голосового трафика, и, как замечает директор по продукту «Tele2 Россия» Роман Володин, там все увереннее звучат прогнозы, что в течение ближайших одного-двух лет у ведущих операторов США и Европы доход на абонента от мобильного интернета превысит доход, генерируемый традиционной телефонией.

У нас до такой революции еще далеко. По итогам первого квартала 2011 года мобильный интернет у игроков «большой тройки» составил 30-35% выручки от оказания дополнительных услуг (VAS-услуг), которые, в свою очередь, составляют порядка 21-23% общей выручки. Но это, очевидно, временно: развитие интернет-сервисов побуждает пользователя к тому, чтобы поглощать все больше трафика.

Дурной сон

С другой стороны, рост трафика увеличивает нагрузку на сеть и подталкивает операторов к новым капитальным вложениям. По информации компании Huawei, мобильное соединение ежемесячно генерирует порядка 65 Мб трафика, что эквивалентно 15 музыкальным mp3-файлам. Учитывая темпы повышения популярности мобильного интернета, уже к 2015 году каждое мобильное соединение должно будет генерировать в 17 раз больше трафика в месяц (более 1 Гб). По оценкам операторов, без серьезного увеличения прибыли от оказания дополнительных сервисов можно очень долго окупать вложения в сети 3G или, в перспективе, 4G. «Ожидается взрывной рост передачи данных», – говорит специалист по связям с общественностью Северо-Западного филиала компании МТС Юлия Неменова и добавляет, что в основе стратегии возврата инвестиций не только мобильный интернет: «Мы закладываем основы для монетизации дата-сервисов, развивая услуги телематики, собственные мобильные приложения и контентные решения».

Тут обозначена проблема, которую аналитики назвали «пустой трубой»: операторы рискуют превратиться в компании, основной бизнес которых – создавать и поддерживать канал, по которому интернет-сервисы будут доходить до абонента. Корни проблемы не в том, что востребованные сервисы не появляются, а в том, что, наоборот, уже есть те, кто умеет эффективно использовать мобильный интернет.

Компания AppFire подсчитала, что владелец смартфона в США и Европе в день тратит в среднем 27 минут на телефонию и SMS, 7 – на прочтение почтовых сообщений, 10 – на просмотр страниц в интернете и еще 40 минут – на различные специальные приложения для смартфона, в том числе игры, общение в социальных сетях, просмотр карт местности. То есть уже сегодня на развитых рынках программы из магазинов приложений привлекают больше внимания клиентов, чем телефония. И эти приложения – не от операторов связи. Работающие магазины приложений – это магазины Apple (для смартфонов на базе iOC), Google (для мобильных устройств на базе Android), в меньшей степени – Windows (под платформу Windows Phone), а также Samsung (операционная среда bada). И доход этих игроков прогрессирует очень быстро: по оценкам Gartner, рынок мобильных приложений с 5,1 млрд долларов в 2009 году вырастет до 15,1 млрд к концу 2011-го.

Увеличение значимости интернет-сервисов в сетях операторов связи поднимает целый пласт вопросов. Если в случае с рынком приложений для смарфонов операторы действительно скорее терпят поражение (нет явных поводов рассуждать, что в ближайшем будущем они смогут переломить тренд), то по другим направлениям их решения и находки помогают затормозить развитие негативных тенденций. В некоторых моментах развитие сервис-услуг подталкивает к развитию новых направлений.

Абонентов выделить, сервисы подтянуть

«У операторов связи есть определенный риск стать „пустой трубой“. Понятно, что это не тот путь, по которому мы бы хотели развиваться», – признает коммерческий директор Северо-Западного филиала «МегаФона» Александра Макарова. Однако не стоит напрямую увязывать конкуренцию с магазинами предложений и неизбежность превращения в «пустую трубу». Технологии связи дают все возможности даже при отсутствии контентного наполнения стать «интеллектуальной трубой», которая будет не просто пропускать трафик, но дифференцировать его, направлять и в конечном счете монетизировать, устанавливая различные приоритеты. «Собственно, мы уже этим пользуемся», – говорит Макарова.

Первая проблемная ситуация, которая обозначилась с распространением высокоскоростного мобильного интернета, связана не столько с продавцами контента, сколько с пользователями. «Речь идет о том, что 5% активных пользователей мобильного интернета „поедают“ 80% сетевых ресурсов. Активность этих абонентов легко объяснить: они пользуются условно безлимитными тарифными опциями и практически ни в чем себя не ограничивают», – рассказывает Роман Володин.

На рубеже 2010-2011 годов операторы, пользуясь возможностью дифференциации трафика, реализовали важное новшество. С одной стороны, во всех безлимитных тарифах, кроме самых дорогих, ввели ограничения по трафику, после которых скорость соединения существенно упала. С другой – операторы предложили своим клиентам услуги постоянного доступа на высокой скорости к максимально востребованным интернет-ресурсам.

Так называемое обнуление трафика (когда оператор его не считает) у «большой тройки» уже работает при доступе к облегченным версиям порталов facebook.com, vkontakte.ru и для ряда приложений Яндекса. То есть некоторые возможности пользователей операторы урезали, но дали взамен бесплатные сервисы. При этом проекты с социальными сетями – это партнерские проекты, уточняет Макарова, тут работает принцип взаимной выгоды, а не просто идея удержания абонента. Похожий сценарий активно развивается и в связи с собственными контент-площадками операторов связи – подключив специальную услугу (с абонентской платой), абонент имеет возможность качать контент с портала оператора, не задумываясь о поглощении трафика.

К тонкой настройке приоритетов

Логичное развитие дифференцированного подхода – история взаимоотношений операторов с сервисом Skype. Этот VoIP-сервис (Voice over IP – голос по IP-протоколу) стал одним из лидеров рынка связи в сегменте междугородных звонков. В целом с 2005-го по 2010 год Skype увеличил свою долю в объеме международного рынка голосовых звонков с 2,5 до 13%. При этом в начале 2011-го Skype сообщил, что в 2009-2010 годах темпы прироста количества абонентов увеличились. Это напрямую связывают с приходом сервиса на мобильные платформы (к настоящему моменту есть приложения Skype для всех ключевых мобильных операционных систем).

Несмотря на то что все крупные игроки рынка телекома считают Skype нишевым продуктом, он формирует определенное конкурентное поле. «Мы видим, что год от года снижается междугородный и международный трафик в сетях как сотовых, так и фиксированных операторов. Понятно, что он уходит в Skype и подобные ему сервисы», – подтверждает генеральный директор петербургского филиала компании Summa Telecom Андрей Полунин.

Там, где VoIP-приложения используются на базе инфраструктуры сети мобильного оператора, возникает конфликт между выручкой от голосовых услуг и использованием емкостей сети передачи данных для VoIP-приложений, поясняет Роман Володин. «Достаточно вспомнить запрет протокола Skype в германском T-Mobile в апреле 2009 года», – конкретизирует он. Этот пример логично дополнить инициативой российских сотовых операторов ограничить доступ к сервисам Skype (в том же 2009 году), которая, правда, не реализовалась. А также звучавшими в 2010-м заявлениями о том, что отечественные сотовые операторы могут принять решение по-особому тарифицировать Skype-трафик.

Впрочем, «МегаФон» продемонстрировал, что бороться со Skype и другими VoIP-сервисами можно и не в лоб. Компания выпустила разработку, аналогичную Skype, и стала ее развивать: уже в 2010 году «Мультифон» давал возможность звонить с компьютера при помощи гарнитуры, а в 2011-м вышла версия для установки на смартфоны (на платформы Symbian и Andriod). «Мы видели общемировую тенденцию ухода междугородного и международного трафика в VoIP-сервисы и решили, что бороться с этим бессмысленно – лучше самим стать игроками данного рынка», – говорит Александра Макарова. При этом она не скрывает, что оператор поддерживает свой сервис и с помощью предоставления ему более высокого приоритета в сетях (то есть для абонентов «МегаФона» качество его IP-сервиса всегда будет очень хорошим), но эта политика как раз не может вызывать нарицаний: оператор не ухудшает условия конкуренту, а улучшает собственный сервис.

Как быстро за «МегаФоном» последуют другие участники рынка и последуют ли – открытый вопрос. МТС обтекаемо отвечает, что в планах компании есть услуги, использующие технологию IP-телефонии, другие тоже не готовы давать конкретных обещаний. Пока их ответ продавцам интернет-приложений ограничивается соглашением с социальными сетями и открытием магазинов медиаконтента.

Выбор не для всех

Если развитие VoIP-сервиса от «МегаФона» – это история удержания своего трафика и своих клиентов, то примеры выхода игроков на рынок VoIP-сервисов для корпоративных клиентов – это уже скорее нахождение нового рынка. «Мы плотно взялись за развитие VoIP-телефонии в связи с кризисом: многие клиенты, особенно представители малого бизнеса, активно переезжали, кто-то – в бизнес-центры, где не было наших сетей. Но мы не хотели их терять, а им тоже важно было оставить свои номера, поэтому мы стали предлагать услуги виртуальной АТС. А потом решили дальше развивать направление VoIP», – вспоминает директор петербургского филиала компании «ВЕСТ КОЛЛ» Виктория Тихонова. Простейшее решение виртуальной АТС – это программа, которая связывает фактические номера сотрудников с рабочими номерами и в соответствии с этим переадресовывает звонки, приходящие на внешний рабочий номер. Более адекватный с точки зрения экономии затрат вариант – когда у работников есть соответствующая VoIP-программа или специализированное телефонное VoIP-оборудование: тогда соединения с интернетом будет достаточно, чтобы иметь в дополнение к нему нормальную корпоративную телефонию.

При этом отчеты о потреблении услуг абонентами свидетельствуют, что главная ценность VoIP-услуг – дополнительные сервисы, в прямую конкуренцию с основными услугами операторов игроки рынка не вступают. «Конечно, определенное пересечение интересов есть, например дешевая междугородная и международная связь по SIP-протоколу. Но в структуре наших продаж эта услуга занимает лишь 15%. Вряд ли это составляет серьезную конкуренцию аналогичным услугам фиксированных и мобильных операторов», – размышляет генеральный директор компании «Манго Телеком» Дмитрий Бызов.

SIP-операторам важны другие сервисы, которые находятся на стыке телекоммуникаций, ИТ и бизнеса. Сервисы, позволяющие контролировать работу подразделений и эффективность отдельных сотрудников или широко внедрять нестандартные формы организации труда (надомная работа, виртуальные организации и др.). «По каким-то своим причинам классические операторы не могут или не хотят сосредоточить усилия на них», – считает Бызов. Однако это не совсем так – операторы из сегмента рынка связи для корпоративных клиентов предлагают клиентам подобные услуги. Но в большинстве случаев они не выходят за пределы своих сетей плюс предлагают интеллектуальные услуги переадресации чаще как дополнение к услугам телефонии. Пока компаний, желающих выйти за пределы своих сетей, начать активно развивать VoIP-сервисы, на петербургском рынке не находится.

Технологически разница между услугами VoIP-операторов и традиционных операторов не столь велика: операторы связи могут организовать «доставку» голоса по интернет-протоколу IP, в том числе и до смартфона, получающего доступ к интернету (и так подключающегося к своему рабочему номеру) через Wi-Fi или 3G. Но есть важный момент законодательных ограничений, подчеркивает Андрей Полунин. Номер фиксированного оператора имеет четкую географическую привязку, в законодательстве относительно этого есть специальные требования, в том числе по планам оперативно-розыскных мероприятий (СОРМ). Оператор может поставить некое приложение на смартфон, чтобы сделать фиксированный рабочий номер абонента условно мобильным, но это только в пределах определенной точки Wi-Fi-доступа. То, что предлагают VoIP-операторы (фактическое закрепление за абонентом некого IP-адреса), – не то, что в России называется телефонией, под это не выделят номерной емкости. Поэтому нельзя говорить о VoIP-сервисах как о логичном развитии услуг оператора связи – речь идет фактически об открытии отдельного направления бизнеса.

Кстати, доход на абонента у этого направления не столь высок, отмечает генеральный директор компании «Смарт Телеком» Андрей Суходольский. А между тем, несмотря на насыщенность рынка связи, необходимость развивать собственные сети не отпадает. Покупка ряда региональных операторов крупными игроками в некотором смысле даже подталкивает к этому оставшихся: договоренности об аренде каналов (в некоторых районах или центрах) с появлением новых собственников оказываются под вопросом, поэтому надежнее построить свои, убежден Суходольский. «Мы не замахиваемся на весь комплекс услуг, которые можно предоставить абоненту, а акцентируем свое внимание на качестве и скорости реакции на изменения, происходящие на рынке. Большим компаниям бывает сложно вывести новую услугу и новое предложение и сохранять высокий уровень сервиса для всех клиентов», – формулирует позицию большинства региональных игроков Полунин.

В целом можно констатировать: хотя со стороны операторов и звучат заявления, что они осознают опасность превращения в «тупую трубу», предпринимаемые большинством меры незначительны или отсутствуют вовсе. Ориентация на дифференциацию трафика, нежелание создавать VoIP-сервисы предполагает, что сегмент интернет-сервисов они оставляют независимым игрокам. Это тоже стратегия – подождать, пока небольшие стартапы наберут клиентов, и купить их. Правда, с мировыми игроками это вряд ли получится. 

Санкт-Петербург

Совсем другой голос

Часто IP-телефония по традиции ассоциируется с телефонными карточками – их стремительное развитие в начале 2000-х годов запомнилось всем. Однако если сравнивать VoIP- и SIP-телефонию сегодняшнюю и десятилетней давности, разница огромная. Интернет-телефония начала 2000-х годов была технологией операторского уровня, VoIP-протоколы использовались исключительно для внутреннего взаимодействия операторов. Пользователь мог лишь купить телефонную карту и позвонить по ней, при этом несовершенство «последней мили» давало не очень хорошее качество голоса. Ситуация стала меняться в 2003-2004 годах в результате быстрого распространения высокоскоростного доступа в интернет, а сегодня VoIP-телефония для физических лиц уже доставляется по интернет-линии, карточная же практически умерла.

В то же время операторы SIP или VoIP в последние два года больше ориентированы на бизнес, а их самые популярные услуги – конференц-связь и набирающие популярность видеозвонки (или видеосвязь).

Направление 2010 года в сегменте IP-телефонии «VoIP поверх 3G» пока остается услугой на словах. Участники рынка отмечают, что высокое качество звонка в сетях сотовых операторов получить сложно. Неплохое качество VoIP на смартфоне дает только подключение через Wi-Fi к публичной точке доступа – в кафе, гостинице, аэропорту или на вокзале. Но это, конечно, не подлинная мобильность.

Алексей Леонтьев



Журнал "Эксперт"
10.06.2011



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Бизнес и Политика В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Бизнес и Политика Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов