Кто «украл» Курский вокзал?
После двух лет молчания бывший председатель правления Mirax Group Максим Привезенцев готов раскрыть истинные причины конфликта с предпринимателем Сергеем Полонским. В интервью «Ко» господин Привезенцев ответил на все обвинения в свой адрес и рассказал о том, как он «украл» Курский вокзал и «похитил» электроэнергию у ТСЖ «Золотые ключи».
В 2008 году Максим Привезенцев перестал быть акционером Mirax Group, передав свой пакет акций (3,5%) Сергею Полонскому. А в 2009-м он и вовсе покинул компанию. Этот шаг господин Привезенцев объясняет сложившимся у него ощущением, что Mirax Group движется не в том направлении, а бизнес-стратегия Сергея Полонского и Максима Темникова является опасной для девелопера. В частности, по словам Максима Привезенцева, компания начала скупать активы за рубежом по ценам, завышенным в два-три раза. Все это было похоже на вывод активов, и бывший председатель правления Mirax Group не захотел в этом участвовать. Но «развод» с Сергеем Полонским оказался делом долгим и весьма хлопотным. Мало того что он отказался выплачивать Максиму Привезенцеву деньги за его долю в Mirax Group, а также в совместных проектах других компаний, но еще и обвинил своего экс-партнера в «краже имущества» на несколько десятков миллионов долларов. В адрес Привезенцева посыпались угрозы, и его со всей тщательностью, свойственной подобным делам, стали проверять правоохранительные органы. После почти полутора лет разбирательств господин Привезенцев был признан невиновным. Правда, осталось только дождаться вступления в силу решения суда. Что касается взаимоотношений с Сергеем Полонским, то Максим Привезенцев жаждет сатисфакции и уже подал к бывшему начальнику иски о защите деловой репутации, а также получил исполнительные листы о взыскании своей доли в совместных бизнесах.
– В апреле прошлого года в башне «Федерация» в офисе Mirax Group прошел загадочный громкий обыск, формальной причиной которого стало дело о похищении электроэнергии у ТСЖ «Золотые ключи». Что это было за дело и чем оно закончилось сейчас?
– Не хотел бы особенно комментировать эту тему с уголовными делами: меня это касалось в первую очередь, так как я был обвиняемым. 16 мая суд меня признал невиновным, сейчас жду вступления этого постановления в силу. Поэтому еще рано что-либо комментировать. Единственное, что могу сказать: да, дело в отношении меня действительно было заведено. Расследование длилось почти полтора года. «Полонский и компания» использовали это дело для давления на меня. К счастью, все завершилось, и после вступления решения суда в силу я готов буду дать официальный комментарий по этому вопросу. Хотя, откровенно говоря, я от всего этого очень сильно устал и хотел бы абстрагироваться от данной ситуации и забыть, что это когда-то было.
– Но ведь вы наверняка попытаетесь отстоять свою деловую репутацию, которой в результате данного разбирательства был нанесен серьезный урон?
– По факту мою невиновность подтвердят вступление в силу решения суда, оправдательный приговор. Вопреки ангажированным заявлениям Сергея Полонского, в деле не оказалось ни потерпевших, ни ущерба, ни как такового состава преступления. Поэтому я пока воздержусь от комментариев. Что касается деловой репутации, то ее нужно подтверждать только делами. Тем не менее я подал иски о защите чести, достоинства и деловой репутации. О них станет более подробно известно в ближайшие неделю-две. Процесс, связанный с сатисфакцией, по отношению к тем людям, которые позволяли, по сути, хамское поведение в отношении меня, пользуясь ситуацией, что я не могу давать какие-либо комментарии в отношении обстоятельств дела, безусловно, заслуживает должной оценки.
– Сергей Полонский неоднократно обвинял вас и руководство ОАО «РЖД» в «краже Курского вокзала». Как в действительности развивалась ситуация на Курском?
– Проект реконструкции Курского вокзала был придуман мной. Договор с РЖД состоял из нескольких частей и был заключен с разными фирмами. Так, непосредственно реконструкцией Курского вокзала занималась компания «Инфотриумф», на тот момент принадлежавшая мне и к Сергею Полонскому не имевшая никакого отношения. Она взяла заем в Mirax Group в размере 657 млн руб., которые были необходимы для проведения реконструкции. Заем выделялся под проценты, и условием его предоставления было привлечение к реконструкции подрядчиков, входящих в состав Mirax Group. И это условие было выполнено. То есть фактически все деньги, которые были одолжены, вернулись к Сергею Полонскому через структуры, имевшие отношение к Mirax Group. Компания «Инфотриумф» выполнила все условия перед Mirax Group и РЖД. После окончания реконструкции вокзала был сделан проект развития прилегающей территории, что, собственно, нас интересовало в наибольшей степени, нежели деньги, полученные от реконструкции, или управление вокзальным комплексом. Одновременно была создана компания, которая должна была заниматься доверительным управлением и эксплуатацией вокзала. Акционерами там являлись я и Сергей Полонский. По условиям договора с РЖД, после окончания реконструкции контрольный пакет этой компании должен был достаться РЖД. Но как раз в это время наступил кризис, и Сергей Полонский отказался от реализации проекта по развитию прилегающей к Курскому вокзалу территории, а также не захотел передавать РЖД контрольный пакет управляющей компании. Было несколько вариантов разрешения ситуации. ОАО «РЖД» могло расторгнуть договор доверительного управления, но это достаточно сложная и длительная процедура, на время которой вокзал фактически оставался без управления. Поэтому было принято решение пойти по более простому пути – передать договор доверительного управления в РЖД, что и было сделано.
– То есть как такового «воровства вокзала», как это преподносит господин Полонский, не было?
– Необходимо понимать, что та компания, которая должна была заниматься доверительным управлением вокзалом (контроль над ней стремился оставить за собой Сергей Полонский), получала лишь 5% от прибыли, генерируемой управляющей компанией. Доходность же управляющей структуры предполагалась на уровне 15 млн руб. в год. Таким образом, потеря Полонским возможности доверительного управления вокзалом не привела к недополучению каких-то колоссальных денег. Тем более что он сам вынудил РЖД к этому шагу, не выполняя ранее достигнутые договоренности. Повторюсь, что основной интерес Mirax Group изначально, на стадии подготовки проекта, заключался в развитии прилегающей территории, но в период кризиса, как уже было сказано, группа сама отказалась от этих планов. Хотя ОАО «РЖД» подписало все необходимые документы, и был дан зеленый свет всем девелоперским проектам на территории, прилегающей к Курскому вокзалу.
– Почему тогда Сергей Полонский предъявляет претензии вам? Что стало с компанией «Инфотриумф», которую вы контролировали?
– Сергей Полонский смешал все в кучу: доверительное управление вокзальным комплексом госкомпания забрала в результате того, что Mirax Group не выполнила своих обязательств по передаче РЖД контрольного пакета. На протяжении последних 1,5 лет в судах различных инстанций прошло более 30 заседаний, где Сергей Полонский пытался доказать, что его обокрали, но все решения были не в его пользу, так как никакого увода собственности, воровства или невыполнения обязательств со стороны «Инфотриумфа», РЖД или компании, занимавшейся доверительным управлением, не было. Господин Полонский заработал деньги на модернизации вокзала, но никаких прав на сам вокзальный комплекс у него нет. Вся шумиха, поднятая вокруг этой истории, – не более чем попытка пиара со стороны господина Полонского. Что же касается компании «Инфотриумф», то она на 100% принадлежала мне, что подтверждено документами. При этом у «Инфотриумфа» есть договор процентного займа с Mirax Group и соответствующее соглашение с РЖД о возврате вложенных в модернизацию вокзала денег в 2014 году. Сергей Полонский начал оказывать давление с целью отобрать у меня «Инфотриумф». Опасаясь подобного развития событий, я решил продать этот актив сторонним инвесторам. Переговоры длились около двух месяцев, и в итоге компания была продана инвесторам из Восточной Европы.
– Вы не могли бы озвучить условия сделки и назвать этих инвесторов?
– Я не могу назвать конкретных покупателей, поскольку подписывал с ними соглашение о конфиденциальности. Могу лишь сказать, что это серьезный инвестор из восточноевропейской страны, который имеет в России ряд успешно реализованных проектов, в том числе и в сфере недвижимости. При этом я предполагаю, что у них имеются претензии к Сергею Полонскому по его обязательствам перед их компаниями.
– То есть фактически деньги господину Полонскому теперь должны возвращать совсем другие люди? Может быть, он опасается, что не получит обратно вложенные средства?
– Повторюсь, что существует официальный договор займа между Mirax Group и компанией «Инфотриумф», который действует до 2014 года. Весь накал страстей вокруг этого займа связан с тем, что Сергею Полонскому очень нужны деньги, и как можно быстрее, и он попытался досрочно вернуть эти средства. Но суды подтвердили и правомочность договора займа, и то, что никаких нарушений в его рамках «Инфотриумф» не допускал. Тем не менее Mirax Group задействовала все имеющиеся возможности правоохранительных органов. В результате у нас были проведены проверки со стороны департамента экономической безопасности МВД, транспортной полиции, прокуратуры всех уровней. Ни одного нарушения выявлено не было. Господин Полонский об этом умышленно умалчивает, понимая, что на правовом поле он проиграл. Он пытается играть на поле публичных обвинений, стремясь показать, что все его проблемы, связанные с невыполнением кредитных обязательств со стороны Mirax Group, с невозможностью достроить начатые объекты, связаны исключительно со злой волей третьих лиц, а не с собственными просчетами в бизнесе.
– Как в итоге закончилось ваше расставание с Полонским, получили ли вы какие-то деньги за имевшиеся в вашем распоряжении акции? Есть ли какие-то перспективы получения с Mirax Group этих компенсаций?
– Уходя из Mirax Group, я и не рассчитывал ни на какие дивиденды, связанные с принадлежавшими мне долями в совместных компаниях. Имелись бизнесы по управлению недвижимостью, где доли были распределены 50 на 50, но я ничего не получил. Более того, Сергеем Полонским из этих компаний были выведены все активы. Сейчас решения судов о взыскании находятся у приставов. До середины июня мы ждем их решения о возможности взыскания какого-либо имущества или денежных средств с этих компаний. Но особых иллюзий я не питаю. Хотя остается возможность оспорить некоторые сделки, которые были проведены за последний год с целью вывода активов из этих компаний.
– Как вы оцениваете перспективы бизнеса Сергея Полонского?
– Я думаю, что в ситуации с кредитом Сбербанка (который Mirax Group получила на достройку башни «Федерация». – Прим. «Ко») не все так однозначно. Это сложнейший проект, к реализации которого я имел самое непосредственное отношение, и многие существующие там проблемы на сегодняшний день неразрешимы в рамках выделенного кредитного финансирования. Я думаю, что взаимоотношения Сбербанка и Mirax Group еще придут к той стадии, когда инвесторам станет понятно, что обещания, которые Сергей Полонский дает на этапе получения кредита, сильно расходятся с действительностью в будущем.
Lifestyle
После окончания судебных разбирательств вокруг собственной персоны Максим Привезенцев, похоже, зарекся когда-либо еще заниматься девелоперским бизнесом, да и вообще чем-либо связанным с недвижимостью. Он активно развивает новый проект под названием Total Flame, в котором удачно совместил свои хобби и интересы бизнеса. «Да, я курю сигары, у меня несколько мотоциклов, и я даже на работу езжу на них», – подтверждает свою концепцию Максим Привезенцев. Проект позиционируется как своего рода lifestyle, он предлагает целую линейку продуктов для людей от 25 до 45 лет. Флагманом бренда на сегодняшний день являются сигары, которые компания господина Привезенцева производит в Никарагуа и Доминиканской Республике. В сентябре эта продукция будет представлена в России. Однако после Mirax Group и участия в строительстве башни «Федерация» Максим Привезенцев просто не может заниматься каким-то мелким бизнесом. Он планирует масштабировать свой проект по производству сигар чуть ли не на весь мир. Основной акцент в продажах будет делаться на США, Китай и Индию. Только в Поднебесной в год выкуривается порядка 1 млрд сигар, еще 350 млн – в США. Так что рынок весьма немаленький, как раз под стать бизнес-амбициям господина Привезенцева. Но на этом его планы не заканчиваются. В перспективе экс-глава Mirax Group намерен выпускать одежду для байкеров, открывать рестораны и проводить музыкальные блюз-фестивали. Все это будет реализовано под брендом Total Flame и слоганом Life’s short, do it hard.
Максим Логвинов
Журнал "Компания"