«Придется с этим смириться»
Футуролог дал прогноз дальнейшего развития социальных сетей
«Государство знает о вас гораздо больше, чем вы хотите, спецслужбы знают о вас явно больше, теперь вот Интернет будет знать о вас больше», – уверен футуролог Сергей Переслегин. Он рассказал газете ВЗГЛЯД о том, каких именно революций стоит ждать от Интернета в самое ближайшее время в результате развития социальных сетей.
Социальная сеть Facebook намерена привлечь 100 млрд долларов на IPO в первом квартале 2012 года, но при этом начинает терять пользователей. Как уже сообщала газета ВЗГЛЯД, второй месяц статистические показатели соцсети демонстрируют отрицательную динамику прироста пользователей. В апреле 2011 года в социальной сети появились 13,9 млн новых пользователей, в мае – 11,8 млн. В основном новые пользователи регистрируются в странах, относительно недавно узнавших о возможностях Facebook. Например, популярность сети стремительно растет в Мексике, Бразилии, Индии и Индонезии. В то же время интерес к Facebook снижается в США, Канаде и Великобритании, а также в России и Норвегии. Около 100 тыс. пользователей отошли от Facebook в России, в США соцсеть покинули 6 млн человек.
«Последний роман о Гарри Поттере переводился со скоростью чтения»
ВЗГЛЯД: Сергей Борисович, означают ли эти цифры скорый кризис социальных сетей, и как этот кризис может выглядеть? С. П.: Разумеется, рано или поздно наступает момент, когда любой товар становится доступным всему миру и перестает быть ему нужным именно в качестве нового. Но товар будет продолжать существовать и будет использоваться. Кто-то уходит из социальных сетей, кто-то приходит, проблема вообще не в этом. В случае с приведенными цифрами речь идет о том, что экстенсивный путь развития закончился и начался интенсивный.
ВЗГЛЯД: То есть вы не верите в массовый исход из соцсетей?
С. П.: Это невозможно. Соцсети просто перестают быть пространством коммуникации и становятся пространством действия. В последние несколько лет мы наблюдаем очевидное увеличение количества сервисов в социальных сетях, и совершенно неизбежно появление социальных сетей нового поколения, ориентированных на гораздо большее включение не только в сфере коммуникации, но и в сфере прямого действия.
ВЗГЛЯД: Например?
С. П.: Я уверен в том, что в скором времени сети вытеснят банки из структуры обмена финансами. При наличии сетей вам не очень нужен банк, а значит, вы не будете его использовать.
ВЗГЛЯД: А у кого мне взять кредит, если вдруг чего?
С. П.: Наши друзья-мусульмане уже давно пользуются своими социальными сетями для обмена денег и кредитования. Поймите, у банка нет денег, он не может вам ничего дать, он может привлечь депозиты и из этих средств предоставить вам кредит. Банк – это посредник между теми, у кого есть деньги, и теми, кому они нужны. Но при наличии социальных сетей и соответствующих сервисов услуги банка вообще не требуются, как они не требуются для пересылки денег за границу. Могу предложить несколько схем, и самая простая из них выглядит так: я покупаю здесь, в России, в рамках игры игровую валюту за рубли, в ходе игры перевожу эту валюту в США, где контрагент обменивает игровую валюту на доллары.
ВЗГЛЯД: Это законно?
С. П.: Да. Ни я, ни мой контрагент в США не нарушаем никаких законов.
ВЗГЛЯД: Но банки-то будут бороться за выживание?
С. П.: Банки будут активно двигаться в соцсети, в пространство идей вообще. Они должны будут придумать, чем они могут заняться в условиях, когда они будут постепенно вытесняться социальными сетями.
ВЗГЛЯД: А кроме банков кто пострадает?
С. П.: Предел возможностей развития социальных сетей практически не ограничен. В случае с банком я взял самый простой пример, но даже эта простая возможность демонстрирует, что у нас огромный потенциал для роста. Вот вам еще один пример. Когда в Великобритании вышла последняя книга о Гарри Потере, перевод в Рунете осуществлялся большой распределенной сетевой группой практически в режиме онлайн. Я имею в виду, что, грубо говоря, скорость перевода новых глав примерно соответствовала скорости, с которой обычный пользователь мог читать получающийся текст. Любое издательство затратило бы на перевод не один месяц, а на выпуск книги – от трех до пяти месяцев. Сеть явно выиграла не только по времени, но и по качеству работы, я потом специально сравнивал.
ВЗГЛЯД: А как же нарушения авторских прав?
С. П.: Да, соцсети вступают в конфликт с современными законами об авторском праве. И в полном соответствии с классической схемой – когда производительные силы развиваются быстрее, чем производственные отношения, – возникают условия для революции – стоит признать, что социальные сети в ближайшие годы неизбежно приведут к революции в области авторских прав.
ВЗГЛЯД: Революции, впрочем, уже случаются благодаря Facebook и Twitter...
С. П.: И это тоже выход в пространство действия, разумеется. Наша исследовательская группа предсказала это еще в 2003-м, после «оранжевой революции» на Украине. Тогда была «СМС-революция», а следующей должна была стать «интернет-революция». Так и получилось.
ВЗГЛЯД: Возможны ли революции подобного типа в развитых странах?
С. П.: Не просто возможны, а неизбежны.
ВЗГЛЯД: И где это может случиться?
С. П.: Где угодно, потому что условия для революции создаются сейчас во всех развитых странах. Это связано с очевидным кризисом модели социального государства, с кризисом медицинского и пенсионного обеспечений, и когда к этому добавятся энергетический и продовольственный кризисы, тогда все и случится. Где именно начнутся революции, без подробного анализа сказать сложно, я не диагностирую по карте.
ВЗГЛЯД: А что можно диагностировать уже сейчас?
С. П.: В течение ближайших нескольких лет, например, появится многоуровневая система «управления желаниями»: мы с ней и сейчас сталкиваемся в отдельных проявлениях. Как это выглядит? Система собирает о вас информацию на основании поисковых запросов и предоставляет соответствующую рекламную информацию: это нормальная дружественная система, которая, по сути, ничем не отличается от домашнего доктора, который знает, как вас лечить и какие вопросы нужно задавать именно вам. Сеть предоставляет индивидуализацию обслуживания – это развитие очевидно. Интернет будет «вести» человека от рождения до смерти – это тоже дело ближайшего будущего.
ВЗГЛЯД: Ничего страшного, что Сеть будет знать о вас больше, чем вы хотите?
С. П.: Государство знает о вас гораздо больше, чем вы хотите, спецслужбы знают о вас явно больше, теперь вот Интернет будет знать о вас больше. И что? Вам придется с этим смириться – что вы еще можете? Современный мир фактически нивелировал представления о приватности, и все мы оказываемся в «прозрачном мире». С этим нужно учиться жить.