«Ресурсы 3G не исчерпаны и наполовину»
В 2011 году южный филиал МТС планирует расширить свою сеть 3G втрое — в связи с тем, что в прошлом году во столько же раз вырос объём трафика в этой сети. Резерва создаваемых сетей, по мнению директора МТС на юге России Сергея Ласкавого, хватит ещё на два-три года роста
— Каковы сейчас основные точки роста для вашей компании?
— Сегодня на всём рынке очевидна тенденция взрывного роста услуг передачи данных, во многом это обусловлено текущим этапом развития рынка — развёртыванием высокоскоростных сетей, на которых можно реализовать инновационные сервисы, и появлением на рынке абонентских устройств, на которых эти сервисы можно воспроизводить. Как только в сентябре 2008 года начали работать сети 3G МТС — а наша компания стала первой, кто запустил в ЮФО сети «третьего поколения», — объём передачи данных у нас вырос в несколько раз. Например, только за прошлый год объём трафика, передаваемого в сетях 3G МТС, увеличился в три раза.
С тех пор мы значительно расширили покрытие и увеличили количество пользователей таких услуг. Сейчас наша сеть 3G в ЮФО охватывает территорию, на которой проживают более 10 миллионов жителей юга России — покрыты все крупные города и побережье. Мы продолжаем интенсивное масштабное строительство, планируя к концу года расширить нашу сеть третьего поколения на Юге в три раза.
Сколько будет расти 3G
— А какая часть объёма передачи данных приходится на 3G?
— Около 80 процентов услуг по передаче данных — это услуги 3G. Рост продаж напрямую связан с появлением этой технологии. Именно запуск 3G позволил получить скорость, которая оптимальна для комфортной работы в интернете. Сейчас на юге России мы предоставляем абонентам скорость до 3,6 Мбит/сек. Но мы видим, что рынок потребления услуг передачи данных растёт примерно так, как росли голосовые услуги в начале 2000-х годов — во времена популяризации сотовой связи. Это означает, что технологию надо развивать дальше, ведь сегодня её ресурсы ещё не используются даже наполовину.
Влияет на уровень потребления и тот факт, что постепенно меняется парк мобильных аппаратов. Если на конец 2009 года телефонов с поддержкой 3G на юге России было 12 процентов, то сейчас эта доля выросла до 25 процентов. Будет увеличиваться не только количество таких телефонов в сети, но и доля населения, использующего смартфоны, — более функциональные аппараты с возможностью работы с различными мобильными приложениями. Специализация программного обеспечения очень удобна — не нужно ничего искать в интернете, приложение само всё отыщет. Таким образом, каждый смартфон с помощью приложений подстраивается под индивидуальные нужды потребителя. Сочетание 3G, смартфона и возможностей индивидуализации — это основа для роста потребления услуг передачи данных на ближайшую перспективу. Уже сегодня такие аппараты доступны практически любому: например, цена на наши смартфоны начинается с 4 790 рублей.
— А насколько перспективно для вашего бизнеса появление мобильных платёжных систем?
— Мобильные платёжные системы — это очень перспективное направление, которое выводит нас на новый уровень взаимоотношений с клиентом. Сегодня более 100 миллионов человек в России пользуются мобильными телефонами. Уже этим объясняется привлекательность такого продукта, как мобильные платежи. Сейчас счёт мобильного телефона способен заменить банковские карты и виртуальные деньги в электронных платёжных системах при покупках и оплате услуг в интернете. В МТС, например, действует услуга «Лёгкий платёж», которая позволяет абонентам любого сотового оператора оплачивать с телефона услуги и товары как с лицевого счёта абонента МТС, так и с его личного банковского счёта (при наличии банковской карты), открытого в любом российском банке.
Рост популярности мобильных платежей можно проиллюстрировать цифрами: с января по март нынешнего года количество пользователей «Лёгкого платежа» на юге России увеличилось вдвое. Растёт не только количество абонентов, использующих свой телефон для оплаты различных услуг, — увеличивается средняя сумма платежа: с января по март средний чек одной транзакции через «Лёгкий платёж» вырос на 40 процентов. Кстати, южные регионы страны находятся на втором месте после Москвы по потреблению услуг мобильной коммерции.
— Мы говорим о том, что современные технологии связи предоставляют людям всё новые возможности — а насколько полно эти возможности используются? Можно это как-то отслеживать?
— Приведу пример из личного опыта. Проезжая на машине по городу с включенным Wi-Fi в телефоне, можно заметить, что аппарат постоянно переключается с одной сети на другую. Ещё полгода назад этого не было. А сейчас в продаже по доступной цене появились Wi-Fi роутеры, которые позволяют создавать в квартире локальные Wi-Fi-сети, обслуживающие целый ряд приборов — компьютер, ноутбук, телефоны, телевизор, планшеты. Если в ваш дом проведён ШПД, то вы можете сделать локальную домашнюю сеть, даже не обладая какими-то специальными навыками.
Корпоративный рост
— На Юге МТС предоставляет услуги ШПД на базе активов недавно купленной компании «Комстар». Как выглядит технология присоединения активов «Комстар-Регионы»?
— С 1 апреля «Комстар-ОТС» присоединён к МТС, до октября 2011 года должна завершиться интеграция Южного филиала «Комстара» в МТС. Сейчас мы взаимодействуем на операционном уровне. Например, у обеих компаний есть оптоволоконные линии, площадки для размещения технологического оборудования. Совместное использование этих ресурсов позволяет нам существенно экономить. Услуги «Комстара» уже включаются в наши пакетные предложения, они предлагаются через розничную сеть МТС. Сейчас, например, продаётся пакет «Три в одном» для частных клиентов — модем МТС, ШПД и кабельное ТВ «Комстара». Количество совместных предложений будет расти.
Рынок фиксированной связи, конечно, отличается от рынка связи мобильной. Проводной оператор, прежде чем продать услугу, сначала оценивает, доступна ли она для конкретного абонента в конкретной точке. Соответственно, сама процедура продажи более длинная. Салоны получают заявки, которые поступают в техническую службу, и только после этого удовлетворяется запрос клиента. Соответственно, мы, чтобы поднять продажи и улучшить качество сервиса, будем стремиться увеличить скорость получения информации о технической возможности присоединения нового абонента. При этом абоненты МТС и «Комстара» смогут пользоваться интегрированными услугами связи и получать обслуживание в единой точке доступа, по единому счёту.
— Насколько для вас значим корпоративный сегмент?
— За прошлый год мы увеличили количество абонентов в бизнес-сегменте на 30 процентов. Бизнес-рынок — специфическая аудитория, которая остро нуждается в любых технологиях, способных оптимизировать бизнес-процессы. В качестве примера можно рассмотреть телематические услуги. Целый ряд клиентов на Юге уже пользуется услугами М2М (machine to machine, т.е. передача данных между устройствами. — «Эксперт ЮГ»). Представьте себе транспортную компанию, которая перевозит продукты в рефрижераторах: на каждой её машине стоит GPS-приемник с сим-картой, имеющей связь с датчиками на машине. Диспетчер транспортной компании оперативно получает любую информацию (потребление топлива, скорость, местонахождение, температура в рефрижераторе) и имеет возможность отслеживать движение каждой конкретной машины. В Сочи, к примеру, мы реализуем проект по мониторингу движения транспорта службы скорой помощи.
Вообще, дистанционный мониторинг различной информации с датчиков приобретает всё большую популярность. Становится возможным дистанцированный контроль, например, контроль уровня давления в нефтепроводах, тепловых системах, контролируются логистические цепочки и перемещение транспорта. С помощью телематических услуг обеспечиваются работа платёжных банковских систем через передачу транзакций в процессинговый центр от банкоматов, автоматическое подключение/отключение охранных систем и прочих систем безопасности. M2M-сервисы взяли на вооружение многие службы такси, парки городского пассажирского транспорта, службы доставки. Даже внутри МТС мы используем эти услуги — только в южных регионах у нас несколько тысяч базовых станций. Некоторые находятся высоко в горах — скажем, снять показатели электроэнергии традиционным способом не так просто, а мы ставим туда блок с сим-картой и получаем информацию дистанционно.
Тем не менее, сейчас M2M-сервисы в России находятся на первоначальном этапе развития. Общее количество подключённых машин, по разным оценкам, составляет порядка 1,2–1,5 миллионов устройств, из них на сим-карты МТС приходится примерно 50 процентов. Крупные операторы только начинают определять свои стратегии в этом сегменте. Но при этом наблюдается стремительный рост направления: за 2010 год количество М2М-модулей в сети МТС в России выросло в 2,5 раза, а в ближайшие три-четыре года, по консервативным оценкам, превысит три миллиона. Мировая практика показывает, что эти планы вполне реалистичны, потому что количество устройств, которые могут быть вовлечены в процесс, почти бесконечно. Такие устройства можно ставить хоть в каждую детскую игрушку, чтобы она не потерялась.
Потенциал сетей
— Как выглядит ваша инвестиционная программа? Во что вы вкладываетесь?
— Объём вложений в масштабе ЮФО и СКФО мы не раскрываем, но могу сказать, что инвестиционная программа по развитию мобильных сетей МТС на юге России у нас в три раза больше, чем в прошлом году. Основные наши вложения — в расширение сети 3G: базовые станции и оптоволоконные линии связи.
— Южный макрорегион участвует в разработке инновационных продуктов, которые регулярно презентует МТС?
— У нас есть отдел развития продуктов и услуг. Мы сами генерируем идеи и часто участвуем в пилотных проектах по запуску инноваций. Конечно, наши разработки в большей степени касаются новых сервисов. Например, недавно в Новороссийске мы испытывали возможность передачи данных по 3G со скоростью 21 Мбит в секунду. В России это было опробовано впервые одновременно в двух городах — Москве и Новороссийске. В качестве примера наших инновационных технических разработок можно вспомнить совместный проект с администрацией Краснодарского края. Как вы знаете, в госучреждениях работает технология «одного окна», которая позволяет принимать и выдавать документы, рассмотренные в различных инстанциях, через единую точку доступа. Обычно рассмотрение таких вопросов занимает около 30 дней, за которые документы проходят различные этапы. Мы разработали приложение, позволяющее человеку по своему индивидуальному номеру отслеживать через мобильный телефон, в каком состоянии находится его заявка. Это уникальная разработка, которую в принципе можно тиражировать на другие регионы страны.
— Ряд компаний анонсирует попытки работы с сетями четвёртого поколения (LTE). На Юге это имеет смысл на данном этапе?
— Сегодня вопрос по развитию сетей LTE зависит в первую очередь от регулятора. Мы готовы развивать этот формат технологически: мы сейчас строим сети 3G, которым потребуется минимальный апгрейд до сетей LTE. У компании есть опыт — МТС уже запустила тестовую сеть в Узбекистане, где правительство определилось с судьбой связи следующего поколения. Но кроме сетей ведь нужны ещё специальные абонентские устройства, поддерживающие эту технологию, а их разработка пока в зачаточном состоянии. Стоимость LTE-модема сейчас — сотни долларов. И в коммерческой продаже их пока не найти.
С другой стороны, существующие сети 3G имеют значительный резерв. Сейчас 3G находится на этапе активного перехода от скорости 3,6 Мбит в секунду к 7,2 Мбит, а в ближайшее время скорость увеличится до 14,4 Мбит. На испытаниях в Новороссийске нам удалось достичь скорости 21 Мбит в секунду, и есть технический резерв для развития 3G до скорости 84 Мбит. Причём для увеличения предела скорости зачастую требуются лишь программные апгрейды, то есть нового строительства вести не надо. Так что на повестке дня сегодня — развитие 3G, это более реальный и актуальный процесс.
Александр Бессонов
Журнал "Эксперт"