Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

Новые известия

Незваный ГОСТ

Как новые стандарты и нормативы усложняют жизнь россиян

С улиц российских городов в ближайшее время исчезнут многие пешеходные переходы, отмеченные «зеброй». Таковы последствия вступившего в силу ГОСТа по дорожной разметке. А вот ямы и выбоины на асфальте не исчезнут: их действующий ГОСТ признает допустимыми. По мнению экспертов, многие стандарты причиняют неудобство людям, например, вынуждают их жариться на солнце при поездках в городских автобусах, где шторки запрещены. Другие ГОСТы становятся поводом для коррупции, например, требование для ресторанов иметь «изысканное» меню, так как «изысканность» каждый проверяющий определяет по-своему.

Недавно сотрудники «Новых Известий» столкнулись с исчезновением одной из «зебр» на пути из метро в редакцию. Пропала «зебра» на Электрозаводской улице на месте пересечения с Преображенской. Ликвидируют «зебры» не только в столице. На днях администрация Рязани объявила, что с центральных улиц города уберут десять нерегулируемых пешеходных переходов. Аргументы чиновников: «зебры» увеличивают пробки в городе, а новый ГОСТ допускает, чтобы расстояние между соседними пешеходными переходами было до 300 метров, а не 120–150. Редакция же «НИ» пострадала из-за другого нововведения: «зебры» теперь положено убирать с тех перекрестков, где есть только транспортный светофор, а пешеходного – нет. В столичном ГИБДД на запрос «НИ» ответили рекомендацией использовать пешеходный переход возле расположенной по соседству автобусной остановки. Однако пешеходы все равно предпочитают не делать крюк в несколько сотен метров, а перебегать дорогу там, где была «зебра».

Зато ямы на российских дорогах были, есть и будут. Причем делать с ними ничего не надо, пока они не разрастутся до превышающих ГОСТ размеров: периметр больше 1,5 метра либо глубина – свыше пяти сантиметров. По данным ГИБДД, за минувший год плохое состояние российских дорог стало причиной 21% ДТП, в которых погибли около шести тыс. человек (9% от числа погибших в ДТП). Однако когда казанский адвокат Лаврентий Сичинава весной нынешнего года обратился в Верховный суд РФ с иском об отмене ГОСТа на ямы, а также на допущения, что выступ крышки канализационного люка может выступать на два сантиметра относительно дорожного покрытия, а решетка дождевика – на три, суд отказал, постановив, что проблема находится вне его компетенции.

«ГОСТов на ямы вообще быть не должно», – говорит «НИ» председатель московского отделения Федерации автовладельцев России Сергей Канаев. По его словам, нынешний ГОСТ существует, чтобы ограничить возможность пострадавших в ДТП взыскивать ущерб с дорожных служб. Сейчас это можно делать только в случае, если яма была больше положенной по ГОСТу и оставалась не огороженной. Кроме того, дорожники могут не обращать внимания на жалобы граждан по поводу выбоин и кочек, если все это не превышает тот самый ГОСТ. Отправленный в «Центр организации дорожного движения» запрос «НИ» по поводу целесообразности ГОСТа на ямы на момент подписания номера остался без ответа.

Разработкой ГОСТов в России могут заниматься как ведомства, так и предприниматели либо общественные объединения. При этом в положении о порядке разработки ГОСТов оговорено, что стандарты могут обновляться или отменяться «для поддержания соответствия потребностям населения, экономики и обороноспособности страны». Однако любые поправки требуют многочисленных согласований и единогласного одобрения всех затронутых ведомств: даже запись «Согласовано с замечаниями» не допускается. В результате борьба за изменение ГОСТа растягивается на годы.

К примеру, при подготовке покрытия детских площадок существующие нормативы позволяют ограничиться 10-сантиметровым слоем песка. Член Технического комитета «Оборудование детских площадок» Ирина Голицына утверждает, что этого недостаточно: ударопоглощающие свойства такого покрытия, равно как и естественного (земля, дерн), очень быстро снижаются. По данным же Центрального научно-исследовательского института травматологии и ортопедии, на детских площадках дети травмируются чаще, чем в ДТП. По мнению г-жи Голицыной, дерн и рыхлую землю в качестве покрытия детской площадки использовать вообще нельзя, а слой песка должен быть не меньше полуметра, чтобы ребенок мог безопасно падать с высоты до метра. При этом песок нужно постоянно подсыпать, так как он уносится ветром и дождевыми потоками.

Но, когда поправки в ГОСТ все же вносят, может оказаться, что многое из разрешенного вчера сегодня запрещено. Такая ситуация возникла в конце прошлого года, когда вступившие в силу поправки в ГОСТ «Наружная реклама на автомобильных дорогах» сделали незаконной большую часть существующих рекламных конструкций. В частности, были запрещены перетяжки над дорогами, а минимальное расстояние от края проезжей части до ближайшего к нему края рекламной конструкции определили в пять метров. Это означало, что с узких улиц билборды должны исчезнуть вовсе. Массовый снос рекламных конструкций предотвратило разъяснение, что поправки касаются новых разрешений, а старые будут действовать до окончания срока, на который выданы.

Нечеткость формулировок в ГОСТах может стать поводом для коррупции. Например, рестораны делятся на три класса – «люкс», «высший» и «первый». Отнесение к определенному классу влияет на размер ресторанной наценки. В то же время четких градаций ГОСТ «Общественное питание. Классификация предприятий» не предусматривает. Например, у ресторанов класса «люкс» интерьер должен быть «изысканным и роскошным», у ресторанов высшего класса – «оригинальным», у ресторанов первого класса – «гармоничным». Или ассортимент оригинальных блюд у ресторанов класса «люкс» должен быть «широким», а у ресторанов высшего и первого классов – «разнообразным». Еще одно требование к ресторану класса «люкс» – наличие на столах скатертей с вышитым логотипом заведения. Без скатерти это будет уже не «люкс». Директор Института питания Российской академии медицинских наук Виктор Тутельян пояснил «НИ», что эти критерии «почти международные», однако признал, что «изысканность» – критерий «фантазийный» и научного обоснования ему нет.

Иногда ГОСТ меняют в угоду производителям вредной для человека продукции. Например, в советском ГОСТе 1972 года этиловый спирт относился к «сильнодействующим наркотикам, вызывающим сначала возбуждение, а затем паралич нервной системы». В российском же ГОСТе 1993 года упоминание про наркотик исчезло, и осталась только «легковоспламеняющаяся бесцветная жидкость с характерным запахом».

В том, что пассажирам городских автобусов негде спрятаться от жары во время стояния в пробках, также виноват ГОСТ «Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки». Документ запрещает использование шторок в городских автобусах и разрешает это делать только в междугородних и туристских, где все места – сидячие. Единственное разрешенное ГОСТом средство для защиты пассажиров от солнца – покрытие верхней части стекол тонировочной пленкой.

АЛЕКСАНДР КОЛЕСНИЧЕНКО, ЕЛЕНА АЛЕКСАНДРОВА, АНАСТАСИЯ ДАРИЙ, СЕРАФИМА ГЛУШКО

04.07.2011



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Медиа RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Реклама и Маркетинг В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов