Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

КоммерсантЪ-Деньги

На голубом счету

Гей-такси, глянцевый журнал, единственное агентство недвижимости. Товары и услуги, рассчитанные на российских гомосексуалистов,— это исключительно их собственный малый бизнес, в то время как, скажем, иллюстрированный путеводитель по гей-Лондону насчитывает сотни страниц. Да и мода на показной гомосексуализм после "лихих 90-х" незаметно сошла на нет: он и в шоу-бизнесе больше не окупается. Привлечь общественный интерес к геям удается только властям, разгоняющим очередной парад

Натурализация

Ниспровержение устоев: Борис Моисеев больше не гей, вот ведь пощечина общественному вкусу. Теперь на концертах певец рассказывает, что многие женщины с Черноморского побережья могут подтвердить, что он "нормальный". Впрочем, сексуальные предпочтения звезды по-настоящему могут волновать лишь самых преданных его поклонников. Но вот почему образ голубого, который кормил артиста два десятилетия, больше ему не нужен?

Сам Моисеев ответа не дает: только услышав слово "гей" в вопросе корреспондента "Денег", он оскорбленно бросает трубку.

"Просто в стране установилась атмосфера мачизма и гетеросексизма,— поясняет за него активист движения Gay Russia Николай Чуев.— В 90-е свободы для геев, как и для всех остальных, было больше".

Возможно, отречение Моисеева связано с его членством в партии "Единая Россия": партия власти против гомосексуализма и вообще за нравственность. Вот и балерина Анастасия Волочкова лишилась партбилета после того, как опубликовала свои откровенные фотографии. Но как-то не верится, чтобы Моисеев испугался скандала с властью, ведь и Волочкова от конфликта с партией только набрала очков. Дело, видимо, не в чиновниках — сама публика больше не хочет открытых голубых.

Гей-форумы публикуют целые списки отказников: вот известный парикмахер Сергей Зверев признается украинскому журналу "Бульвар Гордона", что любит красивых женщин, а гомосексуальность — это слухи. Или история про артиста Сергея Пенкина — он выиграл суд у информагентства, которое написало, что Пенкин — член гей-клуба, тогда как он женат. "Да и успех группы "Тату" сейчас был бы невозможен",— продолжает Николай Чуев.

Трудно сейчас представить и историю, случившуюся в 2003 году: православный священник отец Владимир обвенчал двух мужчин из Нижнего Новгорода. Епархия, правда, потом не только лишила священника сана, но и разобрала часовню, в которой случился греховный обряд.

Гражданские власти оказались бдительнее. В 2005 году башкирский депутат Эдвард Мурзин и московский предприниматель Эдуард Мишин попытались зарегистрировать брак в Савеловском загсе Москвы — и получили отказ. В общем, с самого начала было понятно, что этим закончится, но ведь суть акции была в том, чтобы привлечь общественное внимание, а не в том, чтобы заключить союз. Сейчас несостоявшийся супруг Эд Мишин общественную деятельность забросил. "Наверное, для этого слишком рано, тема однополых браков не слишком захватила людей даже внутри нашего сообщества. Не вижу смысла тратить энергию на столь малосущественный вопрос",— опускает руки Мишин.

Бизнес-гетто

Существенный вопрос для Мишина — это собственный гей-бизнес, состоящий из двух магазинов, журнала "Квир" и сайта gay.ru. Сайт — самая старая (с 1997 года) и доходная часть бизнеса. Сколько он зарабатывает, Мишин, правда, не говорит, но уверяет, что у сайта 50-70 тыс. посетителей в сутки. Однако конвертировать их в рекламный доход не так просто — не многие рекламодатели хотят ассоциироваться с сайтом для гомосексуалов. Реклама в основном от клубов, саун, салонов красоты для геев. Рекламируется еще урологическая клиника, которая провозглашает особую деликатность в отношении геев.

Та же ситуация и с глянцевым журналом "Квир", только рекламы еще меньше. "Журнал издается вопреки всему и только благодаря желанию издателя,— утверждает его главный редактор Владимир Волошин.— В лучшем случае журнал выходит на ноль, но не зарабатывает. Рекламы немного, вся от гей-инфраструктуры, например сауна и несколько эскорт-агентств. Зато тираж (30 тыс. экземпляров) расходится хорошо".

С тоской в гей-издании вспоминают сеть косметических магазинов "Арбат Престиж" — их владелец Владимир Некрасов не только заявлял о том, что охотно принимает на работу геев, но и давал рекламу в гей-издания. "Надеюсь, то, что с ним произошло, произошло не из-за нас",— вздыхает Владимир Волошин ("Арбат Престиж" обанкротился после того, как Владимир Некрасов был арестован за уклонение от налогов).

Для таких дискриминационных подозрений у "Квира" есть основания: Волошин утверждает, что одна из крупных сетей распространения прессы в Москве принципиально отказывается выкладывать на своих витринах гей-журнал.

Наконец, третья часть бизнеса Мишина — это магазины "Индиго", открывшиеся в 2004 году. Ассортимент "Индиго" состоит из книг, дисков, одежды и белья, парфюмерии и косметики для геев. Один из хитов продаж, например,— крем-депилятор для жестких волос. Это, так сказать, продукция двойного назначения, ведь выпускают такой крем не из расчета на геев. Так и со многими другими товарами из парфюмерно-косметического отдела.

"Специально для геев продукция у нас не разрабатывается,— говорит Александр (фамилию попросил не называть), сотрудник международной компании, производящей косметику.— Геи покупают продукты и для мужчин, и для женщин. Но для них может быть разработана особая маркетинговая программа — в Европе такое происходит очень часто. Маркетинговые исследования, основанные на сексуальной ориентации, в Европе запрещены, однако коммуникация с геями идет, например, через соцсети. Это всегда точечные кампании, ведь рекламируется товар, который продается на более широкую аудиторию. Если гей-рекламу масла для загара разместить на широкую аудиторию, это может навредить репутации".

Впрочем, Александр добавляет, что его зарубежные коллеги, работающие в отделе массового маркетинга, присылают в Россию рекламные продукты без учета нашей специфики. Реклама духов с фотографией двух мускулистых юношей — вроде бы никакой крамолы, но работает эта реклама плохо.

Парадокс: гомосексуалы — очень привлекательная аудитория для всех рекламщиков, но работать с ней практически невозможно. Категория покупателей DINK (Double Income No Kids — "двойной доход, без детей") очень ценится маркетологами и обозначает семейные пары, сознательно не имеющие детей. Геи по понятным причинам очень часто попадают в эту категорию. Но обращаться к ним напрямую довольно сложно, поскольку есть риск отпугнуть остальную аудиторию.

Крупного бизнеса для геев как бы не существует: шоколадки, автомобили, даже модная одежда — общие для всех. Гомосексуалам остается организовывать для себя специфическую инфраструктуру — те товары и услуги, которые людям с традиционной ориентацией не нужны. "Мои магазины — это нишевый бизнес,— говорит Эд Мишин.— Все равно что сделать профессиональный магазин для спортсменов, скейт-шоп например. Только еще сложнее, потому что всякие проверяющие органы нас недолюбливают. Зато мы можем пошутить на эту тему, это полудомашний бизнес, здесь приятно работать".

Никаких других преимуществ для бизнеса специфическая аудитория не дает, уверяет Мишин. С ним, однако, не согласен владелец гей-такси Александр (фамилию попросил не называть). Он уверенно называет себя монополистом, и действительно — больше такси для геев в Москве найти не удалось. Идея к Александру пришла так: он работал администратором в одном таксопарке и решил совместить работу с другим жизненным интересом. В 2008 году гей-такси открылось, и сегодня на Александра работает около 50 водителей с нетрадиционной ориентацией. Конкурентное преимущество: клиент может без боязни носить смелые наряды, называть таксисту адрес гей-клуба или целоваться с попутчиком. Наценка за это небольшая — стандартный заказ, который в обычном такси стоит 350 руб., у Александра будет стоить 400.

Есть в Москве еще и салон красоты, и солярий для геев, но особых преимуществ гей-формат не дает и им. Сауны для геев (вход — около 500 руб.) отличаются наличием в них "темной комнаты", где желающие могут уединиться. Посетители рассказывают, что помимо массажа (около 600 руб.) сотрудники сауны способны оказывать и другие услуги. Впрочем, и обычные сауны часто используются не только для того, чтобы помыться.

Существуют в России и турагентства для геев, они предлагают путевки на курорты, облюбованные представителями секс-меньшинств. Правда, эта услуга мало востребована: на те же курорты можно уехать и с традиционными операторами, да еще и дешевле. А вот гей-активист из Санкт-Петербурга Николай Радужный создал агентство "Радужная недвижимость", которое помогает арендовать квартиры геям, правда, пока это больше похоже на социальный, чем на коммерческий проект.

Словом, гей-бизнес — что-то вроде гетто для гомосексуалов, он нужен, чтобы спрятать свою ориентацию. Чтобы заявить о ней во всеуслышание, нужен гей-парад.

Изгнание сатаны

Гей-парады в Москве — дело жизни для активиста Николая Алексеева. Начиная с 2005 года он регулярно подает заявки в столичную мэрию о проведении гей-парадов и так же регулярно получает отказы, после чего его задерживает милиция на несанкционированных акциях. С прежним столичным мэром у Алексеева была давняя вражда: Лужков периодически высказывался в том духе, что гей-парады — это "сатанинские действа", а геи — "оружие массового уничтожения", пришедшее с Запада.

Новый мэр Сергей Собянин так на гомосексуалов не ругался, но гей-парад 2011 года все равно запретил. На несанкционированное шествие все же вышло несколько десятков активистов, а одна из них — Елена Костюченко — даже получила побои от противника гей-парада. Впрочем, запреты московских властей вызваны не заботой о здоровье геев, а скорее моральными причинами. "Москве это не нужно абсолютно, и я не сторонник этого",— высказался на тему гей-парадов Собянин.

Участники гей-акций подчеркивают, что устраивают не костюмированные шоу с откровенными нарядами, к которым привыкли жители европейских столиц, а политические митинги в защиту своих прав. Права действительно нарушаются: большинство политиков в России допускают гомофобские высказывания (гей-организации даже составляют списки гомофобов во власти), а в регистрации гей-организациям отказывают на тех основаниях, что сексуальные меньшинства — угроза демографии.

После каждого запрета геи идут на митинг с еще большим гражданским исступлением — зная, что все кончится разгоном и побоями.

В итоге гомосексуалы добиваются своего: после разгона гей-парада об этом с удовольствием пишут все СМИ. Очень похоже на акции "Стратегии-31" на Триумфальной площади: пока власти их запрещали, эти митинги привлекали максимальный общественный интерес. Как только ходить на "Стратегию-31" стало неопасно, о ней перестали писать СМИ.

Россиян, похоже, подробности гомосексуальной жизни начинают интересовать, только когда с геями начинают бороться власти и православные. Может, если московская мэрия не будет так пристально следить за геями, они и сами прекратят свои выступления?

ИВАН ЖДАКАЕВ, МАРИЯ СОТНИКОВА

04.07.2011



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Реклама и Маркетинг В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Бизнес и Политика Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов