Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

КоммерсантЪ-Деньги

Культурно-массовый доход

Раньше фестивали были сборищами единомышленников, где можно было бюджетно провести время под музыку и спиртное. Теперь даже отчаянно неформатные фестивали по сути коммерческие мероприятия. Даже если вход бесплатный, будьте уверены: вам придется потратиться, как на курорте

Нашествие коммерческого интереса

20 июня в СМИ прошла информация: самый популярный в России рок-фестиваль "Нашествие" отменяется из-за эпидемии африканской чумы свиней в районе его проведения (Тверская область). Десятки тысяч людей, уже запланировавшие поездку на 8-10 июля, привычно готовы были проклинать главсанврача Геннадия Онищенко, однако в данном случае он был ни при чем — решение принимала администрация Тверской области по рекомендации Россельхознадзора. Назревал серьезный скандал. Но уже через два дня организаторы фестиваля распространили информацию: и. о. губернатора Тверской области Андрей Шевелев пошел навстречу оргкомитету и "Нашествие" разрешил, если на мероприятии будут выполняться специальные предписания Россельхознадзора. В частности, на фестиваль не должна завозиться местная свинина. Кто-то в этой истории усмотрел политические мотивы, мол, неизвестно, что там перед выборами прокричат со сцены нонконформисты вроде Юрия Шевчука. Бывалые же прагматики реальной попытки запрета не усмотрели, просто на публику в целях пиара был вынесен элемент рутинного торга между администрацией и коммерсантами: кто-то кому-то чего-то недоплатил.

В отличие от многих подобных мероприятий "Нашествие" — фестиваль в чистом виде коммерческий. Стоимость входных билетов — 1,8-7 тыс. руб., плата за установку палатки — до 4 тыс., парковка — до 3 тыс., размещение в кемпере, судя по прайсу на сайте,— 100 тыс. на четверых. Согласно отчету организаторов, прошлогоднее "Нашествие" посетило около 150 тыс. человек. В этом году, учитывая, что фестиваль — десятый по счету, ожидается еще больший наплыв. По самым скромным прикидкам, сборы только от продажи входных билетов зашкалят за $10 млн. Другие заметные статьи доходов — спонсоры (реклама) и заработок на питании зрителей. "На таких фестивалях, как "Нашествие", обычно есть продуктовые спонсоры,— рассказывает директор кафе U-Shake Татьяна Егорова.— То есть на мероприятии разрешается торговать пивом, газировкой и тому подобными товарами только определенных марок. Право на организацию торговых точек входит в спонсорский пакет". По словам Егоровой, сбыт на таких мероприятиях весьма велик: например, дневной оборот ее выездного буфета на пикнике "Афиши" превышает обычную выручку кафе впятеро. Заметим, что заведение U-Shake находится в Москве, на Тверской улице.

Плата за размещение точки питания обычно составляет 20-30% выручки. Трудно представить, сколько съедят и выпьют полтораста тысяч человек за три дня на свежем воздухе,— цифры астрономические. "Нередко дополнительным источником дохода становятся разогревающие команды, готовые в целях раскрутки заплатить организатору за право выступить на одной сцене с именитым коллективом",— рассказывает руководитель M.a.d. PRomo agency Дмитрий Лукашин.

Надо сказать, что расходы на "Нашествие" тоже немалые, начиная с гонораров выступающим, среди которых звезды первой величины (Гарик Сукачев, "ДДТ", "Чайф", "Алиса", "Би-2", "Ночные снайперы" и др.), и заканчивая вывозом мусора и охраной. Мероприятие обслуживают 650 человек технического персонала и 4 тыс. сотрудников правоохранительных органов.

Тем, что раскрученный фестиваль может принести неплохую прибыль, видимо, руководствовались и владельцы фирмы "Мета", которые в 2007 году арендовали участок в районе Мастрюковских озер — традиционном с 1968 года месте проведения Всероссийского фестиваля авторской песни имени Валерия Грушина. После долгой судебной тяжбы, закончившейся к этому году, бренды "Грушинский фестиваль" и "Всероссийский фестиваль им. В. Грушина" остались за историческим устроителем — Самарским областным клубом авторской песни им. В. Грушина. Однако место пришлось сменить, и в 2007 году "Груша" переехала на Федоровские луга. В результате в 2007-2009 годах проводились две "Груши" на разных площадках. Теперь, после судебного разбирательства, фестиваль на Мастрюковских озерах именуется "Всероссийский фестиваль авторской песни "Платформа"".

Как говорят в оргкомитете Грушинского фестиваля, это была, по сути, попытка рейдерского захвата их детища. Организаторы захвата сильно потратились (аренда земельного участка на постоянной основе, строительство турбазы), и теперь им нужна прибыль, чтобы покрыть расходы. Но, как отмечают в оргкомитете "Груши", такой фестиваль коммерческим предприятием стать не может, поскольку держится на идее и вкладе добровольных помощников. Вход бесплатный, расходы же (около 20 млн руб.) компенсируют за счет субсидии министерства культуры Самарской области, спонсоров (сотовые операторы, производители напитков и т. д.), благотворительной помощи и организации кафе.

Культура и отдых

"Фестивалей в последнее время все больше,— говорит креативный директор центра рекламных исследований Grand Prix Владимир Вайнер.— В Москве даже появились площадки, ориентированные специально на такие мероприятия,— "Винзавод", Artplay, "Флакон". Там каждую неделю что-то проводится".

Ежегодно по городам и весям проходят и сотни мелких мероприятий, от региональных фестивалей народного творчества (например, фестиваль народного творчества молодежных коллективов Центрального федерального округа в Калязине) до сугубо профессиональных или экзотических (например, фестиваль тату в Санкт-Петербурге).

"После последнего кризиса фестивалей стало больше на 30%, а до кризиса фестивали множились ежегодно на 25%,— говорит президент консалтинговой компании "Контакт-Эксперт" Григорий Трусов.— Фестивали стали пафосными, сопровождаются дорогими фейерверками и разительно отличаются от посиделок 1990-х. Связано это прежде всего с тем, что фестиваль — отличный инструмент пиара для бизнеса. Это и ярмарка тщеславия, и исполнение некой социальной роли". По словам Трусова, есть шесть фестивальных направлений, привлекающих публику,— музыка, мода, кино, еда и напитки, перформансы (театр и т. п.) и реклама.

Сегодня многотысячные сборища часто поддерживаются властями, рекламируются и подробно освещаются на ТВ. Многие связывают это с некими политическими установками и предвыборными играми с молодежью. Однако глава Института национальной стратегии политолог Станислав Белковский политической подоплеки тут не усматривает, если не считать оной омоложение власти: "Не только Леонид Ильич Брежнев, но и лидеры 1990-х были далеки от молодежной субкультуры, рок-музыки. С тех пор власть значительно помолодела, чиновникам стала значительно ближе и понятнее современная культура, в том числе рок-культура. Соответственно, организаторам фестивалей сейчас гораздо проще получить доступ к властям и достигнуть с ними взаимопонимания".

По словам творческого директора компании "ДК "Оригинал"" Родиона Дроздова, на Западе фестивали составляют весьма заметный культурный пласт и уже давно налажены бизнес-схемы, позволяющие сделать подобные мероприятия коммерчески выгодными. Многие европейские артисты зарабатывают исключительно выступлениями на фестивалях — их каждый год проводится сотни.

"В России на фестивалях платят в основном хедлайнерам-иностранцам и российским звездам первой величины,— рассказывает Родион Дроздов.— У нас есть всем понятная схема — концерт, а вот финансовая схема для фестиваля пока не устоялась. Например, прошедший в июне музыкальный фестиваль свободного творчества "Пустые холмы", в организации которого мы раньше активно участвовали, посетило около 40 тыс. человек. Вход сейчас бесплатный. Казалось бы, при такой популярности можно было бы продавать входные билеты. При цене, допустим, 500 руб. это дало бы совсем не лишние 20 млн. На практике же это принципиальное изменение самого духа мероприятия, которое приведет к потере львиной доли целевой аудитории. То есть 40 тыс. зрителей уже не будет. Плюс при таком подходе артисты потребуют гонорар (сейчас все выступают бесплатно). В итоге плата за вход может обернуться сплошными убытками".

Почти все организаторы фестивалей заявляют, что их мероприятие — некоммерческое, прибыли не приносит. Однако по наблюдениям завсегдатаев (тех же "Пустых холмов", к примеру), из года в год дух фестивалей меняется: из неформальных собраний они превращаются в обычные парки развлечений за деньги. Помимо еды и напитков на территории "хипповых" фестивалей втридорога продают сувениры, предлагают платное гадание на картах таро и т. п. Парковка на "Пустых холмах" стоит 1 тыс. руб.— просто поставить машину на необорудованной поляне. Среднестатистический посетитель за четыре дня тратит 2-3 тыс. руб. Так что вполне вероятно, что у организаторов может остаться какая-то прибыль. На самом деле, как уже говорилось, основная задача инвесторов и организаторов фестиваля — продвижение своего бизнеса. Ведь и "Нашествие" начиналось как проект в поддержку радиостанции "Наше радио".

Как уже отмечалось, некоторые мероприятия местные власти поддерживают деньгами, ну и прочее содействие оказывают. Например, на проведение "Кинотавра" администрация Краснодарского края выделяла от 300 тыс. до 2 млн руб., а в этом году раскошелилась аж на 10 млн (общий бюджет фестиваля — 120 млн руб.). "В администрации Красногорского района Московской области, к которому территориально относится усадьба "Архангельское", нашим фестивалем гордятся, всячески помогают, все службы города (скорая помощь, пожарные, милиция) работают бесплатно,— рассказывает президент фестиваля "Усадьба.Джаз" Мария Семушкина.— В этом году впервые фестиваль пройдет в Петербурге — надеемся, что впредь у нас будет поддержка со стороны питерских властей". По наблюдениям организатора и продюсера международного музыкального арт-фестиваля "Мамакабо" Тимура Ведерникова, для местных властей проведение большого красивого фестиваля — это в первую очередь вопрос престижа.

Пионерлагерь для взрослых

Некоторые фестивали служат местом своеобразной профессиональной тусовки, площадкой обмена опытом и даже ярмаркой. Только что закончившийся Московский международный кинофестиваль и прошедший в июне сочинский "Кинотавр" как раз такие. "Примерно 3-5% из сотен кинофестивалей, проходящих в мире, важны прежде всего для киноиндустрии и сопровождаются крупными кинорынками,— говорит президент фестиваля "Кинотавр" продюсер Александр Роднянский.— На мировом уровне это фестивали в Канне, Торонто, Берлине, а для российской киноиндустрии таковым является "Кинотавр". Изначально фестиваль создавался как аналог Каннского, то есть как международный. Но этот подход не сработал, и сегодня "Кинотавр" ближе скорее к кинофестивалю "Сандэнс", то есть ориентирован на национальный кинематограф и проходит параллельно с кинорынком".

Существенная статья расходов у таких фестивалей — бюджет на прием гостей. "Например, в театральном мире практика такова, что приглашенные на фестиваль участники едут за свой счет и выступают бесплатно, но проживание, питание и культурная программа — за счет приглашающей стороны,— рассказывает директор Московского открытого студенческого театра (МОСТ) и организатор Московского международного фестиваля университетских театров "Студенческая маска" Ирина Большакова.— Раньше, когда у нас была собственная площадка на 400 мест, мы спокойно покрывали расходы за счет билетов. Сейчас, с залом на 60 мест, это уже невозможно. Аренда же чужих площадок кассовые сборы съест полностью. В 2006 и 2008 годах аренду оплатило правительство Москвы. А в 2010-м оплатить не смогло, и фестиваль состоялся лишь в усеченном варианте, в виде приквела будущего полномасштабного фестиваля. Сейчас мы ищем спонсоров".

По мнению Тимура Ведерникова, для молодых артистов в нашей стране, где с доступом к СМИ есть серьезные проблемы, большие фестивали — уникальная возможность заявить о себе. "На нашем фестивале мы, как и многие наши коллеги, стараемся предоставить сцену наиболее талантливым и интересным, на наш взгляд, музыкантам,— говорит Тимур Ведерников.— Мы гордимся, что многие из тех, кто когда-то был представлен публике на "Мамакабо", сейчас стали настоящими звездами. Наверное, это одна из самых важных функций таких фестивалей, как наш".

В 2009 году картина Вячеслава Попова "Оптом дешевле" заняла первое место в номинации "Игровой фильм" на фестивале короткометражных фильмов "Другие территории" в Донецке. "Пока, кроме диплома фестиваля, барельефа "Золотой олень" и морального удовлетворения, я ничего от этой победы не получил,— рассказывает Попов.— Участие в фестивалях интересно само по себе: обычно в рамках программы проводятся мастер-классы, ретроспективы дружественных нам фестивалей короткометражек, как отечественных, так и зарубежных. Что касается интереса простых зрителей, наш фестиваль шел несколько дней, и практически всегда зал человек на двести был полон".

А вот, например, простой зритель, никак не связанный с миром кино,— врач-стоматолог из Москвы Виктория Морозова отправилась на "Кинотавр" просто отдохнуть. "Тур на "Кинотавр" продавался свободно для всех желающих, цена 49 тыс. руб. предполагала перелет, проживание в отеле с завтраками и аккредитацию на все мероприятия в рамках фестиваля,— рассказывает Виктория Морозова.— Мы с подругой хотели съездить куда-то, где не только тепло, но и будут приятные интересные люди. Турецкий курорт в этом смысле уже не подходит. А на "Кинотавре" мы как будто попали в пионерский лагерь для взрослых — получили насыщенную интересную жизнь по расписанию фестиваля. При этом мы ходили не только на просмотры, но и на пресс-конференции с обсуждениями. Очень хорошо провели время и, думаю, поедем и на следующий "Кинотавр"".

АЛЕКСЕЙ БОЯРСКИЙ

05.07.2011



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Медиа RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Реклама и Маркетинг В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Бизнес и Политика Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов