BFM.RU
Дробить или не дробить
Сбербанк является самым крупным финансовым учреждением в России, а его акции – одна из отечественных голубых фишек. Но размеры бизнеса банка делают соревнование с ним бесперспективным для конкурентов. И это беспокоит экспертов
На прошлой неделе председатель совета директоров МДМ Банка Олег Вьюгин в интервью BFM.ru заявил, что в интересах развития и инвестиционной привлекательности банковского бизнеса в стране целесообразно создать на базе Сбербанка несколько банков, и дать им возможность работать самостоятельно как независимым частным игрокам.
ОАО «Сбербанк России» основано в 1987 году. В 1991 году банк был акционирован. На начало 2011 года основным акционером банка является ЦБ с долей 57,58% акций. Остальные акции компании находятся в свободном обращении на российских биржах РТС и ММВБ. Сбербанк — универсальный коммерческий банк, оперирует на рынках потребительского и корпоративного кредитования, операций с ценными бумагами, пластиковых карт, расчетно-кассового обслуживания, валютном, рынке межбанковского кредитования. Компания является крупнейшим банком России и Восточной Европы. Сбербанк так же владеет негосударственном пенсионным фондом «Сбербанк НПФ», лизинговой компанией «Сбербанк лизинг». В марте 2010 года банк заявил о покупке 66% акций группы «Тройка Диалог» и благодаря этой сделке вышел на рынок инвестиционно-банковских услуг. По итогам 2010 года активы банка составили 8 628,5 млрд рублей, собственный капитал — 987,2 млрд рублей, прибыль — 181,6 млрд рублей.
BFM.ru опросил экспертов рынка, какие плюсы и минусы они видят в дроблении Сбербанка.
«Идея господина Вьюгина о том, что Сбербанк надо разделить на части, так и останется частным мнением одного, пусть даже и очень уважаемого финансиста. Сама идея поделить банк на части и дать им жить самостоятельно, несет в себе больше вопросов, чем ответов на них», — считает начальник аналитического департамента ИК «Велес Капитал» Иван Манаенко.
«На российском рынке Сбербанк и ВТБ — гиганты, и большинство российских коммерческих банков, к сожалению, не может составить им серьезную конкуренцию. Даже если эффективность управления госбанками сегодня вызывает вопросы, лояльность потребителей, административный ресурс, дешевое фондирование, в том числе, на внешних рынках — это то, с чем конкуренты вынуждены считаться при любых условиях. На российский фондовый рынок дробление банка может оказать негативное воздействие», — считает аналитик ИК UFS Investment Company Илья Балакирев.
«Помимо того, что Сбербанк является крупнейшим банком в России, Центральной и Восточной Европы, на долю которого приходится около 30% активов российской банковской системы, он еще и основной кредитор национальной экономики. Поэтому, мне кажется, что идея раздробить Сбербанк крайне неблагоприятно скажется на состоянии всей страны», — говорит аналитик УК «Агана» Максим Афанаско.
Он приводит такие доводы: управлять одним большим инвестиционным холдингом легче, чем многими тысячами унитарных предприятий и сотнями хозяйственных сообществ с долей государства в капитале, а, кроме того, в случае раздробления банка государство увеличит риски недофинансирования при формировании бюджета и реализации инвестиционных программ.
Илья Балакирев видит еще один минус в идее раздробления. По его словам, если небольшим коммерческим банкам трудно конкурировать со Сбербанком или ВТБ, то эффективным, обладающим новейшими технологиями и доступом к самым дешевым средствам западным монстрам, они тем более противостоять не в состоянии, а экспансия международных банков в нашу страну будет продолжаться, считает аналитик.
«Не уверена, что клиентам Сбербанка будет лучше, если банк будет поделен. И тем более не уверена, что это будет лучше для акционеров. Другой вопрос, что уровень конкуренции в российской банковской системе невысок, и это ограничивает возможности развития. С точки зрения потребителей, мне кажется, лучше было бы меньше защищать российский банковский рынок от зарубежных конкурентов, а не дробить большой банк», — говорит аналитик банка «Открытие» Ольга Найденова.
«Консолидация отрасли, похоже, — необходимое зло, позволяющее ей выжить и занять достойное место в мировой финансовой системе. Другое дело, что консолидация ее в руках государства, возможно, не самый оптимальный вариант», — считает Илья Балакирев. Правда, он отмечает, что если государство продолжит выход из банковских активов и снизит долю в Сбербанке до блокирующего пакета, то, возможно в этой сфере наметятся какие-то изменения в плане повышения эффективности управления, повышения прозрачности предоставления кредитов предприятиям и так далее.
Иван Манаенко отмечает, что наиболее разумной была бы идея о разграничении операций банка в разных сегментах рынка: например, чтобы средства со счетов пенсионеров не вкладывались в спекулятивные операции на фондовом рынке. «Но для такого разграничения нужно не делить Сбербанк, а вводить отдельные виды лицензий на операции всех банков на различных секторах финансового рынка. А эту идею не поддерживает Центробанк, поэтому и рассуждать о таком дроблении Сбербанка не имеет смысла», — говорит специалист.
Елена Гостева
19.07.2011