Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

КоммерсантЪ-Деньги

Тяжелый фармацевтический случай

К концу года число аптек может сократиться чуть ли не вдвое, а цены на лекарства подскочат на 10% — такими прогнозами пугают общественность представители фармбизнеса. Главная причина даже не в госрегулировании цен на жизненно важные препараты, а в увеличении ставок страховых взносов и изменении налогообложения

Аптечная неточность

По оценкам экспертов Российской ассоциации аптечных сетей (РААС), с начала года в стране закрылось уже 20% аптек — мелких и крупных, сетевых, государственных, муниципальных и частных. А к концу года их количество еще сократится, прогнозируют в ассоциации.

"Я верю в цифру 20%, и если ничего не будет меняться, то мы увидим закрытие еще 20% аптек в ближайшее время",— согласен Давид Мелик-Гусейнов, глава маркетингового агентства Cegedim Strategic Data, занимающегося исследованиями фармацевтического рынка.

С подобными оценками согласны не все. По данным директора Института развития общественного здравоохранения Юрия Крестинского, с начала года закрылось примерно 5% от общего числа аптек, при этом около 2% открылось, соответственно, динамика аптечных учреждений — минус 3%. Такие же цифры у экспертов DSM Group и "Фармэксперта". Самые же удивительные данные "Деньгам" сообщили в Росздравнадзоре. Регулятор аптечного сектора объясняет, что у РААС есть статистика только по аптекам, входящим в эту ассоциацию, а на самом деле в первом квартале 2011 года было закрыто 472 аптеки, а открыто 4614. Возможно, оценки регулятора далеки от реалий рынка. По словам Юрия Крестинского, Росздравнадзор посчитал не действительно открывшиеся аптеки, а новые лицензии, выданные уже существующим точкам. При этом, добавляет Крестинский, и о закрывшихся аптеках сведения у чиновников могут быть неточными: владелец аптеки практически никогда не уведомляет Росздравнадзор о ее закрытии.

В ситуации, когда государство утверждает, что все цветет, а коммерческий сектор, напротив, твердит об увядании, больше аргументов все-таки у пессимистов. Отраслевые организации пытаются донести до общества, что в 2011 году после введения новых правил налогообложения и системы страховых взносов торговля лекарствами перестала быть бизнесом. И с тем, что рентабельность аптек резко упала, спорить никто не берется.

Налоговая передозировка

Вмешательство государства в фармацевтическую розницу началось летом 2009 года, после того как Росстат зафиксировал рост стоимости медикаментов на 17,5% только за полгода. Тогда премьер-министр Владимир Путин потребовал взять под контроль ситуацию на фармрынке. В августе ФАС возбудила в 22 регионах дела против аптек, необоснованно завышавших цены.

Следующим шагом стала подготовка федерального закона "Об обращении лекарственных средств", в соответствии с которым правительство ежегодно должно определять перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП) — это более 2 тыс. торговых наименований, или около 40% ассортимента в стоимостном выражении.

"Никто в тот момент не подумал, что наш рынок зависим от импорта на 80%, что повышение цен на лекарства оказалось все-таки меньше, чем падение курса рубля к мировым валютам в конце 2008 — начале 2009 года",— комментирует реакцию государства на рост цен на лекарства Юрий Крестинский.

Новый закон вступил в силу 1 сентября 2010 года. Согласно закону, розничная цена лекарств из перечня ЖНВЛП состоит из суммы предельной зарегистрированной цены производителя, оптовой и розничной надбавок, которые варьируются в зависимости от региона. В Москве и Московской области торговые надбавки установлены примерно на одном уровне: оптовая накрутка на лекарства стоимостью ниже 50 руб.— 20%, от 50 до 500 руб.— 15%, свыше 500 руб.— 10%; розничные надбавки — 32, 28 и 15% соответственно. Максимально допустимые отпускные цены производителей внесены в специальный перечень и зарегистрированы в Росздравнадзоре. Пересматриваются они раз в год, до 1 декабря, при этом надбавка не должна превышать уровень инфляции.

Государственное регулирование цен на жизненно необходимые препараты должно было снизить их стоимость на 5-15%, что, безусловно, только на пользу потребителю. Но уже тогда участники фармрынка прогнозировали дефицит таких препаратов и завышение цен на товары, не входящие в перечень ЖНВЛП, за счет которых аптеки могут вернуть прибыль: остальные лекарства, БАДы, различные изделия медицинского назначения и т. д.

"Идея государства о том, что введение фиксированных наценок является заботой о гражданах, не более чем фикция,— говорит Юрий Крестинский.— В первом и втором кварталах прошлого года имел место непродолжительный эффект, скорее связанный с изменением курса рубля, когда он подорожал по отношению к мировым валютам спустя год после кризиса. При этом курс доллара упал на 20%, а цены снизились на гораздо меньшую величину".

Но не госрегулирование цен ударило по рентабельности аптек, "откусив" от их чистой прибыли меньше процента. Гораздо сильнее, по данным аналитиков, на доходности бизнеса отразилось повышение ставок страховых взносов. До их введения "средняя прибыль по аптеке" составляла порядка 7%, сейчас в лучшем случае это 3%, а обычно — менее 2%.

С 1 января 2011 года для аптек отменили специальный налоговый режим в виде единого налога на вмененный доход (ЕНВД), заменив его НДС. В то же время возросли тарифы страховых взносов: было 14% в регионах и 26% в Москве, стало 34% повсеместно.

Основные расходные статьи любой аптеки — это аренда помещения (около 50%) и оплата труда персонала (от 25 до 46%). И хоть персонал в маленькой аптеке невелик — директор, бухгалтер, от двух до десяти провизоров,— некоторые уже перешли на оплату труда в конвертах, чтобы уйти от высоких налогов.

Вот, например, бюджет среднестатистической аптечной сети (около 20 аптек), рассчитанный Аптечной гильдией. Если предположить, что выручка останется такой же, как в прошлом году, то есть около 224 млн руб., то в этом году из нее придется вычесть почти 24,5 млн руб. на уплату НДС. На остальные налоги уйдет теперь около 13,3 млн руб. Еще год назад общая сумма всех налоговых отчислений была около 4 млн руб. за год. Если средняя наценка на весь ассортимент составляла 29%, то теперь для сохранения прибыли на уровне прошлого года она должна быть не менее 34,8%.

Даже крупные сети с их запасом прочности отмечают негативные тенденции. "Снижение доходности при росте расходов происходит и в нашей сети, и во всем аптечном бизнесе,— рассказывает Константин Минин, коммерческий директор аптечной сети "Старый лекарь".— Последние регулирующие инициативы значительно усложнили ведение бизнеса. Сегодня складывается ситуация, когда, по сути, государство словно подталкивает бизнес к использованию различных оптимизационных схем, с которыми само же государство активно боролось в предыдущие годы. И если допустить, что мелкие игроки аптечного рынка как-то смогут использовать альтернативные схемы, то мы, крупная аптечная сеть с прозрачным бизнесом, на это пойти не можем".

"Рост выплат по страховым взносам существен и для нас,— признает Валерия Солок, генеральный директор крупнейшей в стране аптечной сети "36,6".— Так, если в первом квартале прошлого года мы отчислили в страховые фонды 88 млн руб., то в этом году — уже 159 млн руб.". Кроме того, некоторые эксперты фармрынка отмечают, что долг сети равен нескольким миллиардам рублей, оговариваясь при этом, что ей "не дадут упасть".

Нелегко и государственным аптекам. Если до 1 января их убытки покрывались из региональных бюджетов, то сейчас, когда убытки возросли, получается, придется взять из региональных бюджетов еще больше. "А это те же самые деньги от налогоплательщиков, которые пополняют налоговую казну,— считает Давид Мелик-Гусейнов.— Получается какая-то странная ситуация двойного налогообложения".

Сейчас убыточные государственные аптечные учреждения приватизируются и продаются. Так, в июне сеть "Мособлфармация" была продана за 6 млрд руб. и, как сообщал "Ъ", перешла в управление аптечной сети "А5". "Теперь "Мособлфармация" постепенно станет частью "А5",— предполагает Юрий Крестинский.— "А5" может превратиться в крупнейшего по числу точек игрока на фармацевтическом рынке".

Другая известная государственная сеть — ГУП "Столичные аптеки" — приватизирована практически полностью, за исключением склада и нескольких аптек, необходимых для выполнения социально значимых функций.

Дорога в БАД

Структурные изменения, конечно, не так интересны для потребителя, как цена, качество и ассортимент аптеки. А они не могут не измениться. "Когда, с одной стороны, увеличивается себестоимость, а с другой — ограничивается доходность, надо принимать меры по увеличению маржи. Это можно сделать, например, выбрав из МНН (международных непатентованных названий) жизненно важных препаратов более дорогой",— объясняет Юрий Крестинский. Скажем, можно взять препарат за 10 руб., а можно за 200. Для препарата за 10 руб. максимальная наценка может, к примеру, составлять 15%, для препарата от 50 до 500 руб.— 12%. Значит, от продажи упаковки дешевого препарата можно получить 1,5 руб. маржи, а от более дорогого — 24 руб.

Кроме ЖНВЛП есть другие препараты, цены на которые аптеки могут повысить. По прогнозам Давида Мелик-Гусейнова, повышение цен на них до конца года составит примерно 15-20%. По данным "Фармэксперта", наценка на них уже серьезно выросла: 35,2% в первом квартале 2011-го против 29% аналогичного периода прошлого года. "Аптеки будут ориентироваться на товары, которые приносят наибольшую прибыль. Значит, на прилавках будет все больше товаров под собственной торговой маркой, а главное — БАДов. Это несмотря на то, что Минздравсоцразвития всячески стремится сдержать увлечение населения биодобавками: ограничивает их рекламу, запрещает продажу вне аптек или специализированных отделов в магазинах.

"Это стыкуется с теми примерами, которые мы можем видеть в Европе,— рассказывает Петр Белый, врач, эксперт в области бизнес-процессов фармацевтического рынка.— В Германии вы увидите на полках не рецептурные препараты, а гомеопатические средства, добавки и т. п. Я думаю, что немцы прошли тот же самый путь, что и мы, только несколько раньше". БАДы, считает эксперт, будут популярны у аптек еще и потому, что на них нет таких ограничений, как на лекарственные препараты. Добавками и безрецептурными препаратами станут больше интересоваться и сами производители и дистрибуторы. Например, у лидера среди отечественных производителей, "Фармстандарта", рассказывает Петр Белый, большинство топовых продуктов — безрецептурные: арбидол, коделак, разнообразные витамины.

По данным Росздравнадзора на апрель 2011 года, в 28 субъектах РФ наблюдается нехватка аптечных организаций. Еще в марте Дмитрий Медведев поручил правительству принять меры до 1 июня по снижению ставок страховых взносов, вернув их с 1 января 2012 года к размерам, близким к прежним. Пока этого не сделано, похоже, аптек будет становиться меньше, а их ассортимент — дороже.

Наталия Блохина

01.08.2011

03.08.2011



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Реклама и Маркетинг В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов