Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

СЕКРЕТ ФИРМЫ

Мистер блокбастер

Александр Роднянский, создавший один из крупнейших на Украине телеканалов "1+1" и выведший на IPO "СТС медиа", не видит для себя перспектив на телевидении. он создает международный кинохолдинг

Для небольшого городка Сидертаун в американском штате Джорджия съемки фильма "Машина Джейн Мэнсфилд" — событие века. Почти каждый из нескольких тысяч его жителей принял участие в процессе: кто-то варил кофе для съемочной бригады, кому-то повезло попасть в массовку. Владелица сувенирного магазинчика выпустила футболки с надписью "Hollywood comes to Cedartown" и за один день сделала годовой оборот. Джорджия взяла на себя обязательство вернуть 25% средств, потраченных на съемки внутри штата, а мэр Сидертауна вручил режиссеру фильма Билли Бобу Торнтону символические ключи от города.

Общий бюджет фильма — $12 млн. Это деньги Александра Роднянского, который ранее продюсировал более 20 художественных фильмов, в том числе номинированные на "Оскар" "Восток-Запад" и "1001 рецепт влюбленного кулинара", а также "9 рота" и "Обитаемый остров".

Отечественные продюсеры пробовали свои силы за границей, но не слишком успешно. Тимур Бекмамбетов совместно с Тимом Бертоном спродюсировал анимационный фильм "Девять". При бюджете $33 млн он собрал в мировом прокате $48,4 млн. Но следует учитывать, что половина выручки остается у кинотеатров. Андрей Кончаловский выступил режиссером и продюсером фильма "Щелкунчик и Крысиный король", который при бюджете $90 млн принес всего $14,7 млн. Финансировал проект банк ВТБ.

Александр Роднянский первым из россиян замахнулся на создание международного мейджора. С 2009 года он последовательно скупает российские и зарубежные киноактивы (см. график ниже). Свои инвестиции на текущий момент он оценивает в $60 млн.

"Хорошо, что я не бедный человек,— говорит Роднянский.— На начальном этапе привлечь инвестора на то, что я делаю, точно бы не удалось. Риски слишком велики".

Киевский сноб

На любом кинофестивале демонстрируются несколько десятков фильмов. У большинства продюсеров смотреть их не хватает времени. Александр Роднянский не из таких. "При очень напряженном графике, он всегда ухитряется увидеть все главные картины,— говорит президент и совладелец компании "Кино без границ" Сэм Клебанов.— Роднянский действительно очень любит кино и разбирается в нем, хотя рассматривает фильмы как бизнес-проекты".

Разбираться в кино Роднянский научился благодаря родителям-кинематографистам, а в бизнес его привели немецкий телеканал ZDF и знакомый из администрации президента Украины Леонида Кучмы. Будучи выпускником факультета кинорежиссуры Киевского института театрального искусства, Роднянский в конце 1980-х много путешествовал по СССР и снимал документальные фильмы. "Я готовился к снобской жизни — делал познавательное кино для своих. Но перестройка вызвала огромный интерес к документалистике",— вспоминает Роднянский.

В начале 1990-х телеканал ZDF предложил удачливому документалисту продюсировать фильмы о постсоветском пространстве. Так Роднянский основал в Германии свой первый бизнес — компанию "Иннова фильм". В 1994-м Роднянский встретился с Дмитрием Табачником, который ему "сценарии предлагал" еще в 1980-х. Теперь Табачник возглавлял администрацию Кучмы. Он предложил Роднянскому заполнить шесть часов прайм-тайма на национальном телеканале УТ1 качественным контентом.

Украинское телевидение представляло собой жалкое зрелище: 70% аудитории забирали российские каналы, рекламу продавали по бартеру. "На ТВ работала усталая публика, а мы привели киношных людей — молодых, амбициозных и хорошо говоривших по-украински",— рассказывает Роднянский. На $400 тыс. Александр и его двоюродный брат Борис Фуксман основали компанию "Студия  1+1" и купили права на несколько сотен западных фильмов и сериалов. Затем стали выпускать ток-шоу и тележурналы.

Буквально за четыре месяца доля УТ1 подскочила с 7% до 35%. В 1996 году 50% акций "Студии 1+1" за $22 млн купила Central European Media Enterprises — компания Рональда Лаудера, наследника косметической империи Estee Lauder. А в 1997-м партнеры выкупили на гостендере лицензию на вторую частоту и создали на ней телеканал "1+1".

Дорогое удовольствие

— Зачем ты хочешь, чтобы я покупал такие дешевые вещи? — спросил Рональд Лаудер.

— Потому что я верю: они станут дорогими,— парировал Александр Роднянский.

Дело было в 2001 году. С Роднянским связался основатель СТС Питер Герви со странным предложением — поработать наемным менеджером в бизнесе, который выглядел куда скромнее, чем лидер украинского рынка "1+1". Речь шла о телеканале СТС, занимавшем в России тогда долю около 5%. "Переговоры совпали с очередными выборами в украинский парламент, а участвовать в этом идиотизме не хотелось",— говорит Роднянский. У него родилась идея объединить бизнесы "1+1" и СТС. Герви был "за", но неожиданно воспротивился Лаудер. В 2002 году Роднянский сделал выбор в пользу Москвы и СТС — он стал гендиректором телеканала.

Превращать дешевую вещь в дорогую Роднянский начал с помощью сериалов и ситкомов российского производства, но по западным лицензиям. Он сам же их и продюсировал. В конце 2005 года на СТС вышел сериал "Не родись красивой", рейтинг которого в прайм-тайм достигал 30%, тогда как хорошим результатом считалось 10%.

Звездным часом бизнесмена Роднянского стало IPO "СТС медиа" на NASDAQ в 2006 году (к тому моменту помимо СТС в холдинг вошел телеканал "Домашний"). "У нас были два растущих канала и внятная экономическая модель. Вывести этот бизнес на IPO было удовольствием",— вспоминает Александр Роднянский. Правда, удовольствие подпортили инвесторы. Компания планировала разместить 16,4% акций на $500 млн, но была вынуждена снизить цену акций и привлекла $346 млн. Впрочем, затем капитализация "СТС медиа" росла вплоть до кризиса — с $2,1 млрд в июне 2006 года до $4,7 млрд в феврале 2008-го.

До кризиса "СТС медиа" купила ДТВ и казахстанский "31 канал", создала в Узбекистане с локальным партнером медийную компанию "Терра групп". Однако основной канал стал терять позиции. За два года доля СТС снизилась с 10,4% до 8,5%. Произошло это отчасти из-за конкуренции с ТНТ, который сделал ставку на реалити-шоу, отчасти из-за просчетов Роднянского. В частности, доля сериала "Тридцатилетние", который на СТС называли "хитом сезона", колебалась в пределах 3-5%. Потерпели неудачу сериал "Школа N1" и реалити-шоу "Звонок".

"Я мечтал, что у меня получится создать из СТС российского мэйджора, но не сложилось",— признает Роднянский. В 2009 году он покинул "СТС медиа" и заявил, что будет организовывать мейджора своими силами. Вместо этого он совершил еще одну ошибку.

Плоды просвещения

В феврале 2008 года банк "Россия" Юрия Ковальчука, "Северсталь", "Сургутнефтегаз" и страховая группа "Согаз" объединили свои медийные активы в холдинг "Национальная медиа группа" (НМГ). В июле 2009 года для развития вошедших в холдинг телеканалов "Рен ТВ" и "Пятый" было создано отдельное подразделение НМГ-ТВ. Его гендиректором стал бывший исполнительный директор "СТС медиа" Владимир Ханумян, но фактически руководил каналами Александр Роднянский.

По условиям контракта с "СТС медиа" он не имел права заниматься телепроектами в течение двух лет. В ноябре 2009 года компания подала на бывшего топ-менеджера в суд. За время работы в "СТС медиа" тот получал опционы и акции — всего за бизнесменом было зарезервировано 5,41% холдинга. Стороны заключили мировое соглашение, но Роднянскому пришлось отказаться от трети причитающегося ему пакета. По оценкам, он недополучил $45 млн.

"Я увлекся,— объясняет бизнесмен.— Мне понравилась идея "Пятого канала". Мы хотели создать ответственное, просвещенное телевидение". Он привлек на "Пятый" новых ведущих — Светлану Сорокину, Дмитрия Быкова и Сергея Майорова, радикально изменил сетку вещания.

Однако доля "Пятого канала" под его руководством так и не поднялась с 2%, а доля "Рен ТВ" к осени 2010 года упала ниже 4%, хотя годом ранее превышала 5,1%. Владимир Ханумян и другие люди Роднянского в ноябре 2010 года ушли из НМГ-ТВ. Сам он стал советником Ковальчука, но признает, что его участие в НМГ сейчас нулевое.

Остров без координат

"Король конкуренции — контент,— рассуждает теперь Роднянский.— Как предприниматель я не вижу для себя потенциала в вещательном бизнесе". Зато большой потенциал продюсер видит в кино, о котором никогда не забывал.

Как и на телевидении, здесь у Роднянского были и творческие удачи, и коммерческие провалы. Спродюсированная им молодежная комедия "Жара" собрала $15,6 млн при бюджете $5 млн, а военная драма "9 рота" — $25,6 млн при затратах $9,5 млн. Однако самый масштабный проект — "Обитаемый остров" — оказался и самым провальным. При бюджете $36,6 млн обе части заработали в прокате $27,8 млн, причем вторая часть — лишь $6 млн.

"Для меня кино — это не романтическое увлечение для фриков, а серьезный бизнес,— говорит продюсер.— Я не верю, что конкурентоспособное кино можно делать вне бизнес-координат". В бизнес-координатах Роднянского значится создание холдинга, который владеет библиотекой фильмов, занимается дистрибуцией и производством разнообразного по жанру кино. Стратегия продюсера — как у венчурного фонда, инвестирующего на "посевной" стадии: большинство фильмов могут быть в минусе, но один-два самых успешных должны вывести холдинг в плюс.

$1 млрд заплатила "Национальная медиа группа" весной 2011 года "Альфа-групп" за 25,17% "СТС медиа". В 2003-м "Альфа" купила актив всего за $48,6 млн


Король зарабатывает

"Посев" начался в октябре 2009 года, когда Роднянский купил 51% компании "Нон-стоп продакшн" Сергея Мелькумова. "Мы дружим и работаем вместе уже много лет. Я отвечаю за режиссуру, Роднянский — за продвижение и продажи",— говорит Мелькумов.

По заказу телеканала "Россия 1" партнеры сделали сериалы "Достоевский" и "Белая гвардия" (рентабельность их продаж достигает 15-25%). Летом "Нон-стоп продакшн" и компания Art Pictures Федора Бондарчука приступили к съемкам киноэпопеи "Сталинград" с ориентировочным бюджетом $30 млн. Окупить такие инвестиции в России практически невозможно, что показывает опыт "Утомленных солнцем-2", "Тараса Бульбы", "1612" и "Волкодава" (бюджет этих фильмов превышал $10 млн). Однако в "Сталинграде" Роднянский рискует в основном чужими деньгами: $20 млн на съемки выделил ВТБ, $6 млн — Госкинофонд.

Собственные средства Александр Роднянский тратит куда осторожнее. Обжегшись на "Обитаемом острове", он не стремится снимать блокбастеры. Его жанры — артхаус и арт-стрим. Так Роднянский называет малобюджетное авторское кино с перспективами широкого международного проката. Самый яркий пример — "Король говорит", получивший "Оскара" как лучший фильм 2010 года. При весьма небольшом по голливудским меркам бюджете $15 млн он собрал в мировом прокате $393 млн.

"Нон-стоп продакшн" сняла две артхаусные картины — "В субботу" Александра Миндадзе и "Елена" Андрея Звягинцева. Бюджет каждой из них составил около $3 млн. Уже очевидно, что первая инвестиция не выстрелила: "В субботу" собрал в России менее $150 тыс. Зато фильм "Елена" завоевал на Каннском кинофестивале приз жюри конкурсной программы "Особый взгляд". Его прокат в России и за рубежом стартует осенью 2011 года. "Картина имеет шанс повторить успех первого фильма Звягинцева "Возвращение", проданного более чем в 90 стран. Артхаус — пожалуй, единственный сегмент наших фильмов, который хоть как-то востребован за границей",— уверяет Роднянский.

По словам Мелькумова, "В субботу" и "Елена" изначально снимались с прицелом на иностранные рынки: "В российском прокате они точно не окупятся".

По оценкам Movie Research, кассовые сборы российского кинопроката в 2010 году составили около $1 млрд. Американский рынок, для которого снимается "Машина Джейн Мэнсфилд", превышает $10 млрд. "Работать на прогнозируемом и большом американском рынке интереснее, чем в России",— считает председатель совета директоров Star Media Влад Ряшин. Если фильм не окупится в США, то есть шансы получить прибыль за счет международных продаж. В этом Роднянскому должны помочь новые активы.

Роднянский international

Если кинопроизводство — зона повышенного риска, то кинодистрибуция — бизнес куда более сбалансированный. Здесь нет сверхприбылей, но рентабельность стабильно составляет 10-15% в год. "Когда кинокомпания не зарабатывает на новых картинах, она может нормально жить за счет продаж прав на свою библиотеку. Это подстраховка",— говорит Сергей Мелькумов.

Весной 2010 года Александр Роднянский выкупил у Олега Чамина (владелец сети "Настроение") контрольный пакет компании "Кино без границ". Ее оборот оценивается в $3-4 млн. Ключевой актив — библиотека из более чем 1,5 тыс. зарубежных авторских картин. Спустя год Роднянский получил контроль над немецкой A Company, которая занимается производством кино и покупкой прав на популярные западные фильмы. В России работает ее "дочка" "Гала медиа". Собственная библиотека A Company насчитывает более 500 голливудских фильмов. Именно эта компания будет заниматься дистрибуцией новых фильмов Роднянского в Европе. Кроме того, он ведет переговоры по приобретению дистрибуторов в США и Азии.

"Собственная дистрибуция дает возможность максимально эффективно раскручивать свои фильмы",— считает Влад Ряшин. Впрочем, по мнению генерального директора Russian World Studios Юрия Сапронова, риски при такой стратегии не снижаются, а, наоборот, накладываются друг на друга. Входящий в единый холдинг производитель тратит деньги на "плохое" кино, а потом дистрибутор теряет деньги, пытаясь его раскрутить: "Модель интересная — русские продюсеры еще не покупали активы за рубежом, но в конечном счете все зависит от продюсерского чутья Александра Ефимовича. Это как рулетка".

Роднянский готов в нее сыграть: "Так уж вышло, что в кино сегодня доминирует Голливуд, но все крупнейшие голливудские компании построены парнями, приехавшими в Америку из других стран".

Николай Гришин

03.08.2011

09.08.2011



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Бизнес и Политика В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Бизнес и Политика Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов