ИЗВЕСТИЯ
На бренд «Беломорканал» объявился претендент
Никому не известная компания хочет зарегистрировать на себя «Беломорканал», сигареты D&G, конфеты и парфюм Hennessy
На один из символов советской эпохи — папиросы «Беломорканал» — объявился претендент, желающий единолично распоряжаться этим брендом. Зарегистрированная в Уфе компания «Промбизнесгрупп» подала в Роспатент заявку на регистрацию известного товарного знака. Из-за неразберихи с владельцами и производителями папирос товарный знак, которому более 70 лет, имеет все шансы перейти в руки одного собственника.
Владелец «Промбизнесгрупп» Азамат Ибатуллин настроен очень решительно.
— Не знаю, почему никто не поддерживает и не развивает этот бренд. Считаю, что именно он должен быть лидирующим в России. Есть необходимость начать выпуск сигарет, причем не просто разово сорвать на этом определенное количество денег, а выпускать сигареты достойного качества, — сказал он.
Предприниматель пообещал установить жесткие правила игры на рынке.
— [После получения регистрации на этот товарный знак] я потребую прекращения выпуска табачной продукции другими производителями, либо после разработки концепции развития они получат право выпуска сигарет определенного качества, — рассказал он «Известиям». Отметим, что параллельно Азамат Ибатуллин намерен выпускать табачные изделия D&G, а также кондитерские и парфюмерные — под маркой Hennessy. Соответствующие заявки он подал в Роспатент в начале августа.
Компания «Промбизнесгрупп» до сих пор не была известна ни на рынке табачных, ни на рынке кондитерских изделий. Компания зарегистрирована в Уфе. Единственным владельцем, по данным базы «СПАРК-Интерфакс», является Азамат Ибатуллин. Там же он указан как руководитель и совладелец 13 фирм, среди которых ЗАО «Уралсибнефть», агентство недвижимости, производитель мебели, металлической тары и пр. Почти все эти компании зарегистрированы по одному адресу.
Марка папирос «Беломорканал» создана во второй половине 1930-х годов на заводе имени Урицкого в Ленинграде. Автор табачной смеси — технолог Иониди, автор рисунка на пачке — художник Андрей Тараканов.
Сейчас российский рынок папирос, практически полностью состоящий из «Беломорканала», особо перспективным направлением для развития бизнеса назвать трудно. По данным компании Nielsen, доля папирос составляет 0,6% табачного рынка в натуральном выражении. К тому же доля эта постоянно снижается. Так, в прошлом году она составляла 0,8%. Цена за пачку — 21,5 рубля. Это сопоставимо с дешевыми сортами сигарет с фильтром. Крупнейший производитель «Беломора» — фабрика «Петро», входящая в JT International. Производство папирос — процесс трудоемкий, к тому же специальные папиросные машины уже не выпускаются, работает техника 1950-х годов. Впрочем, специалисты табачного рынка отмечают, что в последнее время продажи несколько стабилизировались, а сама марка приобретает статус культовой, как, впрочем, весь сегмент папирос. Так, например, «Интер групп» на мощностях «Донского табака» выпускает папиросы «Богатыри» (более 100 рублей за коробку).
В ассоциации «Табакпром», объединяющей производителей российский марок сигарет, выразили надежду, что марка останется в общедоступном пользовании.
— «Беломорканал» — торговый знак коллективного пользования, любой производитель имеет право его выпускать. Если все будет происходить по закону, то никакая регистрация им («Промбизнесгрупп». — «Известия») не светит, — уверен генеральный директор ассоциации Вадим Желнин. В конце 1990-х ассоциация зарегистрировала марку сигарет «Прима», тогда самую популярную в России. Но регистрировать «Беломор» не стала. Осложнить сквоттерам жизнь могло бы признание папирос общеизвестным товарным знаком.
Однако эксперты отмечают, что у заявителя есть все шансы получить права на бренд. Сейчас «Беломорканал» зарегистрирован по 33-му классу (алкогольные напитки, владелец — холдинг «Ладога») и 19-му классу (кровельные покрытия, Ногатинский завод кровельных и гидроизоляционных материалов).
— Зарегистрировать слово «Беломорканал» сложно, поэтому они регистрируют этикетку, то есть совокупность графических, смысловых и других символов, — говорит эксперт Первой патентной компании Александр Гаранин. По его оценке, заявка составлена очень грамотно. В ней, в частности, говорится, что «в целом знак не несет смысловой нагрузки к испрашиваемой к регистрации товаров». Аналогично сказано у «Промбизнесгрупп» и про марку Hennessy — «фантазийное словесное обозначение … перевода не имеет. Знак не несет смысловой нагрузки к испрашиваемым для регистрации товарам…». Представители модного дома D&G и владеющего коньячным домом Hennessy холдинга LVMH комментировать заявки отказались. Не стали обсуждать эту тему и в Роспатенте.
Эксперты по патентному праву отмечают, что тенденцией последнего времени является регистрация не известных марок, а современных брендов и слоганов. На этом рынке есть 3–4 основных игрока, крупнейшими из которых являются Первая патентная компания и «Зуйков и партнеры».
— Люди отслеживают рекламные кампании, название девизов, брендов, быстро регистрируют их и предлагают владельцам втихую решить вопрос, — рассказывает патентный поверенный Вадим Усков. — Как правило, те соглашаются. Никому не хочется признаться в том, что ты такой большой, но из-за раздолбайства своего маркетингового отдела просто не подал заявку.
Средняя цена за переуступку прав на рынке — от нескольких десятков до нескольких сотен тысяч долларов.
Роман Овчинников
10.08.2011