Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

RESEARCH&TRENDS

Маленькие взрослые

Социальные сети должны научиться защищать детей от реальных угроз виртуального мира

Большинство детей, заводящих свои личные аккаунты в социальных сетях, не умеют пользоваться настройками приватности и автоматически попадают в зону риска. Такой вывод делают британские ученые из LSE (London School of Economics&Political Science)  в своем исследовании EU Kids Online, завершенном летом 2011 года. В ходе исследования было опрошено 25000 детей 9-16 лет и их родителей из 25 европейских стран. Основной целью работы было выявление потенциально небезопасных для детей сторон интернет-общения. Хотя наша страна не попала в число стран, участвовавших в исследовании, российским исследователям тоже есть что сказать: проблема актуальна повсюду где есть дети и есть Интернет.   

Ситуация складывается довольно драматическая. Удержать детей от пользования соцсетями невозможно. Возрастные ограничения при регистрации, вводимые самими сетями, не действуют. Дети скрывают возраст и заводят нелегальные аккаунты на Facebook и других сетях. Три четверти опрошенных к 16 годам уже имели персональные профили, причем, родители не могут или не хотят контролировать этот процесс.

Это в целом по Европе. Страновые различия, конечно, есть. Они особенно заметны на примере младшей (9-12 лет) группы из изученных исследователями.

Рисунок 1. Степень вовлечения детей разных возрастов в онлайн-общение

Дети и социальные сети

По горизонтали – возраст респондентов, лет, по вертикали – степень вовлечения в онлайн-общение, доли единицы

Источник: EU Kids Online

Разброс довольно велик. Меньше всего детей до 12 лет пользуются соцсетями в Румынии (17%), Португалии (17%), Бельгии (20%), Франции и Ирландии (по 21%). Самые высокие показатели в Нидерландах (63%), Польше (53%) и Словении (46%).

Предположительно, уровень вовлечения в онлайн-общения младших детей зависит от того, насколько родители запрещают детям пользоваться соцсетями. Однако к 16 годам различия исчезают: все подростки оказываются примерно одинаково вовлечены в сетевую коммуникацию.

Родительский контроль мало эффективен. В среднем, каждый третий (32%) ребёнок сообщил, что родители им строго запретили заводить свои аккаунты в соцсетях, а каждый пятый (20%) сказал, что им можно заходить на соцсети только под присмотром старших. И только половина (48%) могут свободно пользоваться благами интернет-общения.

При том, что родительская строгость также значительно различается в зависимости от страны, общая тенденция совпадает - младшие дети больше склоны слушаться родителей. Со временем дети стремятся действовать независимо (что и не удивительно - таков мир!). В цифрах это выглядит следующим образом: лишь около трети пользователей до 12 лет действуют вопреки запрету, а к 16 годам «нарушителей» уже становится больше половины.

Наиболее строгие родители оказались во Франции, где 45% детей вынуждены пользоваться интернетом вопреки родительскому запрету. Сопоставимая ситуация в Греции (42%), Испании (41%) и Италии (41%). В то же время дети из северных районов Европы – Литвы, Эстонии и Нидерландов – пользуются большей свободой в своей социальной жизни. 

Попытки ограничить «детское волеизъявление» на стадии пользовательского соглашения не приводят к успеху, а лишь искажают демографическую картину – дети указывают вымышленный возраст. Так на самой популярной среди европейских детей сети Facebook (около 60% юных пользователей общаются именно там), собственный аккаунт можно завести лишь с 13 лет. Однако 38% детей до 12 указывают у себя в профиле ложный возраст и – успешно регистрируются. Доля «ложных профилей» у детей старше 13 резко падает - до 12%.

Опасность «искусственного взросления» однако не в том, что искажается демография. Дети создают для себя потенциально опасную ситуацию, когда их будут ошибочно принимать за взрослых и общаться соответствующе.

Диаграмма 1. Уровень популярности социальных сетей среди детей 9-16 лет в Европе


Источник: EU Kids Online

Если же «фейс-контроль» при входе отсутствует, дети чаще указывают свой настоящий год рождения. Хотя, следует учесть, что на сайтах, где нет ограничений (Hyves, Nasza-Klasa) и само количество детей до 12 оказывается гораздо выше.

Главной причиной беспокойства исследователей стало, что многие и особенно младшие дети (в 15 странах из 25) оставляют свои профили открытыми для всех. При этом, каждый пятый из них указывает в своём профиле личные данные, как адрес или телефон – в два раза чаще, чем те, кто свои профили закрывают. Школу указывает в профиле около 80% детей независмо от открытости профиля. 

Диаграмма 3. Доля детей, указывающих в профиле свой адрес или телефон, %


Источник: EU Kids Online

Исследователи считают, что просветительская деятельность может убедить людей осторожнее относиться к своему сетевому присутствию. Например, около трети юных англичан до 12 лет уже присутствуют на Facebook, однако, они относятся к своим личным данным осторожнее своих европейских сверстников. Исследователи считают, что это может объясняться широкой социальной кампанией в британских СМИ, которые запугали население сетевыми злодеями.

Другая проблема с приватностью состоит в том, что дети просто не понимают, как пользоваться имеющимися опциями. Половина детей до 12 не знает, как менять настройки приватности и каждый четвёртый не знает, как заблокировать другого юзера . Начиная с 13 лет дети, как правило начинают лучше разбираться в настройках, но в массе своей этот прогресс нельзя назвать значительным.

Один из выводов, который делают британские исследователи, внешне парадоксален и заключается в целесообразности отмены возрастных ограничений. По их мнению, это позволит детям «снять маски», а значит будет возможно автоматически включать для них «детский режим» с упрощенным управлением приватностью и дополнительными разъяснительными материалами. Также рекомендуется по умолчанию ставить «детский режим» для всех новых пользователей. 

Российские дети 

Российские исследования проводились по иной модели. «У нас уже несколько лет проводится международный детский онлайн-конкурс «Интернешка», - рассказывает Евгений Беспалов, генеральный директор Фонда «Дружественный Рунет». – За годы его проведения его участники, дети из России и других стран, заполнили тысячи регистрационных карточек, где они ответили в т.ч. и на вопросы об использовании Интернета». Подобный подход позволил снизить возрастную планку и получить информацию даже от шестилетних детей (такие тоже принимали участие в конкурсе). Правда, никакой принципиально новой информации это не дало: общие тенденции сохраняются. Так, например, чем младше ребенок, тем сильнее его контролируют. Лишь 10% детей младше 9 лет могут свободно посещать любые интересующие их сайты. В возрасте 15-18 лет таких уже около 90%.

Почти половине (40%) младших детей родители рекомендуют на какие сайты им заходить, причем, в этом возрасте «рекомендовать» означает то же самое, что и «запретить иное», т.е. находиться в интернет-среде только в присутствии взрослых. А вот для детей 11 – 13 лет между этими понятиями появляются весьма значительные «ножницы», как это следует из Диаграммы 3. Дальше, естественно, контроль ослабевает. 

Диаграмма 3. Степень родительского контроля над контентом, который видят их дети в Интернете

Источник: Фонд "Дружественный Рунет"

Похожие кривые были получены при сопоставлении отшения к сетевым опасностям детей разных возрастов. Самые маленькие (6 – 9 лет) «в случае чего» ищут защиту у родителей. Заметим однако, что доля «осторожных», хотя и велика, но отличается от 100%. Некоторые из них, правда, собираются в случае опасности отключить компьютер, но каждый десятый ребенок будет «советоваться с друзьями» или просто самостоятельно решать проблему. Можно только представить себе как он ее решит и что ему посоветуют его (ее) сверстники. 

Диаграмма 4. Кто помогает детям решать проблемы при интернет-общении 

Это были ответы самих детей. Взрослые же считают, что все под контролем или не требует контроля, как это показал небольшой опрос, проведенный по нашей просьбе компанией Online Market Intelligence (OMI). В опросе приняло участие более 500 респондентов, входящих в панель OMI и имеющих детей 9 – 12 лет. (Подробнее о том, кто и почему становится участником онлайн-панели можно прочесть, например, здесь или здесь - R&T).  

Им было задано всего два вопроса: знают ли они о существовании аккаунта у их ребенка (9 – 12 лет) в хотя бы одной социальной социальной сети и знают ли они какие настройки безопасности стоят на этом аккаунте.

Подавляющее число респондентов (86%) считают, что они знают о существовании такого аккаунта. Некоторые (6%) знают, но допускают возможность ошибки. Не контролируют поведение своих детей в Интернете лишь 3,4%. Заметим, что детей той же возрастной группы, свободно посещающих все что угодно, на порядок больше (см. Диаграмму 4).

Диаграмма 5. Вы знаете о том, что у ваших детей есть аккаунты (личные профили) в хотя бы одной из социальной сети?

Источник: Online Market Intelligence

Дальше – больше. Чуть больше половины родителей (53%) искренне полагают, что знают о системах безопасности, защищающих их ребенка от сетевых опасностей (см. Таблицу 1).  Даже, если это так, то остальные 47% детей живут так, как им удобно. При этом треть от общего числа детей, заполнивших анкету, не собирается обсуждать проблемы виртуального мира с предками. Таким образом, даже если считать, что содержание анкет полностью соответствует действительности, каждый шестой ребенок (17%) самостоятельно устанаваливает настройки безопасности и не собирается звать взрослых на помощь в случае беды.  И это беда. Что можно сделать?

Таблица 1. Знаете ли Вы какие настройки безопасности стоят на аккаунте вашего ребенка 9 – 12 лет?

Варианты ответов

Доля согласившихся с утверждением, %

Да, я точно это знаю, потому что видел своими глазами.

42,4

Да, знаю, мой ребенок рассказывал мне о них

10,7

Знаю, но точно утверждать не берусь

9,9

Мой ребенок знает об опасностях, которые есть в Сети и сам обеспечивает свою безопасность

14,3

Я ничего не знаю об этом

8,5

У моего ребенка нет аккаунта в социальной сети

10,4

Затрудняюсь ответить

3,9

Источник: Online Market Intelligence

Мы обсуждаем с детьми их интересы в Интернете и знаем, что очень многие, особенно, девочки, начиная лет с 9 активно пользуются социальными сетями, - рассказывает Юлия Юзбашева, директор ValidataKIDS, отделения исследовательской компании Validata, специализирующееся на изучении детей и подростков. – Мы не изучали проблему безопасности и не слышали ни от кого из детей/подростков, что они сталкивались с какими-то проблемами подобного характера в Интернете, но это не значит, что их нет».

Возрастные ограничения, по мнению Юзбашевой, мало чем могут помочь, особенно в нашей стране, где к законам и правилам, особенно, в виртуальной среде, относятся с известным пренебрежениям. А вот усложнение системы регистрации на «недетских» сайтах представляется эксперту полезным, равно как и установка по умолчанию «детских» настроек в социальных сетях. «Также мне кажется, что детям и подросткам до 18 лет должна быть постоянно видна качественно сделанная и не вызывающая отторжения социальная реклама – о том, что лучше всего закрыть профиль, не общаться с незнакомыми людьми и т.п., - добавляет Юзбашева.

Отношение самих социальных сетей к этой проблеме выяснить не удалось. «В соответствии с правилами корпоративной политики мы не комментируем подобные темы», - политкорректно ответили в Одноклассниках. В пресс-службе «ВКонтакте» поступили еще более политкорректно – не ответили вообще. Зато откликнулись те, кто специализируется на работе с детьми в Интернете.

«Механистический подход, отсекающий часть пользователей по формальному возрастному принципу, безусловно, неэффективен, - считает Олег Ульянский, генеральный директор детского Интернет-портала Tvidi.ru. – Гораздо перспективнее использовать технологии поведенческого таргетинга. Ребенок может приписать себе любой возраст, но его интересы – группы, в которых он участвует, сайты, на которых он бывает - выдадут его с головой». Самое главное, считает Ульянский, чтобы взрослые, работающие в Интернете, всегда учитывали возможность использования детьми тех сервисов, которые они разрабатывают. Идеально, чтобы они сами были родителями, это и будет лучшей гарантией «безопасности Интернета». 

Автор благодарит Романа Равве, аналитика компании Anketki Research за предоставленную информацию по исследованию EU Kids Online

Дмитрий Фролов (Главный редактор Research&Trends)

09.08.2011

12.08.2011



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Реклама и Маркетинг В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов