ЭКСПЕРT
Гаджеты продвигают литературу
PocketBook, лидер рынка электронных «читалок» в СНГ, начал
развивать собственную розницу в России и на Украине. Компания рассчитывает
выйти на массовый рынок товаров для любителей чтения, а не «железа»
Москва. По улице идет мужчина средних лет, подходящий под
описание «заводской рабочий». В одной руке сигарета, в другой — исцарапанная
электронная книжка, ридер. Идет, курит, читает. Евгению Милице, руководителю
российского представительства украинской компании PocketBook International,
производителя электронных «читалок», такая картина кажется вполне реальной.
«Аудитория электронных книг очень широкая — все, кто любит чтение», — уверен
он. На самом деле «читалки» в России пока удел гиков — молодых людей,
помешанных на технических новинках. В нашей стране проникновение ридеров менее
1%, но в компании уверены, что эта цифра будет быстро расти. Так, в США, где
ридеры начали активно продавать в 2008 году, ими пользуется уже 8% населения, а
в 2015 году ожидается 25%.
В преддверии возможного прихода мировых игроков PocketBook,
занимающий сейчас в странах СНГ 40% рынка, ищет наиболее короткий путь к
массовой аудитории. В начале августа компания стала открывать монобрендовые
розничные точки в московских торговых центрах, чего никто из игроков пока не
делал. На следующий год запланирован выход в регионы, начать предполагается с
Санкт-Петербурга. Кроме того, компания уже год как активно продвигает ридеры в
сетях по продаже бытовой техники и электроники — увеличив в несколько раз штат
промоутеров, обучая продавцов. С середины лета идет рекламная кампания
PocketBook на трех федеральных телеканалах. И эти меры уже дали заметный
результат: если в 2010 году в обычной рознице компания продавала 20% продукции,
а 80% — в интернете, то сейчас соотношение обратное. Это значит, что продукт
интересует не только гиков, но и обычных людей, предпочитающих делать покупки в
офлайне.
Любителей книг, а не гаджетов PocketBook хочет сделать самым
массовым своим клиентом. Срез потенциальной аудитории компании показывает, что
она лишь на 5% состоит из гиков, а на 60% — из тех, кого к покупке ридера
подталкивает страсть к чтению. Остальные, по расчетам PocketBook, купят ридер
из профессиональной необходимости или в подарок.
Кто наполнит книгу
Вместо закладок, ножа для разрезания страниц, подпорок на
полке или луп у книгочеев теперь новые аксессуары. Пульт для переворачивания
страниц — очень полезная вещь, если книга стоит на подставке. Если темно, можно
читать с фонариком, который крепится к обложке. Аксессуаров, составляющих
вселенную бренда PocketBook, а также других сопутствующих товаров (флешек,
интернет-роутеров и т. д.) хватило для открытия небольших специализированных
магазинов в форматах павильона и «острова». В ассортименте магазина — около 70
товарных позиций, из которых девять — собственно ридеры. Планируется, что на
них придется 60–65% продаж. Но выручка даже не главная цель магазинов
PocketBook, хотя на проектную мощность, около 100 книг в месяц, они
рассчитывают выйти уже в сентябре. В первую очередь розничные точки — имиджевый
ход, рассчитанный на популяризацию бренда и самого электронного чтения.
«Электронные книжки до сих пор новый продукт для покупателя.
Мы могли бы потратить маркетинговый бюджет на билборды по пути в аэропорты, но
тогда у покупателя в голове отложилось бы лишь название марки. А здесь он познакомится
с продуктом и получит всестороннюю консультацию», — рассказывает Евгений
Милица. Телереклама, запущенная на MTV, ТНТ и СТС, также информирует о
преимуществах ридеров: E-Ink-экран меньше вредит глазам и позволяет читать при
ярком солнце.
PocketBook почти в одиночку раскручивает этот рынок, мировые
бренды хотя и продаются здесь, но пока нелегально. А дистрибуторы азиатских
марок ограничиваются скидочными акциями и баннерами в метро. «Широкомасштабный
пиар есть только у PocketBook, остальные бренды по большей части ограничиваются
точечной работой с площадками, специализирующимися на гаджетах. Подавляющее
большинство играет ценой: чем дешевле, тем лучше продается», — говорит Марина
Рожкова, независимый эксперт рынка гаджетов.
Пассивно ведут себя и продавцы книг, хотя, по идее, они
должны быть заинтересованы в новом рынке. В США, на которые приходится большая
часть мировых продаж «читалок» (более 10 млн из 13 млн), дело происходило так.
Barnes & Noble, крупнейшая книжная сеть, стала испытывать проблемы с
основным бизнесом в связи с падением книжного рынка — закрывались точки по всей
стране, в том числе крупнейший магазин в Нью-Йорке. И осенью 2009 года компания
выпустила ридер Nook, который к концу 2010 года занял более 20% этого рынка в
Америке. Интернет-продажи сети — именно этот канал стал основным для Nook, как
и для контента, — выросли на 24%. Это позволило как минимум компенсировать
потери от продолжающегося падения розницы. Сходным образом появился Kobo,
созданный другой американской книжной сетью — Borders.
Таким образом, сами книжные магазины становятся своего рода
клубами, где читатели встречаются с писателями и пьют кофе, а в продажах они
переориентируются на онлайн-контент. На самом гаджете магазины даже не склонны
зарабатывать. Так, и Barnes & Noble, и интернет-ритейлер Amazon,
выпустивший ридер Kindle (доля рынка в 2010 году — 48%), продают гаджеты по 139
долларов. В эту цену невозможно заложить большую маржу, уверены в PocketBook (в
России средняя цена ридера — 230 долларов). Книжные ритейлеры рассчитывают, что
обладатель ридера потом будет покупать для него контент через их магазины. И,
похоже, эти расчеты оправдываются. В США доля продаж онлайн-литературы выросла
в 2010 году до 7%. Летом этого года Amazon зафиксировал, что число продаж книг
в электронном формате превысило число продаж бумажных копий.
Российский рынок развивается иначе. Книжные магазины видят,
что ниша ридеров перспективна, но пока не нашли способа работать с ней. «В
наших магазинах более чем подходящая аудитория для продаж таких устройств. Но
продадим мы ридеры — и кому отдадим рынок контента? Пиратам?» — спрашивает
Денис Котов, генеральный директор сети «Буквоед». В компании сейчас думают, как
включить в ассортимент ридеры (возможно, под собственной маркой) без вреда для
основного бизнеса. Пока же ее акционеры, владеющие также издательством «Эксмо»
и сетью «Новый книжный», предпочитают продавать «читалки» и электронные книжки
отдельно от основного бизнеса — на сайте «ЛитРес».
В 2010 году, по оценкам, более 80% скачиваний интернет-книг
в России были пиратскими, поэтому доступность контента через официальные
источники мало волнует пользователей. В официальном доступе в 2010 году было
лишь около 30 тыс. наименований книг, при том что всего их издали 122 тыс.
наименований. Пираты же предлагали 100 тыс. Даже когда у читателей есть
возможность купить электронный контент в магазине, они ею не пользуются. Об
этом говорит опыт интернет-магазина Ozon. Выпустив ридер Ozon Galaxy, он даже
договорился с МТС о бесплатном интернет-доступе для пользователей с этого
ридера в свой магазин. Однако сервис не завоевал популярности. Скептики
уверяли, что по результатам 2010 года продажи Ozon Galaxy не превысят 10 тыс.,
но все оказалось еще печальнее: до сих пор реализовано лишь 2 тыс. устройств.
Не исключено, что продавцы ридеров, работающие независимо от
рынка контента, дадут толчок продажам легальной электронной литературы,
развивая этот бизнес как дополнительную услугу. Пока что один из конкурентов
PocketBook — дилер «Макцентр» (бренд Onyx) дарит покупателям книжные новинки,
которых еще нет у пиратов. В самом PocketBook надеются продавать готовые
карточки-сборники, например тех же новинок. Но самое интересное — в своих
розничных точках PocketBook поставил терминалы, к которым можно подключить ридер
или флешку и купить книжки, примерно как у Barnes & Noble. Когда терминал
«доведут до ума», его предложат сетям бытовой техники и электроники, для
которых это будет возможностью предоставить покупателю дополнительную услугу.
Таким образом, для самого PocketBook сети БТЭ, где сегодня реализуется 50%
устройств компании, останутся основным каналом продаж.
Смотреть или читать
Потенциал мирового рынка устройств для чтения — 1,5 млрд
штук, продано пока 18 млн. Поэтому PocketBook стремится занять свою долю рынка
не только в России, где за три года реализовано всего 800 тыс. устройств, но и
начал экспансию в Европу и США (бренд представлен в сети Virgin Megastore,
магазинах Amazon и eBay). Для повышения качества продукта компания год назад
разместила производство на том же заводе в Китае, где выпускают ридеры Amazon
Kindle и Nook, а также iPhone.
Присматриваются в PocketBook и к рынкам стран БРИК. Правда,
возникает вопрос, насколько читающие страны Бразилия или Индия. Но там, где
читают мало, возможность для развития рынку ридеров дает выход в смежный
сегмент планшетов, ядро аудитории которых — молодежь от 18 до 25, те же гики.
Ридеры постепенно приближаются к планшетам по функционалу — на некоторых из них
можно играть в игрушки, смотреть фильмы, сидеть в интернете и т. п. Широта
функций зависит от того, какой у устройства экран.
Сейчас на рынке представлено два типа «читалок»: с электронными
чернилами (E-Ink) и с жидкокристаллическими (TFT-LCD) экранами. Первые не
утомляют глаза и дольше — до месяца — держат зарядку, но они черно-белые.
PocketBook научил ридер с таким экраном играть в Doom, но кино он пока не
показывает. Вторые — цветные и позволяют смотреть видео. Как раз они и
приближаются к планшетам. Если производителю удается снизить цену до 2–3 тыс.
рублей, он выходит с ним в гипермаркеты в расчете, что дешевое устройство
прихватят вместе с пивом и картошкой любители кино. Но больше смысла выпускать
не дешевые, а дорогие TFT-экраны, как недавно сделал Barnes & Noble.
Поклонники восприняли это чуть ли не как отступничество от идей электронного
чтения. Впрочем, предлог благовидный — теперь можно читать журналы и газеты,
ведь в черно-белом варианте на небольшом экране это неудобно.
Опрос в США, Германии, Нидерландах и Великобритании показал,
что не менее 61% тех, кто заинтересован в покупке ридера, ждут от него только
функцию чтения. Но на всякий случай продавцы ридеров осваивают смежные
сегменты. В PocketBook считают, что эти два типа ридеров не конкурируют между
собой — их покупают для разных целей. «Еще года три-четыре устройства будут
развиваться параллельно, а потом сольются в одно или появится что-то третье», —
считает Евгений Милица. Сам PocketBook выпускает два устройства с TFT-экраном.
Планируется, что в будущем в линейке будет шесть основных моделей в трех
ценовых категориях — E-Ink и TFT-экран в каждой. Готовится к выпуску и
планшет.
Напалкова Анастасия
15.08.2011