КОМПАНИЯ
Таланты на проводе
Начинающие музыканты давно используют Интернет как способ
раскрутки себя. Основатели компании RMW Music решили убить двух зайцев:
предоставить новичкам сетевую площадку, откуда их треки могут скачивать
радиостанции, а также использовать ресурс для поиска новых исполнителей
Традиционно радиостанции получали свежий контент от самих
исполнителей или рекорд-компаний, которые приносили диски в редакции или
присылали их по почте. Однако еще в 1990-е годы на рынке появились
фирмы-посредники - агрегаторы, занимавшиеся распространением новой музыки среди
радиостанций. Со временем подобные агрегаторы возникли и в Интернете. В июне 2011 г. стартовал проект
Promo FM, созданный продюсером Андреем Федоровым и композитором Вячеславом
Лунгу. Ранее партнеры уже запустили RMW Music - компанию, поставившую на поток
производство песен для популярных исполнителей вроде Димы Билана и Стаса
Михайлова. Теперь их проект займется продюсированием: его создатели
рассчитывают брать в управление треки тех молодых артистов, которые покажутся
им перспективными.
Вас вызывает Таймыр
Проект Promo FM работает в сугубо профессиональной нише и
должен "сводить" музыкантов с радиостанциями. Любой исполнитель или
рекорд-лейбл может выложить на сайте свой трек, а радиостанции, в свою очередь,
скачать понравившийся контент и поставить его в эфир. Создатели проекта следят
за тем, чтобы каждая фонограмма была профессионального качества, отсекают
нецензурщину, композиции с религиозным или националистическим подтекстом, а
также политические призывы. Основной акцент делается на молодых неизвестных
российских исполнителей, а также на региональные радиостанции. "На самом
деле большие федеральные и московские радиостанции ничего не ищут, им все может
принести сам артист. Но где брать треки какой-нибудь радиостанции в Волгограде?
По России насчитывается порядка 2000 радиостанций. Ни один артист не будет
рассылать новый трек им всем - не все радиостанции в курсе, что происходит",
- поясняет Андрей Федоров. Кроме того, по его словам, если 5-8 лет назад для
развития радиостанций требовались хиты, то сейчас все очень лояльно относятся к
начинающим исполнителям.
На момент написания статьи на портале было выложено 99
треков, среди них есть композиции известных исполнителей: Димы Билана,
"Братьев Грим" и др. Предварительные договоренности о размещении
достигнуты и с рекорд-компаниями, в том числе с CD Land и с
"Монолитом". Для ресурса, по мнению Андрея Федорова, достаточно
сотрудничества с 2-3 большими лейблами. Как утверждает продюсер, на один трек
от звездного музыканта у них приходится 5-6 от неизвестных. Плату за размещение
треков введут осенью 2011 г.,
ее размер будет зависеть от композиции. Наиболее понравившиеся создателям
проекта треки можно будет выложить бесплатно. Вопрос о том, станет ли взиматься
плата со звезд, пока не решен. В свою очередь, радиостанции могут скачивать
контент бесплатно. За первый месяц работы на Promo FM зарегистрировалось 38
радиостанций, в том числе "Юмор FM", "Дорожное радио" и др.
Из зарегистрированных радиостанций активно скачивают треки 10-15%, причем
наибольший интерес у них вызывает поп-музыка. В будущем создатели проекта
хотели бы, чтобы на нем было зарегистрировано 1500 - 2000 радиостанций и 100 -
200 из них активно скачивали бы контент. При этом Promo FM рассчитывает также
на модные среди молодой аудитории онлайн-радиостанции, количество которых
постоянно растет. Кроме музыки, проект обещает выкладывать радиопрограммы от
молодых диджеев.
Планируется, что прибыль Promo FM начнет приносить уже в 2012 г.: ресурс будет
самоокупаемым за счет платы за размещение, а заработать создатели Promo FM
намерены на управлении треками. Пока Promo FM, в отличие от остальных проектов,
выглядит более чем аскетично, в частности, он отказался от новостных блоков и
обещает минимум рекламы. "Мы не занимаемся статистикой по выявлению лучших
или худших, не обременяем радиостанции предъявлением нам эфирных справок и
каких-либо отчетов по трекам, которые они скачали" - декларируется на
сайте. По словам Андрея Федорова, в перспективе проект будет предлагать
статистику лишь по зонам охвата и количеству аудитории, и этого, по его мнению,
достаточно для исполнителей.
Сведение треков
Место на рынке, по мнению экспертов, для еще одного такого
проекта имеется. Однако работа с молодыми музыкантами может оказаться очень
сложным предприятием, а утилитарность и узкая направленность сайта делают
проект рискованным. С работы с молодыми исполнителями и региональными
радиостанциями начинали многие похожие проекты, например tophit.ru и
украинско-российский проект FM-TV. Однако оба проекта позднее
переориентировались на более широкую аудиторию. Вопрос о роли Интернета в
распространении музыкального контента руководитель проекта tophit.ru Игорь
Краев называет риторическим. "Большинство рекорд-компаний в свое время
запустили собственные интернет-рассылки, но массе наших партнеров удобно
работать с ресурсом, который аккумулирует большое количество самой
разнообразной музыки, - это удаленная база, доступная всегда", - поясняет
он. По его словам, многие рекорд-компании пытались создавать порталы с
контентом своих исполнителей, однако радиостанциям удобнее брать треки в одном
месте. Будучи первым в этом сегменте, tophit.ru собрал под свое крыло более 400
радиостанций, а также более 60 телеканалов. С другой стороны, с порталом
работают более тысячи правообладателей, среди которых большинство
рекорд-компаний, включая музыкальных мейджоров: Sony Music, Universal Music,
Warner Music и EMI/Gala Records. Этим летом к списку правообладателей должны
добавиться клубные диджеи. По мнению Игоря Краева, работать только с
неизвестными исполнителями бесперспективно. "Один из наших фундаментальных
принципов - никогда не разделять новичков и звезд. Никому не интересны просто
новички сами по себе. Они "заливают" массу своей музыки в Интернет, и
все это неструктурированно, получаются такие междусобойчики. Поэтому работа
только в этом направлении не очень успешна", - констатирует он. Тем не
менее, по его словам, пытаться повторить путь tophit бессмысленно. В первую
очередь ресурс активно занимается тестированием треков среди радиостанций и
радиослушателей: на собственном портале и на ресурсе "ПрофМедиа"
101.ru, крупнейшем онлайн-радио, объединяющем более 140 музыкальных станций.
Тест одного трека для человека с улицы стоит 6000 руб. Взамен тестируемый
получает данные, как его оценивают радиослушатели и профессиональные
музыкальные менеджеры.
В свою очередь Андрей Федоров будущие расценки Promo FM не
раскрывает, отмечая лишь, что плата предполагается очень небольшая. По мнению
гендиректора "Креатив Артс Медиа" Сергея Шевелева, их цена будет как
минимум в два раза ниже цены tophit или даже составит 30% от цены последнего -
по-другому новому ресурсу не начать. Как утверждает генеральный директор
"FM-TV Россия" Тимур Скакун, артисты не любят платить. Так, на
российском портале этого проекта ежедневно выкладывается по 10 новых треков.
При этом проект не берет денег за их размещение - музыканты должны платить,
только если захотят получить статистику по своему треку. По рассказам Тимура
Скакуна, сегодня радио - не главный "конек" их проекта. Драйвером
является работа с видео, прежде всего с видеоклипами, которые распространяются
на региональных каналах России и Украины, а также среди каналов в Белоруссии и
Прибалтике. Кроме того, FM-TV производит собственные музыкальные передачи для
региональных каналов. Зарабатывает проект при этом также во многом за счет
молодых артистов, но другими способами. Так, к примеру, проект предлагает
PR-сопровождение артиста, включающее продвижение в Интернете, визиты на
радиостанции и т.д.
На виртуальных правах
Управлять потенциально хитовыми треками новичков шоу-бизнеса
создатели Promo FM собираются по схеме "радио плюс мобильные
операторы". То есть предполагается, что композиции станут раскручиваться
"в ручном режиме" за счет размещения на больших радиостанциях, а
зарабатывать на них можно будет на площадках мобильных операторов, то есть за
счет мобильного контента, который пока является, по сути, единственной
возможностью монетизации в цифровых продажах. "Мы занимались этим в рамках
RMW Music еще до создания Promo FM, - рассказывает Андрей Федоров. - Мы
находили треки в Интернете и подписывали договор". Продюсер утверждает,
что у них есть возможность загружать контент на площадки всех операторов,
включая региональных. По словам Сергея Шевелева, владельцу прав на трек
мобильный оператор может вносить 10-30% от цены, которую за него платит
абонент. По мнению экспертов, Promo FM заходит в еще более сложный бизнес. Как
говорит Игорь Краев, в этом сегменте хорошо себя чувствуют владельцы крупных
пакетов прав: за счет наличия "лакомых" треков, интересных партнерам,
можно продавать им в пакете и нераскрученный контент.
Известно, что крупные рекорд-компании стремятся получить как
можно больше прав от исполнителя, и цифровые продажи - лишь часть работы с
исполнителем. В случае с молодыми исполнителями Promo FM придется совмещать
выстраивание дистрибьюторской сети с продюсерскими функциями. Однако каждая из
этих задач имеет свою специфику. "Promo FM придется решать проблему
продвижения артистов без имени. Нужны какие-то действия, чтобы абоненты искали
их в миллионе других треков, иначе эти права просто не реализовать. На это
потребуется много сил, умения, желания. Бывают артисты-самородки, но в 99%
случаев - это колоссальная работа", - отмечает Сергей Шевелев. Всем этим
создателям Promo FM придется заниматься параллельно с развитием портала. Однако
в случае удачного "мониторинга" талантов проект может получить более
серьезную отдачу. По оценкам Андрея Федорова, суперхиты могут зарабатывать на
"цифре" $500 000 - 800 000 в год. По договору с исполнителем Promo FM
будет получать 50-70% этого заработка.
Сайт для исполнителей и радиостанций
ПЛЮСЫ:
- востребованность подобных порталов среди радиостанций
- возможность привлечь музыкантов за счет низких расценок
- возможность зарабатывать на управлении хитовыми треками
МИНУСЫ:
- рискованная политика ориентации на неизвестных музыкантов
- сильные позиции основного конкурентов
- сложности с выходом на рынок цифровой дистрибуции
Анастасия Маркина
23.08.2011