Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

НОВЫЕ ИЗВЕСТИЯ

Много дыма – и ничего

Новый антитабачный закон может оказаться неэффективным

В стране вовсю идет общественное обсуждение проекта закона «О защите здоровья населения от последствий потребления табака». За неделю, которая прошла со дня публикации документа на сайте Минздравсоцразвития, он собрал больше тысячи комментариев и предложений. С тем, что курение – вред, никто не спорит. Однако, считают многие, сам законопроект нуждается в серьезной доработке с точки зрения малого бизнеса. Необходимо усилить медицинскую составляющую документа, чтобы человек, решивший покончить с вредной привычкой, мог получить при этом квалифицированную помощь. Наконец, нелишне будет подвергнуть законопроект антикоррупционной экспертизе.

Напомним, законопроект был разработан в связи с присоединением нашей страны к рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака. Если вкратце, то основные его положения таковы: полный запрет курения на транспорте, в местах общественного питания и гостиницах, ограничение курения в тюрьмах и подъездах жилых домов. Дымить ближе 10 метров от входа в аэропорты и вокзалы тоже будет нельзя. Реклама табака должна полностью исчезнуть, а табачным компаниям запретят становиться спонсорами. В фильмах и телепередачах, снятых после принятия закона, не должно быть сцен курения. Ужесточатся требования к площадям торговых точек, которые реализуют табачную продукцию, продажа будет осуществляться без выкладки товара, покупатель сможет выбирать его по специальному прейскуранту. Вне закона объявляются нюхательный и жевательный табак.

Кроме морального давления, на курильщиков будет оказываться и финансовое. На табачную продукцию правительство установит минимальные розничные цены (дешевле продавать нельзя), которые будут ежегодно индексироваться. Акцизная доля в цене сигарет увеличится до 50%, что приведет к увеличению средней стоимости каждой пачки. Благодаря этому поступления средств в бюджет от табачных акцизов увеличатся в четыре раза и к 2014 году составят 466 млрд. руб. при общей сумме затрат на реализацию указанных в законе мер в 615 млн. руб.

Очевидно, что против документа выступили табачники, раскритиковавшие его в пух и прах. Так, например, гендиректор ассоциации производителей «Табакпром» Вадим Желнин назвал законопроект странным, полагая, что чиновники борются не с курением, а с курильщиками. Широкая общественность раскололась. Если одни называют закон «замечательным», то другие считают, что это «полный бред». Аргументы сторонников ясны и неопровержимы: курение – зло, и спорить с этим бессмысленно. Противники с этим, по большей части, и не спорят, но предлагают подумать и не рубить сплеча, чтобы с водой не вплеснуть ребенка.

«Такой бизнес нам не нужен»

Самой спорной в тексте документа многим представляется ценовая политика и ограничение продажи табака. В частности, высказываются мнения, что статья 19 законопроекта, запрещающая реализацию сигарет в торговых объектах площадью менее 50 кв. метров, – это удар по малому бизнесу. Так, А.И. Иванова в своем комментарии на сайте Минздравсоцразвития пишет: «Идет борьба с малыми предпринимателями, а не с курильщиками». Другая похожая оценка: «Явное лоббирование интересов крупных сетевиков и убийство малого бизнеса». Член совета московского отделения «ОПОРы России» Алексей Каневский эти мнения разделяет.

«Это однозначный удар по мелкому бизнесу в пользу крупных торговых сетей, – заявил он «НИ». – Государство просто занимается изъятием товара. А что взамен? Ведь алкоголь и сигареты – это высоколиквидные позиции. По сути, все остальное – это какой-то ассортиментный перечень, обрамляющий эту продукцию. В обороте малого бизнеса доля сигарет – это 50%. Поэтому ситуация создается «плоская»: вопрос не проработан в полном объеме, особенно с точки зрения последствий. Если все просто взять и изъять, очевидно, что эта продукция появится на «черном рынке». Моментально появится контрафакт, мы все это проходили тысячу раз».

В ответ председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин утверждает: такой малый бизнес, который держится на одних сигаретах и алкоголе, нам не нужен. «Прошли те годы, когда пьянство и табакокурение являлись оправданием для развития российской экономики, – сказал «НИ» эксперт. – Если малый бизнес в России держится на продаже пива и сигарет детям, то перепрофилирование этого бизнеса, наоборот, пойдет на пользу российской экономике. Пусть укрупняются или перепрофилируются. А для сельской местности, где нет средних и крупных магазинов, стандарты будут менее жесткие. Там уже местные власти будут решать, какова должна быть площадь, чтобы оставить точки продаж сигарет. Так что не вижу здесь проблемы».

О «черном рынке» и контрафакте низкого качества говорят, кстати, не только предприниматели и табачники. «Понимаете, качественных сигарет ведь не бывает, – рассказала «НИ» эксперт «Лиги здоровья нации» Дарья Халтурина. – Даже самые дешевые китайские содержат то же самое, что и дорогие бренды. Но, конечно, риск контрабанды есть. Наибольшая опасность – со стороны Китая». Вместе с тем, отмечает г-жа Халтурина, наш табачный рынок настолько централизован, что без участия компаний, которые на нем доминируют, невозможно создать контрабандные потоки. «Но в любом случае даже риск контрабанды не отменяет тех колоссальных выгод для здоровья, которые принесет повышение цен на сигареты. Даже те, кто не сможет отказаться от вредной привычки, все равно будут потреблять меньше», – подчеркивает специалист. С этим полностью согласен и Дмитрий Янин. «Практически все розничные точки у нас в стране снабжаются всего двумя оптовыми компаниями. Чтобы возникла контрабанда, нужно, чтобы сами эти компании начали ею заниматься, стали ее соучастниками, то есть предоставили свои склады, свои фуры и так далее. Не думаю, что они станут так рисковать», – рассуждает эксперт.

Что касается высоких цен, то г-жа Халтурина убеждена, что низкими они быть не должны ни в коем случае. «Нигде в Европе нет сигарет дешевле 1,5 евро за пачку, – говорит она. – То есть 60 руб. – это просто минимум. Я убеждена, что именно низкие цены являются основной причиной того, что мы по курению лидеры в мире. Они доступны всем, в любом возрасте, самым беднейшим слоям, в любом количестве». Однако многие с таким подходом категорически не согласны. Анатолий Викторович пишет на сайте Минздравсоцразвития: «Забота о нации по-русски: а не ограбить ли в очередной раз народ, воспользовавшись его слабостями? Однозначно – ограбить!!! Ничего нового в политике повышения предполагаемой стоимости сигарет не происходит. А именно – у циничной власти есть только одна цель – ПОПОЛНИТЬ БЮДЖЕТ! Прикрываясь якобы благими намерениями…» Ему вторит Дмитрий Иванов: «Как всегда у нас бывает, и этот закон направлен против малоимущих слоев населения. Ведь богатым это повышение глубоко до фонаря, да и покурить они всегда могут в своей машине с кондиционером или в каком-нибудь закрытом клубе». А вот Мария К. убеждена: «Минимальная цена за пачку должна возрасти рублей до 100–150. Отравлять жизнь себе и другим должно быть дорого. Совсем уже законченные курильщики, конечно, могут перейти на самосад, но вот большинству школьников и студентов курение станет не по карману».

«Запрягаем телегу впереди лошади»

Еще одно возможное последствие жестких мер, в частности, ограничения мест курения – рост коррупции. Сергей Лысенко опасается: «Теперь каждый полицейский (и не только) имеет законное право взять с меня взятку. Ну нет такого полицейского, который бы хоть раз отказался от халявы». Некоторые российские правозащитники предлагают провести антикоррупционную экспертизу документа, радикально ограничивающего курение в общественных местах.

Лидер движения «За права человека» Лев Пономарев убежден, что закон, если он будет принят в нынешнем виде, на практике действовать не будет. «Очевидно, что любые запретительные меры способствуют коррупции в нашей стране, – сказал он «НИ». – Простой пример. Где-то в ресторане обнаружили, что курят кальян. Правоохранительные органы могут закрыть глаза на это, а могут и не закрыть. При том состоянии коррупции в стране, а мы находимся на предпоследнем месте в мире, подобные меры только ее увеличивают. Мы сейчас выстраиваемся вслед за Европой, хотим показать, какие мы современные. Но нужна последовательность. Пусть сначала у нас появятся правоохранительные органы, которым народ доверяет. В противном случае получается, что мимо казны идут огромные деньги. И тут все уйдет в тень».

Куда бежать?

Многие эксперты отмечают: помимо запретов и повышения цен нужна серьезная профилактика, людей нужно заинтересовать в том, чтобы они бросили курить, помочь им. В законопроекте по этому поводу читаем: «Медицинская помощь населению, направленная на отказ от потребления табака, и лечение табачной зависимости осуществляется в соответствии со стандартами и порядком, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения». Собственно, и все.

«Куда надо обращаться человеку, который решил бросить курить? – задается вопросом психолог Ирина Афиногенова. – В наркодиспансер? Там ему врачи сразу ответят: «Вы что? С ума сошли? У нас тут очередь из людей с более серьезными проблемами, еще вы тут со своим курением». У нас в стране никотиновую зависимость не воспринимают как болезнь. Кроме того, и сам курильщик вряд ли пойдет в наркодиспансер, чтобы сидеть там вместе с алкоголиками и наркоманами».

Проще говоря, отмечает эксперт, курильщикам не предложили альтернативы, их оставили наедине со своей проблемой: брось курить и все. А как это сделать? Куда обращаться? Еще один участник общественного обсуждения Павел Логачев пишет: «Я против закона. Считаю его однобоким. Надо одновременно с мерами по ужесточению сделать доступными медицинские средства, помогающие бросить курить. Например: пластырь «Антиникотин» стоит в аптеке 700 руб. за 7 штук, по инструкции его надо использовать каждый день в течение 2–3 месяцев. Электронная сигарета обойдется минимум в 2 тыс. руб., не считая замены капсул. Других средств я вообще не знаю. Российских не разработали».

«В этом все и дело: одними запретительными мерами проблему не решить, – подтверждает Ирина Афиногенова. – Никотиновая зависимость – это болезнь, ведь никотин – наркотик, поэтому необходим комплексный подход, в частности создание медицинских центров. В противном случае на проблеме людей будут наживаться спекулянты, все это уйдет в подполье».

«Эта болезнь, завязанная на психике, – подчеркивает г-жа Афиногенова. – Конечно, есть люди, которые могут усилием воли расстаться с сигаретами, но таких мало. Основная масса будет искать обходные пути. В итоге это будет уже неконтролируемый процесс». Социологи подтверждают: такая опасность есть. По результатам опросов, более половины наших граждан уверены, что повышение цен не заставит большинство курильщиков бросить вредную привычку. К такому же выводу приводят и результаты опроса «НИ».

ЕВГЕНИЯ ЗУБЧЕНКО

29.08.2011

29.08.2011



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Бизнес и Политика В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов