ЭКСПЕРТ
Закат эпохи ситца
Производители тканей в кризисе: у них резко выросли издержки
и упали продажи. Выживут компании, которые смогут оживить сбыт, наладив выпуск
инновационных продуктов
Текстильщиков охватила паника: «Российский текстиль умирает!
Ситуация хуже, чем в 1990-х годах! Модернизация отрасли — впустую! Надо уходить
в торговлю!» В России стремительно сокращается производство тканей. Если до
кризиса наши текстильные фабрики стабильно перерабатывали 300 тыс. тонн хлопка
в год, то сегодня — не более 50 тыс. Хуже всего дела в Ивановской области, где
сосредоточено две трети российского производства тканей. По данным текстильного
холдинга «Мега», с начала 2011 года объемы производства в Ивановской области по
сравнению с аналогичным периодом прошлого года упали на 50%. Сегодня
закрываются не только прядильные или ткацкие производства, но и крупные
компании с полным циклом. Причина — резкое падение спроса и взрывной рост
затрат. Например, хлопок — самое распространенное сырье для отечественной
текстильной отрасли — за последний год подорожал в пять раз!
Провал особенно впечатляет на фоне недавнего энтузиазма
текстильщиков: в 2009 году они практически вытеснили импорт с рынка —
отечественный текстиль тогда стоил на 10–15% дешевле, чем китайский. Это сулило
отрасли отличные перспективы: европейцы начали переносить заказы из Китая в
Россию. Что же сломало столь благоприятный тренд?
С надеждой на импортозамещение
История отечественной текстильной промышленности — история
кризисов. В советские времена это была достаточно технологичная отрасль,
основной задачей которой было производить ткани для военных нужд (более 80%
ассортимента), остальное приходилось на домашний текстиль (постельное белье, скатерти,
полотенца). В 1950–1960-е годы в стране строились крупные комбинаты,
выпускающие льняные, шерстяные и хлопчатобумажные ткани. На долю последних
приходилось более двух третей объемов производства. Всего текстильная
промышленность формировала до 20% бюджета страны.
С развалом Союза отрасль потеряла огромные рынки — Украину,
Белоруссию, Среднюю Азию и основные источники сырья.
Азиатские, и прежде всего китайские, предприниматели стали
скупать и вывозить отечественное оборудование: власти КНР решили развивать
текстильную отрасль. Навыков в производстве текстиля, пошиве, дизайне у
китайцев на тот момент не было, но правительство страны сделало ставку на
дешевую рабочую силу и начало активно дотировать экспорт. В итоге за 1995–2005
годы в Китае сформировалась мощнейшая индустрия, полностью вытеснившая с
мирового рынка предприятия США и частично Европы, где остались только
высокотехнологичные компании. Исчезла бы текстильная отрасль и в России, если
бы не кризис 1998 года, заставивший отступить азиатский импорт. Российские
предприятия начали, как и китайские, наращивать экспорт необработанной ткани —
устаревшее оборудование позволяло выпускать лишь самый примитивный продукт.
Однако менеджеры некоторых комбинатов понимали, что в перспективе едва ли
выдержат ценовую конкуренцию с Китаем, необходимо перестраиваться на внутренний
рынок, выпускать готовые ткани и продукты из них. Производить их на старом, еще
советском оборудовании было невозможно, и наиболее крупные игроки стали
перевооружаться. В начале нулевых альянс «Русский текстиль», «Шуйские ситцы»,
Волжская текстильная компания, ТДЛ-холдинг, текстильный холдинг «Яковлевский»
(ныне — корпорация «Нордтекс») стали закупать новое прядильное и ткацкое
оборудование, станки для конечной отделки тканей, сформировали дизайнерские
отделы. Наладив изготовление тканей (в основном ситца и бязи), они запустили и
швейное производство — выпуск спецодежды, постельного белья и домашнего
текстиля. Готовую продукцию компании стали продавать через региональные
представительства под собственными брендами.
Безусловно, несмотря на модернизацию, эти предприятия
выпускали ограниченный ассортимент — ткани только из натурального сырья для
определенных нужд: для пошива домашнего текстиля, военной амуниции, спецодежды
и проч. Наиболее продвинутые сегменты, связанные с модой, например рынок
одежных и мебельных тканей, им было не покорить, но даже узкий ассортимент
позволил компаниям увеличивать обороты на 20–30% в год. В 2006–2007 годах
лидеры отрасли перешли от ситца с бязью к тканям посложнее — сатину и перкали,
что позволило пополнить портфель более дорогими брендами. Вслед за лидерами начали
перевооружаться и производить готовый продукт и другие текстильные комбинаты.
Однако сформировать подобно ведущим компаниям сильные бренды они не смогли и
стали выпускать дешевые безмарочные продукты.
В целом текстильная отрасль развивалась неплохо — доля
отечественного текстиля для дома составляла 80%, но к 2008 году на рынке вновь
начался бурный рост импорта. Набравшие силу турецкие и китайские предприятия
предлагали продукцию, которая превосходила отечественную по соотношению
цена–качество, и российские игроки стали терять рынок. Затем их и вовсе
подкосил кризис, разразившийся тогда, когда многие были на пике инвестиций,
имели долги по кредитам. Объемы продаж в отрасли сократились на 15–20%, убытки
терпели даже лидеры. Альянс «Русский текстиль», флагман отрасли, первым
начавший перевооружение, объявил себя банкротом и продал за долги предприятия
(на тот момент лучшие в отрасли): отделочные — в Твери, прядильно-ткацкие — в
Камышине; менеджмент сосредоточился на дистрибуции турецких марок домашнего
текстиля вроде TАС. Банкротом стала и Волжская текстильная компания, работавшая
в среднем ценовом сегменте.
Но неожиданно ситуация в отрасли улучшилась в 2009 году —
китайские экспортеры текстиля перестали получать дотации от государства и
подняли цены на свою продукцию. Отечественные компании получили импульс к
развитию, стали наращивать сбыт. «Впервые в истории российский текстиль стал
стоить дешевле китайского», — говорит Василий Гущин, владелец ивановского
текстильного холдинга «Мега».
Малый спрос и большие издержки
Однако успех оказался кратковременным. «После кризиса
произошло перераспределение расходов россиян. Прежде всего в сторону продуктов
первой необходимости, продовольствия и продуктов, имеющих инвестиционную
ценность, — автомобилей, мебели, — объясняет Василий Гущин. — Доля одежды,
текстиля для дома в структуре расходов уменьшилась вдвое». Уверенно себя
сегодня чувствуют только компании, работающие по схеме business to business, не
завязанной на потребительский спрос, — производители спецодежды и тканей для
нее. «Это — эффект отложенного спроса. В 2009 году эти рынки просели первыми —
компании начали экономить на спецодежде», — рассказывает Юрий Яблоков,
председатель совета директоров корпорации «Нордтекс».
Другая важная причина сокращения текстильной отрасли —
резкое увеличение издержек из-за колебаний цен на мировом хлопковом рынке. В
конце 2009 — начале 2010 года Китай резко увеличил потребление этого сырья — до
800 тыс. тонн в год. Отсутствие свободных незаконтрактованных объемов хлопка у
мировых продавцов (в Индии, Бразилии, Пакистане, США, Узбекистане) привело к
огромному — 3,2 млн тонн — разрыву между спросом и предложением. В результате
цена за тонну хлопка на бирже в Нью-Йорке с февраля 2010 года по март 2011-го
выросла с 1,467 тыс. до 5,004 тыс. долларов. К июлю цена упала, но пока все
равно вдвое превышает прошлогоднюю (2,099 тыс. долларов за тонну). Сегодня
текстильщики продают продукцию из сырья, закупленного в начале года, на пике
цен.
Вслед за хлопком пошли вверх и другие виды текстильного
сырья: шерсть в 2011 году подорожала на 30%, полиэфирное волокно — на 50%.
Потерять, как Европа
Резко подорожавшее сырье обернулось для отечественных
текстильщиков двукратным увеличением издержек. Сегодня они не могут
пропорционально поднимать цену из-за падающего спроса и стремительно теряют
рентабельность, которая и в лучшие годы составляла всего 5–7%.
Тяжелее всего пришлось предприятиям, специализирующимся на
одном виде передела. Прядильные комбинаты уже почти свернули производство:
пряжа — самый дешевый продукт, а издержки здесь высоки. К тому же в последние
два года резко вырос импорт хлопковых нитей из Узбекистана: близость к сырью и
помощь государства (местные власти сегодня предлагают переработчикам хлопка
25-процентные дотации на продажу готовой пряжи) простимулировали появление там
новых прядильных фабрик. Почти все крупные текстильные холдинги России в
последний год перешли на импорт пряжи из Узбекистана — это выгоднее, чем
ввозить в Россию хлопок и перерабатывать его на нити внутри страны. Вскоре и
ткацкие мощности могут перекочевать в Азию — технологически они тесно связаны с
прядением. «Мы планируем перенести прядение и ткачество в Среднюю Азию, чтобы
снизить затраты. Хотя, если честно, нам этого очень не хочется. Мы столько сил
вложили в модернизацию, у нас стоят лучшие немецкие и швейцарские станки», — с
грустью говорит Василий Гущин.
Пока относительно стабильно в России работают только
отделочные фабрики, поскольку этот технологический передел позволяет получить
наибольшую добавленную стоимость. Однако их явно недостаточно, чтобы
сформировать полноценную текстильную индустрию. К тому же если спрос будет
снижаться и дальше, то отпадет потребность и в этих мощностях. «Мы идем по пути
Европы, которая за десять лет полностью лишилась текстильной промышленности.
Вначале в странах ЕС было ликвидировано прядение, потом — ткачество и отделка,
а потом и производство готовых продуктов», — говорит Гущин.
Трудности сегодня есть и у поставщиков готового продукта —
вертикально интегрированных холдингов. Речь идет о тех, кто работает в дешевом
безбрендовом сегменте рынка, а таких сегодня большинство. Пытаясь удержаться на
плаву, они стремятся нарастить объем продаж за счет демпинга, урезая и без того
минимальную маржу. Многие увеличили дистрибуцию импортных марок, как, например,
ТДЛ-холдинг. Некоторые игроки, чтобы выжить, идут на откровенные спекуляции.
«На рынке продаются комплекты постельного белья из чистого полиэстера, на
котором написано “100-процентный хлопок”. Такого не было с 1990-х годов», —
сетует Василий Гущин.
За прежние деньги люди хотят большего: новых впечатлений,
новой функциональности, которые могут дать только новые продукты. И те
компании, которые понимают это, могут поддерживать рентабельность на прежнем
уровне
Умные ткани
Впрочем, в отрасли пока остаются компании, которым удается
сохранять рентабельность и развиваться. Сегодня они пытаются понять качество
нового спроса. «Мы считаем, что люди по-прежнему выбирают качественные
продукты, а не дешевые версии. Например, наши потребители привыкли к марке
“Волшебная ночь”, под которой выпускается недешевое белье из сатина, и
продолжают покупать эту марку, хотя и в разы реже, чем раньше, — говорит Юрий
Яблоков. — Несмотря на то что у людей сегодня гораздо меньше средств,
тотального смещения спроса в сторону полиэстерных комплектов нет. Поэтому мы
отказались от дешевых продуктов: например, перестали выпускать комплекты
“Самойловский текстиль”».
Сегодня за прежние деньги люди хотят большего: новых
впечатлений, новой функциональности, которые могут дать только новые продукты.
И те компании, которые понимают это, могут поддерживать рентабельность на
прежнем уровне.
Тот же «Нордтекс» в этом году выпустил несколько таких
продуктов. «Постельное белье из вискозы обладает большей водопроницаемостью, а
значит, и более высокими потребительскими качествами, чем хлопок, —
рассказывают в компании. — Еще у нас есть постельное белье из микрофибры,
которая сегодня применяется в производстве нижнего белья. Есть и подарочные
комплекты из жаккардового полотна». Издержки при этом не растут: «Нордтекс»
закупает вискозу у австрийского ЦБК Lenzing Ag, выходит даже дешевле хлопка. В
перспективе «Нордтекс» планирует производить ткани с содержанием синтетического
микроволокна.
Компания «Вологодский текстиль» тоже за последний год
выпустила ряд инновационных продуктов. «Льняные изделия у россиян обычно
ассоциируются с фольклором, поэтому спрос на них довольно вялый, — говорит
Николай Алексов, президент компании “Доминион”, управляющей “Вологодским
текстилем”. — Чтобы разрушить этот стереотип, мы начали выпускать современные
ткани, комбинируя лен с шерстью, шелком, вискозой и хлопком, создавая новые
переплетения. Так полотно делается более пластичным, из него можно шить
современные изделия». В начале этого года «Вологодский текстиль» первым на
отечественном текстильном рынке выпустил коллекцию одежды из собственных
тканей. Это еще и пример работы на дорогом сырье — несмотря на то что лен
произрастает в России, технология производства изделий из него гораздо сложнее,
чем из хлопчатобумажных тканей.
Благодаря инновационным продуктам компании сохраняют продажи
на прежнем уровне и даже немного увеличивают их. «Весной этого года наш оборот
увеличился на 10 процентов», — говорит Алексов. «Мы сохраняем динамику, хотя и
небольшую, и удерживаем рентабельность на прежнем уровне», — отмечает Яблоков.
Ориентация на новые продукты абсолютно логична. Российские
текстильщики выпускают всего 5–10% мирового текстильного ассортимента. У нас
практически не представлены самые динамичные сегменты этого рынка —
синтетических тканей, нетканых полотен. Эти инновационные материалы по
физическим свойствам похожи на хлопок, шерсть. При этом они сравнительно дешевы
и потому чрезвычайно востребованы швейниками. Показателен в этом смысле пример
японского холдинга Uniqlo: благодаря собственному производству «умного»
текстиля он стал в кризис самой быстрорастущей одежной компанией в мире.
Высокомаржинальный продукт или торговля
Однако предприятий, которые могли бы выпускать новые виды
текстиля, в России раз-два и обчелся. Для этого требуется передовое
оборудование, которое позволит быстро видоизменять ассортимент, а оно сегодня
есть только у лидеров отрасли. У большинства комбинатов — стандартное оснащение
для производства привычного ассортимента из хлопка. Другая проблема наших
текстильщиков — это слабый маркетинг, который в условиях низкого спроса
начинает играть ключевую роль. И наконец, необходима эффективная организация
труда для минимизации издержек — а ее в текстильной отрасли еще меньше, чем
передового оборудования.
Скорее всего, новыми продуктами будут заниматься не
нынешние, а новые игроки — компании среднего и даже малого бизнеса:
мелкосерийным предприятиям легче менять продуктовые линейки под меняющийся
спрос. Но для их привлечения, как говорит опыт Китая и Турции, нужны кластеры и
технопарки — территории с благоприятным налоговым режимом.
Сегодня в России есть несколько проектов текстильных
кластеров — в Ярославской, Тверской и Ивановской областях. Наиболее масштабный
проект — в Ивановской области. Местные власти планируют создать кластер,
основой которого станет завод по производству полиэфирных нитей, необходимых
для выпуска самых современных материалов вроде микрофибры и спандекса.
Идея резонна — в России есть сырье для изготовления
полиэфирных волокон — параксилол, продукт переработки нефти, который сегодня в основном
идет на производство пластиковых бутылок. «Начав выпускать синтетические ткани,
мы можем привлечь и российские, и европейские одежные бренды. Покупать текстиль
в России будет не только дешевле, но и выгоднее с точки зрения логистики, —
уверен Юрий Яблоков. — Когда компании заказывают коллекции в Китае, им
приходится отшивать большие объемы. Сегодня, в условиях вялого и
непредсказуемого спроса, у брендов остаются огромные остатки, и им приходится
проводить сейлы в режиме нон-стоп. На российских производствах они могли бы
делать дозаказ, тогда не было бы таких громадных остатков».
Однако для воплощения подобных идей понадобятся
законодательные изменения. Прежде всего в отношении банковского кредитования
предпринимателей, желающих развивать такие производства. «В Китае кредит
предпринимателям выдается на 15 лет, а процентная ставка составляет всего 3
процента. В России кредиты выдаются на 3–5 лет, ставка же достигает 15–18
процентов. При таком соотношении сложно привлечь бизнес», — говорит Юрий Яблоков.
Без промышленной политики текстильная отрасль у нас будет
развиваться только за счет энтузиастов. Российским текстильщикам остается либо
самостоятельно осваивать производство высокомаржинальных продуктов, как
натуральных, так и синтетических, либо в ожидании нового витка
платежеспособного спроса консервировать мощности и переориентироваться на
торговлю импортом.
Лилия Москаленко
29.08.2011