Интервью: Игорь Ашманов, генеральный директор компании «Ашманов и партнеры»
«Надо с самого начала делать привлекательную штуку, которая будет работать и будет нужна людям»
Игорь Станиславович, расскажите, пожалуйста, вкратце о последних тенденциях оптимизаторской отрасли? Что изменилось за 8 месяцев 2011 года?
На рынке происходит сразу несколько очень серьезных процессов, влияющих на развитие отрасли.
Во-первых, происходит очень сильный сдвиг в сторону социальных сетей.
Во-вторых, увеличилась скорость развития поисковых алгоритмов и частота их изменения. В-третьих, усилилась борьба с платными ссылками и другими подобными методами продвижения.
Соответственно, оптимизаторским компаниям выживать становится все труднее. Оптимизаторы гарантируют клиенту результат, но дать его зачастую не могут и вынуждены возвращать деньги. То есть, гарантии подкашивают бизнес многих компаний.
В этих условиях компаниям надо наращивать техническую мощь, иметь все больше оборотных средств. Как раз этого оптимизаторским компаниям все больше не хватает, большинство все так же надеется на какой-нибудь волшебный прием, с помощью которого они обманут поисковик.
Например, мы все недавно были свидетелями того, как вся оптимизаторская отрасль считала, что снова такой прием нашла. Я имею в виду накрутку поведенческого фактора с помощью прокликивания результатов, применения ботнетов и так далее.
Все тут же принялись этот прием использовать, переводить на него клиентов, а потом Яндекс взял, да и произвел пессимизацию.
В результате упало много сайтов, включая сайты самих оптимизаторских компаний.
Каким Вам представляется рынок SEO в ближайшие несколько лет?
Произойдет очень резкое расслоение рынка.
Эволюция поисковых алгоритмов идет все быстрее, все чаще будут происходить всплески вроде масштабной пессимизации Яндекса, будет усиливаться борьба с поисковым спамом. Поэтому те, кто ставит на очередной хитрый прием, будут вышвырнуты из бизнеса.
Хотя, вышвыривать будет почти всех, поскольку происходит сильный сдвиг в сторону социальных сетей, о котором я уже говорил. Эта тенденция еще долго будет определять развитие отрасли, ведь сейчас в социальных сетях возникают очень сильно таргетированные системы рекламы, с гарантированной конверсией, гарантированным потоком клиентов, и значительная часть рекламных и маркетинговых бюджетов уже уходит именно туда.
Конечно, в соцсетях есть и оптимизаторский «слой», люди пытаются получить оттуда халявный трафик, используя серые зоны в системе, но в любом случае, это уже не продвижение в поисковиках, здесь требуются другие знания.
Все это понимают, препятствие явно видно, а значит появилась развилка и прямо идти нельзя.
Так что компаниям надо уходить наверх, в комплексный маркетинг и оказанию услуг по организации присутствия бизнеса в интернете в целом, либо вниз, в создание автоматизированных сервисов со все более высоким процентом содержания черного SЕО.
Тех, кто двигаются в сторону комплексного интернет-маркетинга такое развитие событий не пугает, а вот для чисто оптимизаторской отрасли это проблема.
Я думаю, события будут развиваться так - часть оптимизаторов уйдет вниз на уровень «BIOS» и будет пытаться строить сервисы вроде Sapa.ru, Seopult, а то и вовсе ботнеты, или системы для использования ботнетов для изображения пользовательской активности, накрутки поведенческих факторов или еще чего-нибудь.
В принципе, в андеграунде деньги всегда большие, другое дело, что бизнес этот очень на любителя, он с отчетливым криминальным душком. Например, те, кто накручивает поведенческий фактор с помощью ботнетов, фактически совершают уголовное преступление, которое карается лишением свободы на срок до 4 лет - несанкционированный доступ к компьютеру.
Для нас вариант ухода в такие сервисы однозначно неприемлем. Но мы и так уже несколько лет идем по пути превращения в агентство полного цикла. Получается хорошо.
От чего зависит отечественное SEO – от клиентов, поисковых машин или других факторов?
И от того, и от другого. А еще от сырости и неразвитости рынка. Весь отечественный рынок SEO живет тем, что ищет на следующие полгода волшебный прием, который позволит накрутить какие-нибудь очередные факторы. Но в первую очередь он зависит как раз от этого вот тектонического сдвига, о котором я говорил чуть раньше. Тех, кто этот сдвиг не ощущает, попросту выбросит с рынка.
В связи с предыдущим вопросом - может ли вообще поисковая оптимизация быть «отечественной» или, скажем, «западной»? Есть ли характерные отличия у российского рынка?
Начну с последней части вопроса. Да, конечно, отличия есть. В первую очередь, это сырость и незрелость российского рынка.
Западная поисковая оптимизация совершенно другая. На Западе, например, нет платных ссылок в нашем понимании, они не получили такого распространения как у нас. Там давно продают не ссылки, а лиды.
Так что западная оптимизация – это совершенно другая продуктовая линейка, другие тарифы, там попросту продают другое. Например, услуги по удержанию определенного количества страниц в топах поисковиков.
Кроме того, надо понимать, что сама платформа, на которой работают оптимизаторы, накладывает отпечаток на весь рынок. На Западе, по сути, это Google, у нас Яндекс (в Google, кстати, продвигать проще). Это разные платформы, с разными правилами работы.
Также на российском рынке гораздо меньше клиентская составляющая. У нас попросту не умеют работать с клиентом.
Гораздо меньше комплексного продвижения. Многие оптимизаторские конторы фактически превратились в брокеров, которые просто закупают ссылки для клиента, ничего при этом не объясняя.
Какие советы Вы бы дали тем, кто собирается запускать свой интернет-проект? На что стоит обратить внимание? В каких моментах обычно делаются ошибки?
В зависимости от того, кто собирается запускать. Одно дело – венчурный инвестор, другое дело – парень из гаража, у которого ничего нет.
Но советы в любом случае очень просты. Во-первых, в команде должен быть технологический лидер.
Вариант, когда, например, собираются только журналисты или экономисты и решают: «Запускаем стартап, поскольку мы придумали классную штуку,и вот сейчас начнем ее продавать, еще не разработав, а программистов потом найдем, наймем на остатки бюджета…», - вот такой вариант не работает.
В Интернете технологии имеют решающее значение, поэтому без реального технологического лидера проект не заработает. Нужна технологическая команда, которая изначально в доле, с самого начала в процессе и играет в нем очень большую роль.
Есть и другой ошибочный вариант – это программистские стартапы. Люди собрались, что-то такое сделали, и решили это самое главное, продадим как-нибудь потом. Это тоже неправильно.
Стартап должен с самого начала стоять на двух ногах, в нем должны быть люди как с программистским, так и с коммерческим мышлением.
При этом технологическая компонента все же доминирует. Чтобы проект был успешным, надо с самого начала делать привлекательную штуку, которая будет работать и будет нужна людям.
Еще одна серьезная ошибка - взять деньги как можно раньше и с самого начала тратить их на офис, презентации и прочую ерунду. Чем позже стартапер берет деньги, тем лучше.
Ошибочно также говорить с кем-то о деньгах, не имея уже работающего сервиса , или хотя бы работающего прототипа. Все это хорошо известные вещи, но от этого не менее правильные.
Если бы Вы делали сейчас свой стартап, в какой области (за исключением продвижения и оптимизации) лежали бы Ваши интересы?
«Если» здесь лишнее, поскольку мы запускаем по стартапу в месяц, а то и чаще.
В какой области?
Я считаю, в той, в которой ты хорошо разбираешься. Понятно, что венчурный капиталист не может разбираться во всем, и вынужден доверять другим людям, но я не венчурный капиталист. И компания наша – не венчурный фонд.
Поэтому мы запускаем стартапы в тех областях, которые хорошо знаем. Это анализ текстов, искусственный интеллект и связанные темы. Недавно, например, вложились в систему «Крибрум», которая занимается анализом высказываний в Сети, сейчас будем вкладывать деньги в небольшой стартап, связанный с разработкой роботов с искусственным интеллектом.
Я вообще считаю, что наступает эпоха роботов с искусственным интеллектом и в это можно вкладываться.
Пока мы наблюдаем явление поисковой оптимизации для бизнеса. По Вашему мнению, возникнет ли необходимость в политическом SEO? И планируете ли Вы какие-либо профессиональные шаги в связи с выборами 2012 года?
Такая нужда есть всегда. Помните, одно время был очень популярен политический гугл- и яндекс-бомбинг? Придумывалось какое-то нехорошее несуществующее слово, затем с помощью ссылок оно довольно легко выводилось по несуществующему запросу с нулевой частотой в ТОП поисковика, а потом совершался посев в блогах – вот, смотрите, тот-то или этот вот это самое слово. Так наезжали на Путина, на Буша.
Это чистой воды политическое SEO, точнее черный PR методами политического SЕО.
Есть нужда и в обратной его версии - люди просят вычистить негатив из Сети.
Мы в это не влезаем, поскольку область очень своеобразная. Соответственно никаких профессиональных шагов в связи с выборами мы не планируем, разве что, может быть, начнем с помощью Крибрума обсчитывать политику, упоминания о выборах и персонах. Но пока мы видим, что это очень сложно, слишком много неявных факторов надо учитывать в автоматическом режиме.
Расскажите, пожалуйста, о конференции «Сайт-2011», которую проводит Ваша компания. Почему возникла необходимость проведения отдельного мероприятия, ведь о хостинге, веб-разработке, интернет-рекламе и других аспектах пребывания в Сети говорят и на других конференциях?
Почему возникла необходимость? Все очень просто – мы на правлении компании решаем, что надо мероприятие проводить. После чего решение становится обязательным для сотрудников компании.
Если серьезно – необходимость возникла потому, что конференции о создании сайтов не было и мы решили ее сделать.
В рамках других конференций говорят лишь об отдельных составляющих этого процесса, а этого недостаточно, нужно охватить все целиком.
Проводим мы «Сайт» уже достаточно давно и успешно. Это следует хотя бы из того, что к нам едут люди из регионов и остаются довольны. А в регионах разработка сайта стоит достаточно недорого, веб-студии небогаты, но платят за участиеи едут. Значит, считают, что это полезно.
В чем заключается уникальность конференции и что отличает ее от других?
Это единственная конференция о создании сайтов у нас в стране. Поэтому главное отличие очевидно – тема.
Как изменилось мероприятие за три года? Что нового мы увидим на «Сайт-2011»?
Стало гораздо больше участников и докладчиков. Это интересно и важно. Люди хотят выступать на нашей конференции, поскольку знают, что здесь хорошая, нужная аудитория для того, чтобы рассказать что-то важное. Улучшается техническое оснащение.
И, наверное, самое основное – конференция стала действительно площадкой для общения людей, вовлеченных в процесс создания сайта. Это, кстати, не только веб-мастера, но и заказчики тоже.
Как Вы считаете, насколько полезны профильные мероприятия в ИТ-сфере? В чем их реальная ценность – в новых знаниях, деловых знакомствах или же в чем-либо еще?
Мы делаем рынок прозрачным, мы организуем площадку, на которой игроки рынка могут свободно поговорить друг с другом. Это делает рынок понятным.
На любых отраслевых конференциях самым ценным является именно общение. К тому же мы стараемся сводить заказчика и исполнителя, создать условия для того, чтобы они могли поговорить друг с другом. И доклады у нас всегда острые и интересные, программный комитет следит за этим очень жестко. Неважно, кто его предлагает: рекламодатель, экспонент, спонсор – ненужный или рекламный доклад не пропустят, возможность выступить с докладом нельзя купить.