ЭКСПЕРТ
Многообразие лиц
Ирина Разумова: «Реальный качественный рывок произойдет,
когда клубы перестанут переманивать друг у друга персонал и копировать
концепции, когда каждая сеть будет иметь свою систему обучения и развития
персонала»
Конкуренция на рынке фитнес-услуг Петербурга становится все
жестче, иногда принимая не вполне экономически обоснованные формы, чаще всего –
демпинг. Хотя последствия такого тренда для отрасли вряд ли будут позитивными,
основатель первого коммерческого фитнес-клуба в Петербурге и президент группы
компаний «Планета Фитнес» Ирина Разумова считает, что это явление не лишено
положительного окраса. Таким образом формируется аудитория для более серьезных
заведений, задача которых – переждать бум дешевых абонементов. О том, когда на
рынке фитнеса можно ожидать качественного прорыва и как этому может
способствовать Мадонна, Ирина Разумова рассказала «Эксперту С-З».
– Какие характерные
черты фитнес-рынка Санкт-Петербурга вы можете отметить?
– К сожалению, именно в Северной столице ярко выражена
единственная тенденция – активная конкуренция между клубами, привлекающими
клиентов ценовым фактором. Уровень «привлекательного» фитнеса, предлагаемого на
рынке, в цифрах обозначен как 4-6 тыс. рублей за годовую клубную карту. Трудно
сказать, почему именно в Петербурге данный тренд проявился наиболее ярко. Ни в
регионах, ни в Москве нет подобной стратегии продвижения фитнес-услуг.
Понятно, что за такой ценовой политикой не стоит серьезная
финансовая концепция, поскольку предполагается, что за весьма скромную сумму в
течение года клиента будет обслуживать определенное количество персонала плюс
фитнес-клуб будет оплачивать аренду помещения, коммунальные платежи, охрану и
т.д. Такой клуб может выжить лишь в том случае, если будет гарантированный
набор сотен новых клиентов каждый месяц, чтобы покрыть убытки предыдущего. Я
называю такие заведения «фитнес-МММ», ведь не нужно быть финансовым аналитиком,
чтобы понять, что в какой-то момент произойдет так называемое схлопывание.
С моей стороны было бы неэтично обсуждать коллег, но фитнес,
как и любой бизнес, предсказуем и просчитан, в мире немало примеров того, как в
этой сфере создавались успешные многомиллиардные империи. И если экономика
проекта непонятна, его существование явно ограничено во времени. Мы знаем
немало примеров закрытия подобных структур – не потому, что специально
отслеживаем такие случаи, а потому, что нам не раз предлагали в аренду
помещения, освободившиеся после ухода с рынка таких игроков.
– Какова должна быть
стоимость клубной карты, чтобы держать средний для отрасли уровень
рентабельности?
– В фитнес-индустрии рентабельность 12-15% считается
хорошей, и чтобы ее сохранять на этом уровне, стоимость годового абонемента
должна быть не ниже 20 тыс. рублей. Тогда будут оставаться средства и на
развитие, и на качественное обучение персонала. Если устанавливать цены ниже,
то можно, конечно, зарабатывать какую-то копеечку, но и качество услуг будет
соответствующим, то есть пострадает главное, за что платит клиент.
Случайные люди
– А как же
доступность фитнеса? Ведь так или иначе такие клубы позволяют большим массам
людей поддерживать себя в форме.
– Вопрос спорный. Следующим этапом развития рынка будет
закрытие многих подобных клубов, затем вероятны слияния сетей. В конечном итоге
рынок примет цивилизованную форму. Но закрытие клубов и, как следствие, потеря
клиентами денег неизбежны. Что же касается доступности, то и мне консультанты
нередко говорят, что 15 тыс. рублей за годовой абонемент – это дорого для
человека со средним доходом. Я отвечаю, что в Швеции, например, где довольно
высокий уровень жизни, все равно никто не носит в кармане 6 тыс. крон, не зная,
на что их потратить. Это вопрос приоритетов. Человек решает, куда для него
сегодня целесообразнее инвестировать – купить членство в фитнес-клубе или,
предположим, отправиться в отпуск. Если человек заинтересован в качестве услуг,
то он понимает, за какую цену ему реально могут это предложить, а главное –
обеспечить.
Меня радует то, что в нашем городе есть спрос на фитнес-услуги.
Потому что 22 года назад, когда я приехала в Петербург (тогда еще Ленинград) и
заявила весьма образованным людям, что планирую открыть фитнес-клуб, в ответ
услышала: «Простите, что открыть?» Этого слова даже не было в нашем языке, и
какой фантастический прогресс рынок демонстрирует сейчас! А «фитнес-МММ», по
сути, формируют клиентскую базу для более серьезных клубов, задача старожилов
индустрии – просто переждать.
– Вы имеете в виду
прогресс с точки зрения спроса. А какова ситуация с точки зрения предложения?
– Количественный прогресс очевиден, в отличие от
качественного. Первый коммерческий фитнес-клуб «Планета Фитнес» открылся в
России в 1990 году. Тогда мы начинали с нуля, даже кадров с опытом работы в
фитнес-индустрии не было. Формировали команду, обучая сотрудников с азов,
разрабатывали административные процедуры, бизнес-процессы, форматы уроков,
концепцию коммерческого клуба и т.д. Затем клубы стали множиться, с каждым
годом их становилось все больше, но, по сути, они тиражировали формат,
предложенный вначале, просто в разном исполнении. Ничего принципиально нового –
программ, направлений, концепций – так и не создано. Основная причина этого –
кадры. Ведь качественный прогресс может быть только тогда, когда участники
рынка постоянно совершенствуют квалификацию персонала.
Качество фитнеса в большей степени зависит от людей, которые
разрабатывают и преподают программы. Открыть можно хоть тысячу клубов, но где
взять персонал? Если ты набираешь новых сотрудников, то нужно вкладывать
средства в их обучение. Можно пойти и другим путем – нанимать людей, получивших
опыт у конкурентов. Но когда человек приходит в новый клуб, он привносит туда
накопленный на прежнем месте работы опыт, который неизбежно со временем
истощается, если новый работодатель не поддерживает политику обучения и
развития сотрудников. Люди раскрывают накопленный потенциал, и на этом развитие
останавливается.
– Значит, основной
фактор, сдерживающий развитие рынка, – нежелание фитнес-операторов
инвестировать в персонал?
– В нашей среде есть такая шутка: вчера здесь работала
шашлычная, санэпидемстанция ее закрыла, но ничего страшного: теперь откроют
фитнес-клуб. Разумеется, это утрированно... На нашем рынке есть достойные
инвесторы и партнеры, но они в меньшинстве. Сегодня в эту отрасль вкладываются
люди, не специализирующиеся на фитнесе как таковом, например застройщики,
девелоперы. Когда их спрашиваешь, зачем они открыли клуб, зачастую слышишь: «А
что с этим помещением еще делать, его же не продашь». Действительно, построили
жилье, осталось неформатное помещение. А дальше менеджмент нового клуба
начинает звонить персоналу конкурентов и предлагать более высокую зарплату.
Причина подобных действий очевидна – специфика непрофильного бизнеса толкает
бизнесменов на самый простой путь поиска кадров. Хотя, несомненно, среди них
немало достойных деловых людей, специалистов в своей области, но они не ставят
себе целью развивать фитнес.
Явление Мадонны
– Осенью вы
открываете два клуба в партнерстве с Мадонной – Hard Сandy Russia в Петербурге
и Москве. Они будут позиционироваться в премиум-сегменте?
– На мой взгляд, по отношению к фитнесу не стоит применять
данную терминологию. Нам следует ориентироваться на западные тренды, ведь за
рубежом история фитнеса насчитывает много десятилетий и он абсолютно
интегрирован в жизнь людей. Показательный пример – Швеция: не так давно
наследная принцесса Виктория вступила в брак с Даниэлем Вестлингом – ее
инструктором по фитнесу и владельцем клуба, в котором она занималась. Можно ли
назвать этот клуб элитным? Нет, он среднестатистический, тем не менее там
занимаются члены королевской семьи. На Западе нет понятия элитарности
фитнес-клубов, поскольку это не какая-то фишка, которой нужно специально
озадачиваться, а часть повседневной жизни.
Что касается Hard Сandy, то это авторский клуб, и поскольку
в России их только два, то я не стала бы включать их в общий ряд, это скорее
«явление в себе». Когда оба клуба заработают в полную силу, думаю, они станут
своеобразным эталоном фитнеса с точки зрения наполнения, новых программ, новой
культуры отношения к себе. На рынке появится новая планка – фитнес-клуб нового
поколения, где каждый сможет увидеть себя прежде всего соразмерно своим
потребностям и притязаниям.
– Кто выступает
инвестором проекта?
– Инвестиции осуществляют сеть «Планета Фитнес» и американская
компания NeV. C Мадонной заключен договор, подразумевающий ее активное участие
в проекте. Со стороны певицы мы получаем новые программы, музыкальное
сопровождение, ее личное участие в отдельных мероприятиях. Учитывая, что фитнес
для нее – своеобразная религия, я уверена, что наши инструкторы приобретут
колоссальный опыт в рамках подготовки к работе в этих клубах. На данный момент
в московском Hard Candy уже около 700 членов. Активные продажи пока не ведутся,
в основном они осуществляются по рекомендациям уже вступивших в клуб. В
Петербурге тоже ходит немало слухов о проекте, масса вопросов, но мы решили не
вести пустых разговоров: когда определится конкретная дата открытия или начала
продаж, это значимое для рынка событие будет освещено ярко и официально.
Провести грань
– Недавно вы
анонсировали проект под названием «Фитнес-дисконт». Не является ли это попыткой
конкурировать ценой с клубами, предлагающими дешевые услуги?
– Если следовать общепринятой терминологии, то «Планета
Фитнес» всегда позиционировала свои услуги в среднем ценовом сегменте. Сейчас в
ряде клубов наши предложения обозначены как «Фитнес-дисконт», и этот термин, на
мой взгляд, отражает суть проекта – на качественную вещь делается персональная
скидка для клиента, в отличие от сэйла, когда распродаются старые коллекции или
брак. В связи с открытием Hard Сandy нам необходимо сделать акцент на том, что
на рынке могут и будут соседствовать разные форматы фитнес-клубов. Мы стремимся
четче обозначить, что «Планета Фитнес» остается доступной и демократичной
сетью, а в некоторых клубах даже заявляет о дисконтировании-персонификации цены
в соответствии с потребностями клиента, а Hard Сandy – это отдельный продукт с
иным наполнением, рассчитанный на другую аудиторию.
– При каких условиях
можно ожидать качественного прорыва на фитнес-рынке Петербурга?
– Клубы конкурируют в закрытом пространстве, упорно
продолжая тиражировать стандартный формат. Так нельзя работать. Да, есть и
фитнес-энтузиасты, особенно в регионах, но их немного. Реальный качественный
рывок произойдет тогда, когда клубы перестанут переманивать друг у друга кадры
и копировать концепции, когда каждая сеть будет иметь свою систему обучения и
развития персонала. Ведь, например, «Макдональдс» не был бы тем, что он есть
сейчас, если бы у него не было уникальной внутренней системы обучения
сотрудников и технологии производства. Если бы каждая сеть имела свое лицо –
отличные от конкурентов технологии и имидж, то можно было бы говорить о новом
уровне качества.
Санкт-Петербург
Ольга Великанова
05.09.2011