«Задача – продублировать «Золотое кольцо», но в северо-западных регионах. Ведь эти территории не менее богаты туристическими ресурсами. Это глобальный подход. Он – как Олимпиада в Сочи», – рассказал в интервью газете ВЗГЛЯД вице-президент РСТ Сергей Корнеев, комментируя создание нового «кольца России», сердцем которого станет не Москва, а Петербург.
В Петербурге во вторник собирается рабочая группа по созданию историко-рекреационной системы «Серебряное кольцо России». Это система туристических маршрутов, группирующаяся вокруг Санкт-Петербурга и охватывающая древние города северо-запада страны. В состав «Серебряного кольца» входят собственно Петербург, Великий Новгород, Старая Русса, Великие Луки, Порхов, Псков, Изборск, Печоры, Ивангород, Кингисепп, Выборг, Корела (Приозерск), Старая Ладога, Вологда, Тихвин.
«Один из пилотных проектов, который мы предлагаем, – это водный маршрут, связывающий Балтийское море и Москву»
О создании на северо-западе единой системы маршрутов по аналогии со знаменитым «Золотым кольцом», окружающим Москву, говорят уже давно. Однако на практике единой концепции до сих пор не существует, разные турагентства предлагают разные туры и услуги под вывеской «Серебряного кольца», и до популярности «Золотого кольца» новому туристическому бренду еще очень далеко.Как изменить ситуацию, где взять деньги на новые маршруты и как построить в России «Королевскую дорогу», в интервью газете ВЗГЛЯД рассказал вице-президент Российского союза туриндустрии, руководитель Северо-Западного отделения РСТ Сергей Корнеев.
ВЗГЛЯД: Сергей Евгеньевич, название новой историко-рекреационной системы созвучно с известным «Золотым кольцом России». Это не случайно? Какова концепция «Серебряного кольца»?
Сергей Корнеев: Концепций этого проекта, на самом деле, много. Безусловно, «Серебряное кольцо» и «Золотое кольцо» – это взаимосвязанные вещи и взаимосвязанные бренды. «Золотое кольцо», как вы знаете, основывалось на большом количестве достопримечательностей, сконцентрированных в центре нашей страны, вокруг Москвы. Разрабатывалась та программа еще в советское время как сеть маршрутов по историческим городам. Разработка туристических программ, как и всего остального тогда, была плановой. Можно сказать, что этот маршрут достаточно хорошо работал, активно привлекал туристов.
ВЗГЛЯД: Сейчас что-то изменилось?
С.К.: Да, потом ситуация изменилась. «Золотое кольцо» перестало быть системой четких кольцевых маршрутов, разработанных в советское время, и превратилось в некий образ. Сейчас есть общий бренд, объединяющий турпрограммы, а из них уже каждая турфирма как пазл складывает свою. При этом города «Золотого кольца» Владимир, Суздаль и т.д. продолжают оставаться привлекательными для туристов.
ВЗГЛЯД: Когда возникла идея организовать «Серебряное кольцо»?
С.К.: Уже довольно давно. Зародилась эта идея лет десять назад как минимум. И существуют разные подходы к тому, как это все может выглядеть на практике. Зависят они от специализации тех, кто их предлагает. Первый подход – это продублировать «Золотое кольцо», но уже здесь, в северо-западных регионах. Ведь эти территории, на самом деле, не менее богаты различными туристическими ресурсами, заповедниками, памятниками и т.д.
Градостроители, например, считают, что должен существовать единый маршрут, объединяющий территории северо-запада, а для этого нужно принимать серьезные транспортные решения, создавать какие-то особые туристские зоны. Этот подход более глобальный. Он – как Олимпиада в Сочи, и без больших бюджетных вливаний тут не обойтись.
ВЗГЛЯД: Вы предлагаете другой вариант?
С.К.: Да. Мы считаем, что прежде всего необходимо объединить маркетинговые усилия участников проекта, смотрим на все это с точки зрения турбизнеса. Наша программа состоит из трех основных элементов. Первое – необходим единый бренд, который надо продвигать совместными усилиями всех регионов-участников.
Второе – нужна унификация всей информации по «Серебряному кольцу», разработка единого канала передачи этой информации, нужны не десять разных сайтов, а один, о котором все знают.
И третье – нужно использовать опыт наших соседей. В скандинавских странах – Финляндии, Швеции, Дании – есть маршрут, который называется «Королевская дорога». Там существует единая добровольная система сертификации качества. Условно: я – городок такой-то, где есть музей или гостиница, мне самому сложно заявить о себе и донести информацию до туристов, но те услуги, которые я предлагаю, соответствуют определенным критериям качества, после этого мне присваивается знак качества – это такой значок в виде короны. А турист потом сам составляет программу своего путешествия, как будто собирает пазл из этих значков.
ВЗГЛЯД: Самый сложный вопрос всегда – это финансирование. Где планируете брать деньги? У государства, частных инвесторов?
С.К.: Это должно быть «коллективное творчество». Во-первых, это частные инвесторы – прежде всего, туристские организации, а также объекты инфраструктуры. Во-вторых, субъекты Федерации по определению должны поддерживать все эти начинания, равно как и муниципальные образования, ведь для них это прямые доходы, рабочие места. Поддержка государства, я думаю, может осуществляться по кластерному принципу. То есть если нашелся заинтересованный инвестор, после этого определяется государственное финансирование, которое вкладывается в инфраструктуру территории – строительство дорог к объекту и т.д. Также мы возлагаем большие надежды на разработку Федеральной целевой программы развития туризма на северо-западе.
ВЗГЛЯД: Вы упомянули о том, что идее проекта много лет. Что было сделано за это время?
С.К.: Подведена теоретическая часть, была проведена полная инвентаризация состояния туризма региона. Могу сказать, что бренд «Серебряное кольцо России» уже сейчас активно используется разными турагенствами, которые сами формируют и продают туры под этой вывеской. То есть процесс идет. Но надо выработать какие-то общие принципы и консолидироваться.
ВЗГЛЯД: И когда все будет готово?
С.К.: Дальше мы будем поэтапно двигаться вперед. Один из пилотных проектов, который мы предлагаем, – это водный маршрут, связывающий Балтийское море и Москву. Если говорить о наших ближайших планах, то в течение года мы рассчитываем создать единый маркетинговый ресурс, сайт, где туристы могли бы получить всю исчерпывающую информацию. И если будет поддержана наша концепция развития, рассчитываем в течение года разработать систему добровольной сертификации качества участников проекта.
ВЗГЛЯД: Как можно попасть в список участников «Серебряного кольца»? Есть какие-то обязательные критерии: древность, минимальное количество достопримечательностей?
С.К.: Мы не «реализаторы» этой программы, а скорее, ее идеологи. На мой взгляд, должен быть создан единый информационный ресурс участников программы, а для попадания в него нужно будет соблюсти некоторые требования, критерии качества. Для исторических объектов – да, наверное, будет как-то оцениваться их привлекательность, плюс будет оцениваться наличие либо отсутствие вокруг них туристской инфраструктуры. В целом критериев по древности или количеству памятников, как вы сказали, быть не может. Туризм – это как пазл, где каждая фирма составляет вариации сама, руководствуясь предпочтениями своих клиентов: одному нужно одно, другому – другое.