Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

ЭКСПЕРТ

Оздоровительный кросс

Николай Кузнецов: «Сейчас время контактов, время пересечений и время совместной работы – конкурировать с западными технологиями мы не готовы, а вот сотрудничать – необходимо»

Основные крупные контракты на проектирование, поставку оборудования и управление строительством – «сдачу объекта под ключ», к примеру НПЗ, заключаются в России с мощными зарубежными компаниями, так называемыми EPC-контракторами. «Контракторы – по сути, голова проекта, они управляют им. А вот непосредственно к выполнению работ все чаще привлекаются российские подрядчики», – рассказывает президент группы компаний «Эра-Кросс» Николай Кузнецов.

В ходе беседы с ним становится понятна значимость этого на первый взгляд сложного бизнеса. Кузнецов развеял опасения в том, что в России разучились самостоятельно строить. На самом деле проектировать, строить, автоматизировать технологические процессы, разрабатывать прикладное программное обеспечение (программировать комплексы технических средств) отечественные специалисты умеют, и это умение становится все более востребованным. Да, большинство строек ведется по иностранным технологиям и базовым проектам, с применением зарубежных программно-технических комплексов. Однако есть уверенность, что постепенно и отечественные игроки смогут выйти на высокий уровень.

Найти свою фишку

– Неужели российские компании не могут сами управлять контрактами и конкурировать с зарубежными в этой нише?

– Пока я не видел ни одного крупного российского ЕРС-контрактора для серьезных проектов. Небольшие объекты отечественные компании делают, а вот крупные – пока нет. Основные причины – связанные кредиты и утраченные технологии управления такими крупными объектами. Мы будем идти к этому, но пока нужно накапливать опыт и развиваться.

В какой-то момент мы поняли, что выросли из старого бренда «Севзапмонтажавтоматика» (СЗМА), который представлял нас как холдинг, специализирующийся на автоматизации. Чтобы бренд не сужал сферу наших возможностей, провели частичный ребрендинг.

«Эра-Кросс» – группа, предлагающая комплексный подход к решению задач, представляющая собой объединение инжиниринговых, монтажно-наладочных и производственных организаций.

– Как формировался холдинг?

– Чтобы понять, почему «Эра-Кросс» стал именно таким, придется вспомнить историю. В 1950-е годы, когда в СССР велось масштабное строительство заводов и предприятий, для ускорения процесса использовались «особые схемы». Строители выполняли свои работы первыми, и лишь затем на площадки запускали монтажников – в момент, когда срок до сдачи объекта оставался минимальный. В таких условиях мы научились работать ответственно и в сжатые сроки, и эти умения не потеряны.

Монтажники оснащали объект необходимым оборудованием, автоматикой, завершали его подготовку к последующей эксплуатации. Такой подход использовался при строительстве в различных отраслях промышленности – металлургии, целлюлозно-бумажной, нефтеперерабатывающей. Поэтому организации были мобильны и комплексны, в их состав входили заводы, проектные институты, монтажно-наладочные управления. Именно из такой организации – треста «Севзапмонтажавтоматика» – и вырос наш бизнес.

В настоящее время холдинг объединяет три дивизиона. Первый – инжиниринговый, в который входят подразделения «Эра-Кросс Инжиниринг» и «Компания СЗМА». Они предлагают комплексный инжиниринг, включая управление проектами, выполнение проектных работ, комплексную поставку, монтаж, пуско-наладку с привлечением внешних и внутренних подрядчиков. Второй дивизион – монтажно-наладочные компании «Трест СЗМА» и «Юниток», имеющие разветвленную сеть региональных подразделений (управлений, участков). И третий, производственный: Ленинградский опытный завод – СЗМА (ЛОЗ – СЗМА), Тульский электротехнический завод (ТЭЗ) и «Эра-Кросс Энергия». Эти компании выпускают электротехническую продукцию.

Мы сделали более жесткую специализацию производственной деятельности, разделив ее на два вида бизнеса и соответственно два юридических лица. Одно направление, сосредоточенное в ЛОЗ – СЗМА, – производство электромонтажных изделий (коробов, лотков, других кабеленесущих конструктивов), пневмокабеля, соединительных коробок и т.д. Второе – в компании «Эра-Кросс Энергия» – специализирующееся на изготовлении оборудования среднего и высокого напряжения, комплектных трансформаторных подстанций, пакетировании и щитостроении для АСУТП. Фишка в том, что один бизнес – одно предприятие. Например, многие предприятия – производители щитовой продукции пытались создать свои монтажные подразделения, но такой подход оказался нерентабельным. У нас же нет необходимости в подобных шагах, поскольку холдинг имеет отдельную структуру – «Трест СЗМА», осуществляющий данный вид работ.

– Нет ли соблазна отказаться от производственного дивизиона и попросту приобретать необходимые для работы изделия?

– Зачем? Действительно, два предприятия работают как два самостоятельных бизнеса, но в холдинге обе компании дают синергетический эффект. Имея собственные заводы, мы можем предлагать заказчику комплексные услуги. Выполнять проектирование, монтажные работы и использовать свои же кабеленесущие конструкции или пневмокабель, щитовую продукцию, уменьшить зависимость от поставщиков и, например, делать подстанции по своим проектам. Главное, как и раньше, – сроки, а комплексность позволяет одновременно запустить несколько процессов.

Чтобы усилить этот эффект, был изменен принцип управления. Так, за каждое производство отвечает исполнительный директор, а координацию их деятельности и взаимосвязь – как внутри холдинга, так и с внешним заказчиком – осуществляет общий для двух заводов генеральный директор.

Тесная форма

– То есть вы выросли из старого бренда и готовы двигаться дальше?

– Именно так. Выросли, стали финансово устойчивыми, занимаемся новыми направлениями. К примеру, созданием интегрированных систем управления, комплексных систем безопасности предприятий.

Если взглянуть на ребрендинг шире, то и философия нашего бренда отражает направление дальнейшего развития. «Эра-Кросс» чисто интуитивно должен восприниматься как посыл: сейчас время контактов, время пересечений и время совместной работы – конкурировать с западными технологиями мы не готовы, а вот сотрудничать – необходимо, вместе развивая технологии, в том числе управленческие компетенции.

– Что вы вкладываете в понятие «партнерство и сотрудничество» – создание СП?

– Мы серьезно работаем с зарубежными компаниями. Если вы спросите, каким я вижу наш бизнес через три-пять лет, отвечу: в электромонтажном бизнесе, в промышленном дивизионе мы делаем ставку на партнерство с западными или даже восточными компаниями. Сейчас ведем переговоры с итальянскими фирмами, изучаем и просчитываем рынок и ищем неизвестных, мало представленных на российском рынке зарубежных партнеров с интересной продуктовой линейкой. Сотрудничество с ними даст нам возможность шире использовать свой потенциал.

Создание СП, с моей точки зрения, возможно в том случае, если партнеры готовы сотрудничать с целью дополнения друг друга недостающими компетенциями. Например, у них технологии – у нас грамотные специалисты, работающие по этим стандартам.

– Если пока рано говорить о возможности конкурировать в технологиях, то тогда в чем?

– Можем конкурировать специалистами: они у нас не хуже, чем у западных компаний. Мы и конкурируем, и выигрываем тендеры у серьезных зарубежных компаний, но именно по инжинирингу. Редко, но уже побеждаем. Помогает вышеупомянутый комплексный подход, то есть возможность предложить наравне с инжинирингом монтаж и наладку, а развитая региональная сеть обеспечивает сервисные услуги.

– Что сдерживает развитие холдинга?

– К сожалению, управленцев не хватает. Персоналии, имеющие степени МВА, умеющие предлагать себя на рынке труда и мыслящие высокими категориями, не приобрели еще практических навыков, как следствие, количество нужных специалистов очень и очень ограничено.

Есть еще одна серьезная проблема – отсутствие технологии управления. В принципе, бизнес-процессы известны и прописаны, но, к сожалению, не все исполняется и работает эффективно.

Решать и действовать

– В кризис пришлось много менять?

– Пришлось действовать быстро и решительно. Сокращать затраты. Объединять подразделения. Продавать и ликвидировать неэффективные бизнесы, сокращать работников, оптимизировать кадровый состав, проводить ротацию для максимального использования потенциала сотрудников. Но все же мы умудрились в этот сложный период переехать в собственный офис, закончить строительство нового корпуса на заводе.

Мне пришлось исправлять типичную управленческую ошибку. Попытка сделать управленцев-администраторов из специалистов привела к тому, что мы потеряли специалистов и не получили профессиональных управленцев. К сожалению, эту ошибку пришлось исправлять в кризис. Мы привлекли квалифицированных людей и повысили качество работы. Появились новые направления, азарт, кураж. Сегодня команда работает слаженно.

Важно и то, что изменился подход к управлению в инжиниринге. Если раньше в руководстве преобладал персонал, имеющий компетенции в проектировании, то теперь во главе инжиниринговой компании те люди, которые являются разработчиками и идеологами, создателями сложных систем управления технологическими процессами и понимают, что нужно заказчику.

До кризиса мы не были столь конкретными и четкими в своих решениях. Сейчас компания агрегирована, стала сбалансированной и выстроенной.

– Как быстро ситуация в холдинге стала восстанавливаться и отходить от кризисного шока?

– Обычно портфель заказов формируется в течение года, и мы относимся спокойно к тому, что у нас в январе-феврале он сформирован на 40-60%.

Заказчики в начале года уточняют свои инвестиционные программы и после этого будут готовы к размещению заказов, а мы в это время, как правило, заканчиваем предыдущие проекты. В 2011-м портфель заказов был сформирован уже в начале года, это можно объяснить отложенным спросом кризисных 2008-2009 годов. То есть отложенный спрос настиг холдинг только в 2011 году, по поводу 2012-го и 2013-го мы не испытываем излишнего оптимизма. Ближайшие два года, видимо, будут интересными, и мы ответственно к этому подходим.

Сыгранный ансамбль

– Ваш бизнес во многом зависит от ситуации в той или иной отрасли. Есть ли планы диверсифицировать свою деятельность?

– Мы работаем там, где идут инвестиционные процессы, модернизация объектов, новое строительство. Когда мы восстанавливали бизнес, а произошло это в неспокойные 1990-е, то начали с металлургической промышленности, потом обратились к нефтехимической. Традиционно работали в горнодобывающей отрасли и года три назад усилили это направление. Сейчас, например, это объекты компаний «Полиметалл», «Русдрагмет», «АЛРОСА», «ФосАгро».

Недавно открыли для себя новые рынки, в частности нанотехнологии (производство поликристаллического кремния), с удивлением – гражданское строительство (торговые центры, общественные здания), где получается работать комплексно по инженерным сетям. Также осваиваем и новые направления, к примеру комплексные системы безопасности (пожаротушение, системы доступа, видеонаблюдение).

Как электротехническая и инжиниринговая компания сотрудничаем со многими мировыми вендорами, имеем специалистов, обученных работе на их продуктах, но при этом остаемся независимым системным интегратором нескольких вендоров.

Поэтому нестабильность в какой-либо отрасли не влияет на компанию – она работает во многих секторах промышленности и имеет как узкозаточенных, так и универсальных специалистов.

– Многие крупные холдинги, компании нефтегазового комплекса и энергетики, как правило, имеют свои инжиниринговые и сервисные подразделения. Как вам удается работать на рынке и получать заказы?

– Конечно, у них есть компактные (деньги же все считают) сервисные и монтажные подразделения, но при серьезной модернизации производства и новом строительстве на наши виды работ необходимо одновременно задействовать до 300-350 различных специалистов. Они есть у нас, и они востребованы.

Поэтому с «ЛУКОЙЛом» при оснащении морской платформы для Корчагинского месторождения сотрудничала именно «Эра-Кросс». Был выполнен комплекс работ от проекта до монтажа и наладки. Полный комплекс. В пик работ были задействованы 250 человек. Ни одной серьезной добывающей или перерабатывающей компании не выгодно держать такой штат. Мы участвовали и участвуем в реконструкции почти всех НПЗ. Сегодня работаем на «ТАНЕКО», НПЗ «Басански брод» (в Боснии и Герцеговине), Мозырьском НПЗ – одновременно. Нас связывают партнерские отношения с «Северсталью», «Норильским никелем». Мы способны в короткие сроки привлечь необходимых специалистов, поскольку обладаем широкой региональной сетью, а значит, близки к заказчику. То есть можем на любой крупный проект быстро собрать команду проверенных людей. Как ансамбль мы уже сыграны.

Татьяна Вильде

12.09.2011

15.09.2011



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Реклама и Маркетинг В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Бизнес и Политика Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов