Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

КОМПАНИЯ

Умные двоечники

По данным Международной ассоциации дислексии (IDA), от 15 до 20% населения Земли испытывают те или иные проблемы с обучаемостью. Самая распространенная из них - дислексия, то есть нарушение способности к овладению навыками чтения и письма. Одновременно с этим давно замечено, что дислексики часто становятся предпринимателями, а связь между дислексией и успехом в бизнесе давно является предметом научных исследований.

В частности, в 2004 г. лондонская Cass Business School выяснила, что 20% предпринимателей в Англии - дислексики. В 2007 г. те же социологи определили, что в США от дислексии страдают более трети предпринимателей (35%). Хотя "страдают" в данном случае - не совсем верное слово. Многим дислексикам удалось обратить проблемы школьных лет в удивительное бизнес-преимущество.

Одному из них регулярно доставались розги от учителей за неуспеваемость и плохое поведение, в 16 лет школу вообще пришлось бросить. Второй умудрился провалить даже коррекционный, то есть для не справляющихся с обычной учебной программой курс по английскому. Третий все юные годы провел под угрозой исключения из школы, что, возможно, и произошло бы, не будь у него хороших репетиторов. А четвертый научился читать только в третьем классе, да и то по комиксам. Эти четверо малолетних лузеров - основатель империи Virgin Ричард Брэнсон; человек, о котором говорят, что он принес фондовую биржу в массы - Чарльз Шваб; глава Cisco Systems Джон Чемберс и один из самых знаменитых американских адвокатов Дэвид Буа, выигравший, в частности, суд против Microsoft. В этой же компании Уильям Хьюлетт (сооснователь Hewlett-Packard), медиамагнат Тед Тернер, промышленник Генри Форд и многие другие. Все они были довольно безнадежными учениками и при этом просто считались двоечниками - до 1990-х о дислексии всерьез не говорили, хотя именно ею и объясняются общие школьные проблемы всех этих уважаемых и состоятельных людей.

Один из американских бизнес-гуру, филантроп и создатель сети копировальных центров Kinko's (купленной в 2004 г. за $2,4 млрд корпорацией FedEx) Пол Орфала в середине 1950-х не осилил программу второго класса и часть третьего провел в школе для умственно отсталых. Ему никак не давалось чтение. Как он позже писал в своей автобиографии, для дислексика предложение на любом языке выглядит набором египетских иероглифов. Его "попросили" практически из всех школ Лос-Анджелеса, а один директор посоветовал матери Пола отдать сына в ремесленное училище - учиться на специалиста по застилке ковров. Однако у родителей мальчика была уверенность в том, что он способен на большее, чем просто стелить ковры. Благодаря их упорству Орфала все-таки научился читать в возрасте 15 лет (о грамотности речь не шла вообще) и не только закончил среднюю школу, но и поступил в Университет Южной Калифорнии, запомнив мотивационную установку, данную матерью: "Отличники работают в подчинении у хорошистов, троечники управляют компаниями, а в честь двоечников называют здания".

Не читатель и не писатель

В 2010 г. опрос, проведенный социологическим центром Роупера, показал: 4 из 5 американцев считают дислексию признаком умственной отсталости. На самом деле это заболевание не имеет отношения ни к уровню интеллекта, ни к психическим отклонениям. Не существует двух одинаковых дислексиков - у каждого свои слабости. Дислексия может отражаться на когнитивных способностях, включая математический счет, восприятие со слуха, самоорганизацию, память и т.д. Однако самая типичная проблема - неумение научиться читать. IDA определяет это как "вид специфического нарушения обучаемости, имеющий неврологическую природу, характеризующуюся неспособностью быстро и правильно распознавать слова, осуществлять декодирование, осваивать навыки правописания". Иначе говоря, дислексики могут не различать буквы, путая слова "ром" и "мор" или "панк" и "банк".

Для Джона Чемберса, читающего только справа налево, большие тексты представляют проблему. И его сотрудники привыкли к тому, что боссу нужно подавать документы в виде конспекта, не более чем на трех страницах, с выделением наиболее важных моментов желтым маркером. Неудивительно, что глава Cisco предпочитает голосовую почту электронной и полагается на жену, когда требуется найти что-то в телефонной книге.

В школьные годы Чарльз Шваб не мог прочитать ни одной книги от начала до конца, не был способен запомнить текст, состоящий больше чем из четырех слов, не успевал конспектировать лекции или даже писать достаточно быстро, чтобы успевать за собственными мыслями. Зато он был очень силен в математике, естественных науках и спорте. Кстати, именно спортивные успехи помогли ему поступить в Стэнфорд.

Отличник жизни

Ричард Брэнсон тоже намучился в школе, прежде всего из-за неумения читать. Только к восьми годам мальчик хоть как-то смог складывать слова, но, похоже, не очень хорошо. Чтобы не подвергаться публичному унижению, ему приходилось заучивать тексты заранее и повторять их наизусть. Учитывая строгость английских частных школ, где телесные наказания официально отменили лишь в 1999-м, это было настоящим кошмаром. Удручающие результаты давали и тесты IQ Ричарда. Все это в конечном итоге привело к тому, что школу он так и не закончил.

Но именно в школе начали проявляться настоящие таланты Брэнсона. Когда с учебой все стало совсем плохо, молодой человек занялся "внеклассной работой". В разгар эпохи студенческих движений Брэнсон вместе с другом Джонни Джемсом в 16 лет начали издавать журнал The Student, который предназначался для учащихся сразу нескольких школ и имел амбициозный план публиковать статьи членов английского парламента, звезд и признанных интеллектуалов, а также рекламу крупных корпораций (за деньги, разумеется). Когда в 1968 г. первый номер журнала с таким манифестом вышел, директор их школы сказал: "Поздравляю, Брэнсон, ты или сядешь в тюрьму, или станешь миллионером".

В 1970 г. британское правительство отменило действовавшее тогда правило о фиксированной минимальной цене на товары в розничной торговле. Брэнсон увидел в этом возможность заработать, купил бракованных - подешевле - пластинок и разместил в своем журнале объявление о продаже о-о-очень дешевых пластинок по почте. Мало того что он фактически демпинговал, но еще и избежал издержек на аренду торговой площади, журнал стал каталогом, а складом - подвал дома Брэнсона, служивший и редакционным офисом. Для читателей The Student музыкальные записи были самым ходовым товаром, и предприятие стало по-настоящему коммерчески выгодным.

Так в результате от журнала Брэнсон с приятелями перешли к полномасштабной продаже музыкальных дисков по сниженным ценам. Новую компанию назвали Virgin, так как все они были девственниками в бизнесе. Спустя несколько лет Ричард Брэнсон запустил свой рекорд-лейбл, в 1984 г. создал авиакомпанию Virgin Atlantic Airways, в 1999-м - Virgin Mobile и так далее, всего около 150 коммерческих структур под брендом Virgin, приносящих своему основателю доход, оцениваемый британской прессой в 3 млрд фунтов стерлингов.

Характерно, что Брэнсон не был специалистом ни в одной из областей, в которых работают его компании. Зато он всегда полагался на собственные чутье, нестандартность мышления и даже эксцентричность. Известно, что в 1996 г. для рекламы ныне несуществующего предприятия Virgin Brides Брэнсон сам надел свадебное платье в качестве PR-хода. Чтобы привлечь внимание к марке Virgin Cola, Ричард подъехал на танке к рекламному щиту кока-колы на Таймс-сквер в Нью-Йорке и выстрелил в него.

Не было бы счастья

Ричард Брэнсон - убедительный пример того, что во взрослом возрасте дислексия может превратиться в преимущество. Интуиция и способность к социальной адаптации с успехом компенсируют дислексикам недостаток других, казалось бы, абсолютно незаменимых для преуспеяния в бизнесе навыков. Проблемы с обучаемостью заставляют человека с детства по-другому смотреть на жизнь. Прежде всего уметь проигрывать и относиться к неудачам философски. Медленное чтение приводит к необходимости быстро извлекать только самую важную информацию. По утверждению Джона Чемберса, дислексия помогает ему видеть целое и думать стратегически, не размениваясь на детали. "На деловых встречах мне удается сразу вычленить суть из всех этих разговоров, мой мозг привык сосредоточиваться на ключевых моментах". При этом шеф Cisco собрал вокруг себя команду, состоящую из людей, восполняющих его собственные недостатки. В данном случае - специалистов именно по деталям. Примерно о том же говорит и Пол Орфала: "Я всегда нанимаю на работу людей, у которых свои сильные стороны, и не мешаю им работать".

Исследования, кстати, подтверждают: дислексикам проще, чем обычным руководителям, делегировать полномочия. Оно и понятно - на протяжении всей жизни им нужно находить надежных людей и полагаться на них. Дислексия воспитывает способность рисковать, помогает стать хорошим тактиком и учит обходить систему. Тот же Орфала, например, вспоминает о творческом симбиозе с одногруппниками - они писали проект, а он делал его копии. Так, кстати, у него и возникла идея открыть доступные копировальные центры. Другой дислексик - Билл Сэмюэлс, создатель алкогольного бренда Maker's Mark - покупал друзьям пиво, а те помогали ему готовиться к экзаменам в колледже.

Чарльз Шваб всегда сидел на задней парте, но подкупал окружающих своей честностью и обаянием и не стеснялся просить о помощи. Дэвид Буа старался избегать математических и пространственных задач, а также иностранных языков. Кстати, проблемы с чтением тоже превратились для него в профессиональное преимущество - он не читает дело детально и в суде часто прибегает к импровизации, нарушая "золотое правило" допроса: никогда не задавай вопроса, если не знаешь ответа. Как правило, подобная техника производит драматический и сокрушительный эффект, обескураживая противоположную сторону.

Разумеется, дислексия - не всегда божий дар, и исправительные учреждения и реабилитационные центры всего мира полны людей, которые не умеют читать и писать и не могут нормально жить с этим. Но все-таки неспособность соответствовать классическим школьным стандартам не является и препятствием к жизненному успеху. На вопрос журнала Time о том, не помешала ли его бизнесу дислексия, Ричард Брэнсон ответил: "Странно, но, по-моему, наоборот, только помогла. Когда я основываю новую компанию, то пытаюсь понять созданную под нее рекламу. И если уж я ее пойму, поймет кто угодно".

Анна Коппола

09.09.2011

15.09.2011



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Реклама и Маркетинг В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Бизнес и Политика Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов