Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

РУССКИЙ РЕПОРТЕР

Скорее жив, чем мертв

После множественных DDoS-атак на LiveJournal (в марте-апреле, а затем в июле этого года) стало чем-то вроде хорошего тона рассуждать о скорой смерти «ЖЖ» и о необходимости поиска альтернативных площадок для самовыражения. «РР» решил поговорить о состоянии отечественного «Живого журнала» с его руководителем Светланой Иванниковой

«ЖЖ умирает. Это ясно всем. Неясно, почему», — написал известный литературный критик Виктор Топоров. «В случае если исход интересных авторов из ЖЖ действительно начнется, для Рунета это будет означать потерю важнейшей независимой медиаплощадки. Которой, видимо, в предвыборный год по-настоящему испугались грязные технологи на службе Вертикали», — написал Антон Носик, популярный блогер и бывший менеджер компании SUP, участвовавший в разработке отечественного сервиса LiveJournal.

Свое полено — а то и динамитную шашку — подбросил в топку Евгений Касперский, специалист по антивирусной защите: «Я НЕ верю в то, что кому-то ЖЖ ненавистен настолько, что этот “кто-то” готов тратить значительные средства на разработку и реализацию “развесистой” и невидимой атаки. Ну, не является ЖЖ такой силой (политической, оппозиционной, да какой еще)… Два самых вероятных варианта развития событий: 1) ЖЖ умер по причине внутренних технических проблем… 2) сервера ЖЖ грубо хакнули, проникли внутрь и завалили насмерть».

В довершение всего в конце августа полиция отказалась возбуждать уголовное дело по факту атак «за отсутствием события преступления». Отдел уголовного розыска ОВД московского района Дорогомилово проводил проверку при участии управления «К» главного управления МВД по Москве и установил, что «распределенная атака типа “отказ в обслуживании” на сервера http://livejournal.ru и http://livejournal.com представляла собой ежеминутное отправление более тысячи неправомерных запросов на подключение к ресурсу» и что «атака велась из регионов России, стран Азии, Африки, Европы и Южной Америки». Однако идентифицировать пользователей, отправлявших запросы, полиция не смогла в связи с их «большим объемом». В принципе со стороны полиции это на удивление беспомощный, но и честный ответ.

Светлана, что скажете о реакции полиции? У нас ведь объективно нет следственного органа, способного профессионально разобраться в такого рода преступлении. Понятно, что у полиции соответствующей квалификации нет.

К сожалению, в нашей стране действительно не было прецедентов, когда находили заказчика или исполнителя такого рода акций, поэтому общественность совсем не удивила информация, что в возбуждении уголовного дела отказано. Как найти исполнителей и заказчиков таких атак в России, не имея полномочий компетентных органов, я не представляю. Официального уведомления об отказе в возбуждении уголовного дела мы не получали.

Касперский считает, что проблема «ЖЖ» вообще не в DDoS-атаках…

Версии Евгения Касперского — это его личное мнение. Мы официально заявляем, что DDoS-атаки были. Они были организованы профессионально и производились на сервис в целом, а не только на его кириллическую часть и отдельных блогеров. Нам не нужно заигрывать с аудиторией, и мы не давали повода уличать нас во лжи.

…Офис LiveJournal — огромное простран-ство с рядами столов и компьютеров. У Иванниковой принципиально нет своего кабинета, как нет его и у всего руковод-ства SUP Media: это фирменная атмосфера «кухни “ЖЖ”». Светлана сидит на диване, за ее спиной граффити с изображением головастика — юзера «ЖЖ» с карандашом. Блондинистая голова блогини легко вписывается в лжеюзерский «нимб». На стене у двери красный плакат: «Честным быть выгодно».

Насколько вероятно, что атаки продолжатся перед грядущими выборами?

Это как в старом анекдоте про динозавров, помните? Есть два варианта: можно встретить динозавра, а можно не встретить. У меня нет уверенности в том, что атаки не повторятся. Как и не могу утверждать, что они будут. Мы продолжаем инвестировать в безопасность.

Сейчас многие заговорили о том, что лучше уйти на другие блогплощадки.

Тем не менее после атак показатели посещаемости уже полностью восстановились. Серьезного оттока пользователей мы не наблюдаем.

Значит, несерьезный — есть?

Серьезный отток — это когда существенно сокращается аудитория, при этом новые пользователи не приходят. А в миграции нет ничего странного. Люди могут уходить на другие ресурсы, но при этом приходят новые. Стагнации мы не наблюдаем, а наблюдаем как раз рост. Так что LiveJournal не умирает и не собирается.

Что вы скажете про Google+? Говорят, что он реальная альтернатива «ЖЖ».

Google+, конечно, новый ресурс, «свежая кровь». Туда сразу все побежали, чтобы посмотреть, какие там возможности и инструменты. Все там сразу стали «тысячниками», потому что бросились добавлять друг друга в друзья. Но вот среднее количество комментариев к постам низкое. Да и посты все больше — шаринг информации, перепост ссылок на видео и картинки. Я попадаю под их целевую аудиторию, но интереса не вижу. Мне нравится идея с кругами, когда можно классифицировать своих друзей, присваивать им ту или иную степень доверия. Но Google+ больше конкурент Facebook, чем LiveJournal.

Чем отличается российская субкультура «Живого журнала» от зарубежной?

Ни в одной другой стране сервис не имеет подобного влияния на социум. В Сингапуре, например, «ЖЖ» используют достаточно активно как газету «Из рук в руки»: обмениваются вещами и продают все, что можно продать. А российских блогеров активно приглашают на телевидение, в журналы и на радио, СМИ дают обзоры новостей из блогов. В США же телевидение и LiveJournal практически не взаимодействуют: посты в LiveJournal в Америке не настолько социально значимы — американцы создают журналы больше для себя и друзей, чем с целью изменить ситуацию в обществе и повлиять на что-либо. Стремление высказать свои мысли по поводу социально значимых тем — зарплаты маленькие, законодательная база слабая, налоги, медицина, образование, пробки, политика — это особенность русской ментальности.

То есть блогер — это как бы такой депутат…

Скорее общественная приемная. Большой мегафон, в который можно докричаться до исполнительной власти. Вспомните историю с домом престарелых в Ямме, когда именно блогеры акцентировали внимание на этой проблеме в блоге господина президента. В то же время для LiveLournal нет мелких тем. У кого-то пропала собака, и ее помогают найти. Или просят совета, как приготовить хычины с картофелем и сыром.

Каким вы видите будущее «ЖЖ»?

Будет появляться больше тематических, специализированных блогов и сообществ. При этом количество писателей будет увеличиваться, а длина сообщений сокращаться. Уже сейчас в LiveJournal 21% всех записей твиттерообразны, то есть содержат не более 140 символов, — и это совершенно не мешает им быть востребованными. Активно будут использоваться мобильные приложения. Будет запущен сервис, позволяющий блогерам и владельцам сообществ размещать рекламу своих дневников. Запустим большой медийный проект — social media на базе контента из блогов.

Это что такое?

Это будет абсолютно новый LiveJournal.ru, где публикуются материалы, репортажи, интервью блогеров. Формат «блогомедиа» очень востребован в LiveJournal: есть сообщество live_report, где Русская служба BBC собирала репортажи блогеров и затем публиковала у себя на ресурсах; есть сообщество гражданской журналистики ridus_news. И наш новый медийный портал — это полная новостная картина блогосферы плюс собственные редакционные проекты и проекты с блогерами.

Вы упомянули будущий сервис рекламы дневников. А что касается коммерческой рекламы в LJ — правильно ли я понимаю, что любая реклама в LJ от имени пользователя незаконна?

Конечно, потому что это ведение рекламной деятельности в обход LiveJournal. Но закрыть доступ для всех, кто уличен в коммерческой деятельности в блоге, мы не можем. Понимаете, если блогер написал о том, что он пошел в автосалон и пришел в дикий восторг от «Лады Калины», что это юридически: заказной пост или искреннее восхищение? Да и не все блогеры готовы публиковать скрытую рекламу: это вызывает негодование аудитории. Помните историю, когда некоторые тысячники в одночасье написали позитивные отзывы о сети «Утконос»? Блоговая общественность не одобрила.

Сколько зарабатывают «нарушители»?

В Сети называют расценки от 3000 рублей до 3000 долларов за пост. Но чтобы ты мог просить за свой пост 3000 долларов, надо работать над блогом: писать регулярно и качественно, выдерживать стиль. Держать марку, чтобы нравиться читателям, непросто, и мало кто может позволить себе разместить отличный фоторепортаж о поездке на внедорожнике известной фирмы, получить за это хорошие деньги и отметить в тэгах к посту слово «реклама».

То есть вам выгодны блоги тех, кто зарабатывает в обход «ЖЖ», потому что они привлекают читателей качественным нерекламным контентом?

Если блогер, публикуя рекламу, не обманывает пользователя — да. Я не вижу ничего плохого в том, чтобы «профессиональный блогер» наподобие Ильи Варламова получал деньги за свой блог.

А к политической заказухе, например на Навального, вы тоже относитесь лояльно?

Заказные посты и на Навального, и на SUP существуют, но у нас нет цензуры, мы не боремся конкретно с кем-то. LiveJournal — открытая площадка. Вот если где-то выложат личные данные Навального, то сам Навальный может пожаловаться в конфликтную комиссию, так как обидчик нарушил правила пользовательского соглашения, и жалоба будет рассмотрена.

Кстати о Навальном: вы увеличили ему лимит френдования — это значит, вы поддерживаете его деятельность?

Для блога Навального был отменен лимит в 2000 френдов для борьбы с ботами, атаковавшими его блог. Самый быстрый способ борьбы с ними — включить опцию «комментарии только от друзей», что мы и сделали в качестве эксперимента. Если кто-то еще захочет увеличить лимит, он может обратиться к нам. При этом у блогера должно быть больше 1961 друга и аккаунт должен быть платным. Но есть нюансы: при большом количестве друзей могут возникнуть проблемы со скоростью загрузки или доступностью ленты друзей.

Как блогосфера повлияла на журналистику?

Сегодня аудитория некоторых блогеров превышает аудиторию средней газеты. Происходит профессионализация блогосферы, появился даже термин «профессиональный блогер» — он публикует репортажи на регулярной основе, его приглашают на мероприятия наравне с журналистами, от него ждут заметок и интервью в блоге. А сами журналисты стали использовать LiveJournal как информационное агентство, ведь «гражданские журналисты» уже все сняли на бытовую камеру первыми. Журналистика в блогах — это еще и следствие того, что настоящие СМИ превратились в рычаги давления политических и экономических структур. Люди хотят читать не только прессу, но и альтернативные источники информации.

А насколько сам «Живой журнал» является рычагом давления политических и экономических структур?

Представьте себе издание со штатом журналистов 5 миллионов и аудиторией более чем 30 миллионов русскоговорящих читателей. Как их контролировать? Пять миллионов — это больше, чем население Норвегии. Тридцать миллионов — это почти Канада. Можно, конечно, бороться с конкретными блогерами, покупать посты и делать вбросы, но реально влиять на ситуацию с помощью манипуляций невозможно.

Как стать тысячником в «Живом журнале»?

Тут нет единого рецепта. Одним из важных компонентов успеха является частота публикаций. Если вы написали хороший пост про поездку в Стокгольм, собрали 200 комментариев, а потом пропали на неделю — вероятно, ваши вдохновленные читатели могли уже потерять интерес к вам. Мы стараемся сделать так, чтобы в рейтинги попадали не только топовые блогеры, но и те, кто пишет интересные посты.

То есть рейтинг модерируется?

Нет, все рейтинги автоматические. Но для того чтобы запись попала в рейтинг, она должна вызвать резонанс. Интересные записи блогеров, у которых не более 100 френдов, нечасто попадают в рейтинг в силу того, что их никто не читает. Мы просматриваем блоги, вытаскиваем интересные темы на LiveJournal.ru и на LJTimes — так мы поддерживаем не только топовых блогеров.

Для блогеров не секрет, что некоторые «топовые» записи попадают в рейтинг «ЖЖ» искусственно. Как вы боретесь с этим?

Да, мы видим, что иногда рейтинг накручивают. И в начале сентября мы планируем запустить новую механику расчета рейтингов, которая позволит избежать накруток.

…В офисе LiveJournal есть настольный хоккей. Синие головы хоккеистов напоминают схематичные изображения юзеров «Живого журнала».

— Будет потом заголовок: «Светлана Иванникова манипулирует юзерами», — смеется блогиня, раскручивая хоккеистов.


Живые факты

Если распечатать 150 тысяч ежедневных постов русскоязычного «Живого журнала», выйдет, что каждый день отечественная жэжэшечка вываливает в реальность объем смыслов, равный по весу спортивному автомобилю.

LiveJournal входит в топ-10 наиболее популярных ресурсов Рунета и является блоговой площадкой № 1 в России.

Русскоязычный сегмент LiveJournal насчитывает более 30 миллионов посетителей в месяц и сейчас в русскоязычном LiveJournal более 5 миллионов зарегистрированных аккаунтов и более 250 миллионов записей.

Каждый день появляется примерно 150 тысяч постов.

Пользователи LiveJournal проводят на сайте более 100 миллионов минут в месяц.

Самые комментируемые русскоязычные блогеры — Артемий tema Лебедев и Рустем drugoi Адагамов. Если говорить про сообщества, это ru_auto и man_woman.

Данные о прибыльности «Живого журнала» компания не раскрывает. Но, по словам Иванниковой, LiveJournal ежегодно растет на 40–50%.

Алеся Лонская

15.09.2011

16.09.2011



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Медиа RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Реклама и Маркетинг В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов