Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

ЭКСПЕРТ

Торшеры и лазеры

Бизнес-тренер Эодан Энрайт: «Надо стать каннибалами по отношению к самим себе и своему бизнесу, пока вас не съели другие»

Эодан ЭнрайтC английского языка выражение breaking from the pack переводится двояко: либо «разорвать упаковку», либо «вырваться из стаи». Собственно, благодаря этой игре слов именно такое название получила последняя книга бизнес-гуру Орена Харари, посвященная тому, как создать успешный бизнес в условиях сверхконкуренции и сделать способность к постоянному самообновлению ключевой характеристикой компании.

Работа Харари стала основой для многих программ обучения топ-менеджеров, и одна из них — с одноименным названием «Вырваться из стаи» — практикуется тренером, обладающим обширными академическими знаниями и учеными степенями по практическому коучингу, генеральным директором ирландской компании Smarter Egg Эоданом Энрайтом.

Программа «Вырваться из стаи» провоцирует способность думать и создает пространство свободной мысли для разрешения важнейших проблем бизнеса. В этой программе, как правило, встречаются деловые люди и профессионалы из различных областей, оказываясь в благоприятном для развития новых идей и абсолютно конфиденциальном пространстве. О том, как она работает и на какие подвиги вдохновляет, Эодан Энрайт рассказал «Эксперту С-З» в рамках конференции «Эффект Мадонны», посвященной оригинальным бизнес-стратегиям.

Правильный вопрос

— С чего начинается процесс обучения?

— Люди приходят к бизнес-тренерам для того, чтобы получить ответ на вопрос, как их бизнес может работать лучше. Но есть прописная истина: чтобы получить правильный ответ, необходимо задать правильный вопрос. Так что обучение начинается именно с того, что я прошу людей задать несколько простых вопросов себе.

Первый из них: видят ли они себя и свою компанию как часть массы или же глубоко убеждены, что делают нечто особенное? Конечно, здесь у многих возникает естественное желание с ходу ответить: мы не такие, как все, и уж точно знаем, какие мы уникальные! Но на этот случай есть второй вопрос: считают ли клиенты и партнеры их компанию частью массы — почти такой же, как остальные игроки на рынке? И вот здесь у многих убежденность в собственной неповторимости тает на глазах. Это неудивительно, потому что мы живем в эпоху бенч-маркинга, то есть постоянного сравнения компаний друг с другом и копирования удачных находок других.

Безусловно, знать лучшие практики — хорошо, но это опасная ловушка для развития бизнеса, потому что искус «сделать как другие» и получить вроде бы гарантированный успех, как правило, пересиливает стремление изобрести что-то свое. Однако парадокс в том, что все лучшие практики создаются теми, кто не смотрел по сторонам, не сравнивал и не копировал, а делал то, что считал правильным. Другой вопрос — насколько эффективным это оказывалось. Да, многие потерпели крах, но зато те единицы, кто все-таки вырывался, стали примерами сверхуспешного бизнеса новой эпохи.

Разобравшись, где их компания находится в данный момент, участникам программы надо задать себе вопрос: а где они хотят находиться в идеале? Хотят ли они вообще выделяться из массы? Конечно, мы говорим о том, как круто быть непохожими на других, но если быть объективными, то есть множество предприятий и их руководителей, которым комфортно быть «одними из» и совершенно не хочется становиться «выскочками». Такой бизнес часто неплохо работает, приносит деньги, хотя и не хватает звезд с неба и о нем едва ли напишут в учебниках по менеджменту. Так вот, если компания не хочет быть особенной, то едва ли стоит ее этому учить.

Наконец, если люди все-таки заявляют, что хотят выделяться из массы, я задаю им последний вопрос: готовы ли постоянно инвестировать свое время, деньги и силы в то, чтобы их бизнес был особенным? Часто случается, что они вдохновляются чьими-то словами, книгой или историей, но этого эмоционального подъема недостаточно, чтобы идеи, которыми они вдохновились, стали работать. Быть «другими» — хорошо, но есть и плохая новость: нужно очень много страсти, энергии, целеустремленности и системности, чтобы всегда такими оставаться. Как только что-то начнет получаться, это будет моментально скопировано, поэтому «особенные» компании — это те, кто готов к постоянному перерождению, изобретению себя заново. Если это не пугает людей, а становится вызовом, то им действительно могут помочь те принципы, которые мы назвали «эффект Мадонны».

Парадокс в том, что все лучшие практики создаются теми, кто не смотрел по сторонам, не сравнивал и не копировал, а делал то, что считал правильным

Страшная тайна

— Что это за принципы?

— Принципы просты, и частично я их уже перечислил. Первый — собственно выделяться из массы, быть особенными, непохожими на других. Думаю, излишне еще раз его комментировать. Второй — доминировать на рынке, то есть быть тем, о ком больше всего говорят другие, на кого больше всего смотрят другие, кого больше всего слушают другие. Третий — создавать уникальную ценность, то есть делать то, чего не делает никто, и придумывать то, до чего никто еще не додумался. И четвертый — постоянно изобретать себя заново, о чем я тоже уже упомянул.

— И почему все это называется «эффект Мадонны»?

— Потому что она — пример того, как можно все эти принципы с легкостью воплощать в жизнь. Можно как угодно относиться к Мадонне как к певице и музыканту, к ее характеру и личным качествам, но любой признает, что за свою карьеру она стала сверхуспешным предприятием по зарабатыванию миллионов. И как бы это дико ни звучало, бизнесменам есть чему поучиться у старушки Мэдж.

Это достаточно простые, но действенные вещи. К примеру, Мадонна доказывает нам, что надо меняться, даже когда в этом, казалось бы, нет необходимости. Сколько звезд шоу-бизнеса годами, а то и десятилетиями держатся за свой однажды придуманный образ! Но только не Мадонна. Она меняла музыкальный стиль, облик, манеру поведения. Пела о сексе и наркотиках, а потом — о пацифизме и высших гуманистических ценностях; была пергидрольной блондинкой, а потом — жгучей брюнеткой; играла роль отвязной девицы, а потом — примерной английской домохозяйки, идеальной жены и матери. В общем, бросалась в крайности, но во всех своих проявлениях была успешной. Возможно, именно потому, что за ней не переставали наблюдать, зная, что вот-вот нас ждет очередной сюрприз.

Почему это актуально в мире бизнеса? Да потому, что большинство компаний живут с мыслью о том, что не нужно ничего менять, если в данный момент все работает исправно. Но открою страшную тайну: в бизнесе нет ничего идеального и совершенного. Поэтому то, что сегодня хорошо работает, завтра может не работать вообще. Поэтому самый правильный путь — самому придумывать это «завтра» и соответствующие ему правила игры. Надо стать каннибалами по отношению к себе и своему бизнесу, пока вас не съели другие.

Еще Мадонна учит нас тому, что нужно внимательно смотреть по сторонам, выискивая то, что может стать интересным и перспективным в будущем. Она далеко не все придумала сама, но она замечала то, что другим казалось неважным, и сделала это своей фишкой, а потом — мейнстримом. В мире бизнеса Орен Харари называет эту способность умением «сканировать горизонт», иными словами — целиться туда, где рынок окажется завтра.

Большинство бизнесов вместо этого занимаются рутинной работой —решением текущих задач. Смотреть в перспективу у них просто нет ни времени, ни желания. А когда возникают проблемы, они и вовсе начинают оборачиваться назад в поисках ответа на вопрос «что было сделано не так, где мы ошиблись?». И в результате еще больше увязают в прошлом. Но необходимо дать самим себе шанс и держать глаза широко открытыми, чтобы этот шанс не пропустить.

Наконец, та же Мадонна показывает, что нужно рисковать ради огромного выигрыша в будущем и абсолютно все делать страстно, вдохновенно, спокойно относясь при этом к критике. Да и бизнес-кейсы лучших компаний иллюстрируют: лидерами рынка становятся те, кто придумывает воодушевляющее будущее и приглашает в него других.

И балом сегодня правят маргиналы, экспериментаторы.

«Чужаки» и «ненормальные»

— Все это красиво звучит, но перечисленное — лишь общие принципы. А есть ли конкретные методики и приемы, позволяющие эти принципы воплощать в жизнь?

— Конечно, есть. И очень простые. Первое — проводите больше времени с «чужаками». Это могут быть другие люди и другие компании, другие отрасли и сферы интересов. Как в современном мире большинство научных открытий происходит на стыке разных научных областей и балом правит междисциплинарный подход, так и в бизнесе источником вдохновения становится неожиданная информация, которая, казалось бы, не имеет отношения к деловой жизни.

Приведу простой пример: во время нашей программы обучения в одной группе работали топ-менеджер крупной корпорации, работающей в сфере микроэлектроники, и женщина, которая занималась небольшим бизнесом, а именно — продавала выпечку собственного приготовления. Топ-менеджер долго возмущался, что опыт изготовления и продажи кексов никак не может помочь ему в его работе. Однако спустя пару месяцев он с удивлением для себя признал, что многое из того, чем на занятиях делилась эта женщина, помогло ему по-новому взглянуть на те проблемы и вызовы, которые стоят перед его бизнесом. Вот так все в мире может быть взаимосвязано.

Второе правило — учитесь у «ненормальных». У любой компании есть 3% «ненормальных» клиентов или партнеров, которые хотят чего-то нестандартного, неожиданного. Другой линейки продукции, другого сервиса, другого отношения к себе. К ним надо прислушиваться, потому что они могут оказаться провидцами, которые почувствовали, где рынок будет завтра. И их надо благодарить за то, что они дают вам толчок для развития.

И наконец, третье правило — не ждите слишком долго, чтобы начать преображение. Проиллюстрирую это простым примером из своей жизни. Год назад я хотел написать письмо Орену Харари, чтобы поблагодарить за его книгу и советы, рассказать о том, как благодаря им компании меняются и становятся интереснее и лучше. Но долго откладывал это в долгий ящик — меня отвлекало то одно, то другое. Однажды зашел в блог Орена и удивился, что там довольно давно не было обновлений. Удивился, стал выяснять, что произошло, и узнал, что Харари скончался пару недель назад. Мое письмо так и осталось неотправленным, Орен не узнал того, чем я считал важным с ним поделиться.

Этот урок я усвоил на всю жизнь и очень хочу, чтобы окружающие тоже поняли: нельзя ждать слишком долго, нельзя постоянно откладывать, иначе может оказаться слишком поздно. Звучит достаточно драматично, зато действует отрезвляюще.

Есть еще методы и техники, но даже перечисленных достаточно, чтобы начать изобретать себя заново. Я всегда говорю своим слушателям: и в бизнесе, и в жизни можно быть лазером или торшером. Первое — сложнее, зато интереснее. И если ваша установка — быть лазером, то не должно быть ничего, что способно вас остановить. Доминируйте — или уходите.   

Елена Смирнова

19.09.2011

21.09.2011



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Интервью Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Медиа RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Реклама и Маркетинг В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов