Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

ЭКСПЕРТ

Мясной капкан

Мясные изделия крупных федеральных игроков постепенно выдавливают с петербургских прилавков продукцию местных компаний. Следующим этапом экспансии на рынок Северной столицы может стать скупка мясоперерабатывающих активов СЗФО

В целом дела в аграрно-промышленном комплексе (АПК) Петербурга выглядят вполне приемлемо. Давшая 18% бюджетных поступлений в 2010 году продукция городского АПК в общем объеме товарооборота занимает 12,5%. И по итогам года петербургский Комитет экономического развития, промышленной политики и торговли (КЭРППиТ) надеется выйти на докризисные показатели. Однако, по оценке первого заместителя председателя КЭРППиТ Игоря Илюхина, с точки зрения продовольственной безопасности наиболее остро складывается ситуация в мясопереработке, где потенциала региона хватает, чтобы обеспечить город продукцией менее чем на 50%.

«Крупные неместные компании занимают более половины нашего рынка, – подтвердила коммерческий директор компании „Троя“ Людмила Филлипова. – Работать безумно тяжело». В то же время, как пояснил «Эксперту С-З» исполнительный директор Всероссийского союза предприятий мясной отрасли Владимир Шишкин, для других регионов страны характерна обратная ситуация – когда местные производители обеспечивают около 70% розницы.

Здесь сказываются разные факторы. Руководитель отдела маркетинга мясокомбината «Всеволожский» Евгения Кондрахина отмечает, например, что в округе растет число людей, предпочитающих баранину и мясную продукцию из этого сырья – нетрадиционного для северного региона. Собственного поголовья овец на Северо-Западе нет, поэтому позиции компаний, имеющих доступ к баранине, усиливаются. Кроме того, в данный сектор регионального рынка продолжают приходить крупные игроки. «Освоение петербургской площадки у федералов после освоения Москвы планируется автоматом: все-таки второй город после столицы», – делится наблюдениями Кондрахина.

Чужие пельмени

Такая картина характерна для всех составляющих мясопереработки, даже для сегмента пельменей, в котором Петербург некогда был сильнее Первопрестольной. Исторически сложилось так, что в Москве пельмени изготавливали предприятия, ориентированные на выпуск колбасы и относившиеся к ним как к побочному продукту, объясняет главный технолог «Дарьи» Светлана Шуваева. В Петербурге же открывались собственные производства пельменей: «Дарья», «Равиоли», «Талосто».

Четыре-пять лет назад по благополучию региональных производителей пельменей был нанесен удар. «С выходом на наш рынок „Сибирского подворья“ их продажи уменьшились, – вспоминает Шуваева. – И теперь доля местных пельменей ниже 50%, особенно в сетях». Конкуренты победили, по признанию технолога, благодаря агрессивной рекламной политике и более презентабельному внешнему виду.

Вход через турникет

Именно на входе в сетевой ритейл терпят крах все надежды производителей Северо-Запада. «Был печальный опыт, – сетует Людмила Филлипова. – Продают много, а платят отвратительно». В Союзе предприятий пищевой промышленности Санкт-Петербурга более категоричны. Закон о торговле поставщиков не защищает. Как неоднократно заявлял вице-президент Союза предприятий пищевой промышленности СПб Игорь Подлипенцев, по ряду позиций для некрупных в масштабах страны производителей условия размещения в сетях после принятия Закона о торговле даже ухудшились.

Каждая попытка войти в сети связана с определенным риском. Приходится брать кредит, который может стать ловушкой. Государство через уполномоченные банки вроде бы готово производителя поддержать. Так, Россельхозбанк и Сбербанк России идут на долгосрочное кредитование инвестпроектов в АПК с отсрочкой выплаты процентов до трех лет. Но выпуск продукции не гарантирует ее сбыт. «Повлиять на закупочную политику торговых сетей не удается, – признает Подлипенцев. – Взял кредит, продукция оказалась не реализована – не можешь вернуть кредит и получить компенсацию». Поэтому местный мясопереработчик не находит денег на бонусы и, в отличие от столичных поставщиков, остается вне торговых сетей.

Между тем, по оценкам генерального директора ГК INFOLine Ивана Федякова, Петербург уже долгие годы лидирует по относительной доле сетевых магазинов в розничной торговле товарами повседневного спроса (FMCG) – этот показатель в городе достигает порядка 75%. Однако даже московские поставщики не настолько зависят от сетевой администрации, как петербургские. Так, если в Первопрестольной на торговлю продовольственными товарами через гипермаркеты приходится 10% оборота, то в Петербурге – 40%. При этом московская несетевая розница покрывает 70% оборота, а петербургская – всего 20%.

Кстати, петербуржцы постепенно забывают, что продукты можно купить и на рынке. В Северной столице на рынки приходится 4,4% оборота продаж, тогда как в среднем по России – 13,5%.

Жирный фарш

Интерес бизнеса к мясопереработке не случаен. По данным ИА «КредИнформ», во второй половине нулевых (даже в кризисные 2008-2009 годы) цены на мясные полуфабрикаты росли в среднем на 14,3%, опережая инфляцию. Соответственно, сфера мясопереработки становилась все интереснее для большого капитала.

И это отмечается на фоне роста популярности мясопродуктов. Так, по расчетам журнала «Гастрономия и бакалея», в 2010 году объем рынка мясных замороженных полуфабрикатов в России составил 107,2 млрд рублей (годовой рост – 17,7%). «На 2011 год прогнозируется расширение рынка мясных замороженных полуфабрикатов до 125,7 млрд рублей, то есть темпы роста – примерно 17,3%», – уточняют эксперты. Даже давно переживший бум российский рынок пельменей худо-бедно увеличивается каждый год: так, в 2010-м его рост в натуральном выражении составил от 2 до 5%.

Одновременно увеличивается рынок колбас. «По итогам 2010 года потребление этих продуктов выросло на 7,6%, – в свою очередь, сообщают аналитики „Экспресс-Обзора“. – Ответом на повышение потребления стало наращивание объемов производства колбасных изделий. В целом по стране это 7,7% по сравнению с 2009-м». Прогнозы на год нынешний также вполне оптимистичны.

«В течение почти всего года прибыль мясоперерабатывающих компаний оставалась исключительно высокой, – констатируют специалисты Meatinf, – а общий объем прибыли приблизился к рекордно высокому показателю, зафиксированному в 1999 году». Например, в ноябре-декабре 2010 года (сезонный пик) средняя прибыль со свиной туши, по статистике агентства, превышала 45 долларов, с говяжьей – колебалась на уровне 170 долларов. Для сравнения: в августе 2011 года каждая свиная туша принесла среднестатистическому отечественному переработчику около 33 долларов, а говяжья – выручку в нестабильном диапазоне от 190 до 90 долларов. Если компании, работающие в мясопереработке, имеют стабильный рынок сбыта, их финансовые показатели становятся сопоставимыми с ритейлом.

К примеру, чистая прибыль группы «Черкизово» по итогам 2010 года выросла на 16% в рублевом эквиваленте и на 21% – в долларовом, составив 144,4 млн долларов по сравнению с 119,4 млн в 2009-м. Чистая же прибыль российского ритейлера X5 Retail Group по итогам прошлого года повысилась на 64% – до 271 млн долларов.

Поэтому общающиеся с доминирующими в СЗФО сетями на равных крупные федеральные игроки не оставляют мелким регионалам даже шанса: зачем уступать кому-то такие высокие прибыли? Тем более если учесть, что в последние годы, по информации ИА «КредИнформ», полуфабрикаты по Северо-Западу в среднем стоили на 5% дороже, чем в ЦФО. Эту особенность Игорь Подлипенцев объясняет опять же диктатом торговых сетей. Добавляет привлекательности мясопереработке именно в нашем округе, в том числе в Петербурге, и близость портовых мощностей. Как замечает ведущий аналитик ИАА «ИМИТ» Алексей Плугов, оптовые цены на мясо в СЗФО благодаря близости порта традиционно ниже общероссийских на 3%.

Совсем привлекательны

Такая игра в одни ворота не может продолжаться бесконечно. Поэтому вполне резонно предположить, что федеральные игроки постараются закрепить свое доминирование юридически, то есть путем поглощения. Следовательно, Северо-Запад ожидает волна приобретений профильных активов. Правда, скорее всего, этот процесс начнется после президентских выборов, когда бизнес будет понимать, какие правила игры установит для него новая власть.

Как подсчитали эксперты ИАА «ИМИТ», поголовье крупного рогатого скота в России с июля 2010 года по нынешний июль сократилось на 2%, а производство говядины упало на 10,5% (32 тыс. тонн в убойном весе). Конечно, эта «недостача» покрывается растущим импортом, но производители к работе на рынке мяса крупного рогатого скота явно относятся без энтузиазма. Поголовье свиней за этот же период прибавило 0,8%. Объем производства свинины вырос на 7,7% (704,3 тыс. тонн в убойном весе), однако при этом увеличивается и импорт (на 5,9%, до 554,8 тыс. тонн). То есть в секторе свинины спрос существует, но собственный рост пока низок, что может сдерживать потенциальных инвесторов.

В то же время объем производства мяса птицы в стране стабильно растет. Так, за первые семь месяцев 2011 года этот показатель составил 11,9%, достигнув 1 млн 586 тыс. тонн в убойном весе (при импорте 172,1 тыс. тонн). В СЗФО объем производства увеличился на 19,4%, до 182,4 тыс. тонн. По факту СЗФО производит более 10% российской птицы. На этом фоне отраслевые эксперты достаточно единодушно фиксируют повышение потребительского интереса именно к птичьему мясу. Например, по данным «Гастрономии и бакалеи», в продуктах заморозки его доля растет на 5-7% в год. Иначе говоря, новую волну скупки региональных активов игроки всероссийского и, может быть, транснационального масштаба начнут с предприятий, ориентированных на переработку (а отчасти и производство) птичьего мяса.

Санкт-Петербург

Игорь Чубаха

19.09.2011

22.09.2011



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Бизнес и Политика В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Медиа Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Реклама и Маркетинг Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов