Sostav.ru - Маркетинг Реклама PR
Текст Видео Принты Блоги
Сотка
Медиа|Реклама|Брендинг|Маркетинг|Бизнес|Политика и экономика|Социум|Фестивали|Бизнес-блоги 

Версия для печати

FORBES

Исповедь евангелиста Microsoft

Владимир Габриель, евангелист Microsoft, о том, что это за профессия и чем он конкретно занимается

Евангелист — это специалист, эксперт, который имеет хорошие коммуникативные навыки, умеет завоевывать умы и сердца людей, объясняя им прелесть тех технологий, которые любит.

Они нужны там, где выходят новые продукты, они достаточно сложные, в них есть динамика — это не стиральный порошок, где можно за одну минуту в рекламном ролике всем рассказать, чем он лучше других. Если сложный продукт нужно продавать не обывателю, а специалистам, то хорошо бы в штате иметь евангелиста — или как бы он ни назывался, — который будет уметь общаться именно с этим профессиональным покупателем. Я думаю, есть огромное количество евангелистов, которые работают на фармацевтические компании, на поставщиков медицинского оборудования.

Специалист-пропагандист

Для США евангелист — привычное название профессии. У них есть евангелисты мыла, евангелисты жвачки, в IT евангелисты существуют давным-давно. Microsoft — крупная международная компания, у нее есть стандартное штатное расписание на английском языке, там я называюсь руководителем группы евангелистов. Но в России мы работаем по российскому трудовому законодательству и должности называются в соответствии со справочником должностей РФ — так что по-русски я руководитель группы экспертов. У меня в группе 11 человек, и это почти все евангелисты, которые есть у Microsoft в России.

Аналог этой профессии, для русского уха непривычной, — пропагандисты общества «Знание», которые ездили по стране и выступали с лекциями на разные темы. Они тоже несли новое знание про звезды, про экономику, про науку. И современный евангелист это, конечно, пропагандист. Но не только.

Евангелист — это еще и энтузиаст. И, что самое важное, это предметно-содержательный человек. Не специалист по маркетингу, который сегодня продает софт, завтра сигареты, послезавтра автомобили. Это человек, который знает технологии, любит их и умеет рассказывать, почему эти технологии хороши и интересны.

Что должен уметь евангелист

Обычно технологии, про которые рассказывают евангелисты, либо только появились, либо появятся на рынке в ближайшие год-два (технологиями, которым больше года, занимаются уже другие подразделения: маркетинг, продажи). Мы не идем в супермаркет рассказывать простым пользователям, как хорош WindowsLive или HotMail, а работаем на аудиторию разработчиков и IT-профессионалов.

Количество разработчиков в России оценивается по-разному — от 500 000 до 1 млн, так что оценивать воздействие на эту среду не так просто. Ведь это и фрилансер, разрабатывающий веб-сайт, и программист Сбербанка, который создает систему передачи документов из одного отделения в другое, и сотрудник компании, которая делает CRM-систему для западного заказчика, и работник ФСБ… Мы понимаем модель этого мира и умеем его классифицировать.

Евангелист должен быть экспертом и быть в состоянии, грубо говоря, генерировать контент: писать статьи для специалистов или вести блоги, снимать видео про продукты. У нас есть целый портал techdays.ru, где хранятся тысячи видеороликов про все наши технологии, записанных нашими сотрудниками и другими энтузиастами. В роликах нет большого креатива, чаще просто говорящая голова и PowerPoint. Но их и смотрят не из-за красоты, а из-за того, что они интересны и полезны специалистам.

Он должен проявлять себя в соцсетях, иметь тысячи читателей. Это человек, который работает с сообществом. У Microsoft в десятках городов России есть юзер-группы — объединения пользователей наших технологий, которые самоорганизовались, потому что им интересно друг с другом общаться. Есть, например, юзер-группа по SQLсерверу (это наша база данных), они раз-два в месяц собираются, общаются, пьют пиво, рассказывают, кто что попробовал или нового прочитал, что получилось. Мы стараемся поддерживать огонь в этих сообществах, сами приезжаем на тусовки, присылаем им какие-нибудь интересные материалы или ссылки.

Безусловно, для того чтобы быть хорошим специалистом, надо хорошо знать предмет. Я считаю, что евангелисты должны иметь опыт участия в реальных проектах — не обязательно в роли разработчика, можно и администратором. Одно дело, если я буду просто расписывать всю прелесть VisualStudio 2010, и другое, если расскажу, как за два месяца завершил такой-то проект и там благодаря этой программе получилось реализовать то-то и то-то. Все евангелисты, которые у нас работают, часто ездят на международные конференции и сами могут выступить с интересным докладом.

Распорядок дня у евангелиста бывает разный. Если вы пишете статью или делаете проект с какой-то компанией, то часто ездите к ним в офис. А можно сидеть дома и писать в блог. У меня есть сотрудник, живущий в Екатеринбурге, у которого 60% времени уходит на создание контента — у него дико популярные блоги, которые читает огромное количество разработчиков, есть свои сайты.

Чего добиваются евангелисты

Microsoft — коммерческая организация, которая зарабатывает деньги. И новые технологии создаются не из любви к прекрасному, как хочется думать техническим людям. Поэтому, естественно, после того, как технология создана, запускается маркетинговая машина, которая будет штамповать message и разносить его во все стороны.

В Microsoft все сотрудники, включая евангелистов, оцениваются по результатам работы за год. Соответственно, в начале года человек со своим руководителем обсуждает, каких результатов за год он хочет достичь, чего хочет от него руководитель. Они формулируют это в письменном виде, а в конце года проверяют, что получилось. Цели чаще спускаются сверху: хотим, чтобы доля веб-серверов на платформе Microsoft в интернете была такой-то или чтобы удовлетворенность наших заказчиков была такой-то. По сути, план на год — это обязательства человека, его контракт с организацией, на основании которого ему платят зарплату.

Как оценить эффективность работы евангелистов? В России корпорация нанимает специальное агентство, которое опрашивает разработчиков и IT-специалистов, довольны ли они тем или иным продуктом Microsoft, используют ли последнюю версию. На основании этого исследования делается вывод о том, хорошо работают евангелисты или нет. Так как исследование проходит каждые полгода в течение многих лет, то получается достаточно ясная картина.

Когда мы говорим о какой-то цели, о том, что какой-то показатель условно должен измениться, то всегда составляется план действий, которые приведут к этому результату, например: завести новый блог, увеличить количество посетителей на страничке и т. д. В конце года, если цель не достигнута, имеет смысл посмотреть, что из обещанного человек сделал и действительно ли он изо всех сил старался или же есть повод задуматься о поиске ему другой работы внутри компании или за ее пределами.

Кого берут в евангелисты

Евангелисты очень разные люди. Я по образованию математик, учился в Томском университете. Всю свою жизнь проработал в IT-индустрии, всегда был руководителем каких-то проектов, департаментов в разных IT-компаниях, которые были партнерами Microsoft.

Большинство людей, которые работают у нас евангелистами, были разработчиками, пришли из программистов, сами писали код. Может быть евангелистом и человек с админским бэкграундом, который был руководителем IT-проекта.

Евангелист должен уметь общаться и сотрудничать с другими людьми. В Microsoft люди постоянно создают временные рабочие группы, виртуальные команды, которые работают над какими-то конкретными проектами. Человек может быть великолепным специалистом, но если он не умеет общаться, то ему будет трудно в этой компании чего-то добиваться.

Образование необходимо техническое либо математическое: ВМК МГУ, Бауманка, МФТИ.

В основном это молодые люди. Мало разработчиков, которым по 60 лет, — технологии быстро меняются. Хотя до сих пор есть программисты на Коболе, языке, который использовался для банковского софта в 1970-1980-е годы, на нем удобно было делать строковые операции. Сейчас если вы найдете где-то вакансию программиста на Коболе, ему, скорее всего, будут платить раз в пять больше, чем самому хорошему специалисту по С++, потому что С++ популярный язык и специалистов по нему много.

Сколько получают евангелисты? Обычно мы задаем встречный вопрос: сколько человек хочет денег, чтобы быть счастливым.

Записала Ирина Телицына

24.10.2011

25.10.2011



Медиа Gazeta.ru припрятала «g»

Издание убрало из «шапки» спорный логотип от Студии Лебедева

Реклама и Маркетинг Елена Чувахина: Мы будем растить свои кадры

Глава российского офиса FITCH о планах развития агентства в регионе

Реклама и Маркетинг RTB готовит наступление

Технология к 2015 году займет 18% российского рынка интернет-рекламы

Медиа Россия в хвосте digital-лидеров

ZenithOptimedia оценила крупнейшие рынки новых медиа

Медиа Новостные сайты теряют аудиторию

Послевыборный спад сказался на политических и бизнес-СМИ

Бизнес и Политика В Россию с любовью

Культовый бренд "Love is" лицензировали на российском рынке

Реклама и Маркетинг Обнародован Единый Рейтинг веб-студий В первой тройке - Студия Артемия Лебедева, Actis Wunderman и ADV/web-engineering
Бизнес и Политика Авторы Angry Birds заработают на России

Rovio рассказала о планах экспансии рынка через парки и брендированную продукцию


© Состав.ру 1998-2024, фирменный стиль Depot WPF

тел/факс: +7 (495) 225 1331 адрес: 109004, Москва, Пестовский пер., д. 16, стр. 2

При использовании материалов портала ссылка на Sostav.ru обязательна!
Администрация Sostav.ru просит Вас сообщать о всех замеченных технических неполадках на E-mail
  Рассылка 'Sostav.ru - ежедневные новости маркетинга, рекламы и PR.'   Rambler's Top100         Словарь маркетинговых терминов