ВЗГЛЯД
«Больше всего оптимистов на селе»
Глава ВЦИОМ рассказал о том, что думают люди о второй волне кризиса
«Люди стали более подготовлены к кризису. В 2008 году всем казалось, что все будет прекрасно. Поэтому многие брали кредиты в экзотических валютах, не особо задумываясь, как они будут отдавать. Сегодня такого меньше», – заявил газете ВЗГЛЯД гендиректор ВЦИОМ Валерий Федоров, говоря о предкризисных ожиданиях россиян.
Более трети россиян живут в ожидании второй волны мирового кризиса, подорожания доллара и краха банковской системы. Об этом сообщил глава ВЦИОМ Валерий Федоров, представивший в среду результаты опроса населения на тему предкризисных ожиданий.
«Большое количество пессимистов – людей, опасающихся наступления кризиса, – проживает в Санкт-Петербурге и Москве»
Наступление кризиса сегодня кажется россиянам более вероятным, чем два года назад: 36% опрошенных уверены, что он наступит (два года назад – 24%). Причем те, кто ждет нового витка кризиса, предсказывают его начало в следующем году (14%). Еще 9% уверены, что вторая волна уже наступает, а 5% полагают, что ее следует ждать не раньше 2013 года. Еще 8% не могут сказать, когда придет новый виток кризиса, но убеждены, что он будет.Стоит отметить, что большинство россиян считают, что наша страна из кризиса так и не выходила, причем одни уверены, что преодолеть его удастся еще не скоро (43%), а другие, напротив, отмечают позитивные тенденции (39%). Лишь 8% опрошенных склонны думать, что Россия уже вышла из нестабильного состояния.
Более половины россиян (53%) считают, что банковский кризис в России в ближайшие годы вполне возможен: 42% считают такой сценарий достаточно вероятным, а 11% уверены, что так и будет. Это мнение наиболее характерно для 35–44-летних (59%) и высокообразованных россиян (58%). 35% опрошенных, напротив, считают невозможным или маловероятным такое развитие событий. В октябре доля россиян, у которых есть сбережения, достигла максимума – 34% (против 28% год назад). На вопрос, стали ли россияне более подготовленными к кризису по сравнению с 2008 годом, газете ВЗГЛЯД ответил генеральный директор ВЦИОМ Валерий Федоров.
ВЗГЛЯД: В каких регионах большее количество оптимистов, то есть где люди не верят в наступление кризиса?
Валерий Федоров: Большое количество пессимистов – людей, опасающихся наступления кризиса, – проживает в Санкт-Петербурге и Москве. Больше всего оптимистов на селе. Это связано с двумя факторами. Во-первых, в двух российских столицах сконцентрировано большее количество образованных людей. Всем известно, что во многих знаниях многие печали. Эти люди самые информированные, самые включенные в процессы. У них очень много источников информации. К примеру, когда была первая волна кризиса, Санкт-Петербург и Москва раньше и жестче отреагировали, потому что именно в этих регионах пошли первые сокращения. Кроме того, финансисты работают не в Ханты-Мансийске или Краснодаре, они работают в столице. А сокращения пошли в первую очередь на биржах, в банках, инвестиционных компаниях. Конечно, это тут же сказалось на настроениях респондентов.
Мы платим за развитие. Москва и Санкт-Петербург являются полюсами роста. Эти же города берут на себя удар кризиса. А какие-то аграрные регионы даже после первой волны просели меньше. Это преимущество отсталости.
ВЗГЛЯД: Судя по статистике, инфляция в стране сегодня на минимальном уровне, если сравнить последние годы. Многие граждане судят о начале кризиса по росту цен. Если его сейчас фактически нет, то почему граждане дают такие пессимистичные прогнозы?
В. Ф.: Дело в том, что, с точки зрения самих россиян, уровень инфляции сейчас очень большой. Мы измеряем субъективное восприятие россиян, а статистика – объективную ситуацию. По мнению россиян, уровень инфляции несколько ниже, чем год назад, но по-прежнему остается на высоком уровне.
ВЗГЛЯД: Вспоминая кризис 2008 года, когда граждане поняли, что они живут действительно в кризисе?
В. Ф.: В 2008 году не было пика негативных ожиданий. В этом плане есть определенная инерция. Если мы вспомним, то рынок ипотеки в США рухнул в августе 2008 года, банки рухнули в сентябре, а у нас даже в октябре люди думали, что все нормально. Но в декабре пошли первые сокращения. Самые тяжелые месяцы приходились на январь и февраль 2009 года – тогда рухнуло все.
Эта тяжелая полоса продолжалась до апреля – мая 2009 года, до того когда мы начали нащупывать дно кризиса.
ВЗГЛЯД: Сейчас российские граждане стали более подготовленными к кризису? Не прошел ли для них даром опыт первой волны кризиса?
В. Ф.: Безусловно, люди стали более подготовлены к кризису. Это видно по финансовому поведению граждан. В 2008 году всем казалось, что все будет прекрасно. Поэтому многие брали кредиты в экзотических валютах, не особо задумываясь, как они будут отдавать. Кроме того, граждане делали дорогие покупки.
Сегодня проявлений такого поведения меньше. Сейчас люди стали брать меньше кредитов. Граждане понимают, что есть риски и дальше все не безоблачно. Все понимают, что можно взять кредит, наслаждаться два месяца, а потом пойти по миру. Ну и люди стали больше откладывать. Сейчас каждый третий признается в том, что он имеет сбережения, – примерно 34% респондентов.