FORBES
«Я ценю желание сохранить издание хоть в каком-то виде»
Главный редактор «Газеты.Ru» рассказал, кто именно принял решение убрать ссылки на сайт, ведущий мониторинг нарушений на выборах, и что будет с редакционной политикой издания, а первый замглавного редактора «Газеты.Ru» Роман Баданин объяснил Forbes почему ему больше не по пути с порталом, на котором он проработал 10 лет.
В среду с портала «Газеты.Ru» исчез один из самых заметных проектов осени — предвыборная карта нарушений на выборах, в составлении которой приняли участие сотни человек, выступивших народными наблюдателями. «Карта нарушений» была совместным проектом издания и ассоциации «Голос». Проект наделал много шуму. Исчезновение ссылки на карту стало причиной ухода из издания первого заместителя главного редактора Романа Баданина, который не согласился с редакционной политикой. Он рассказал Forbes о причинах своего ухода.
— Вы уволились прямо с сегодняшнего дня?
— Завтра еще соберу вещи, буду полдня на работе.
— Почему вы так быстро решили уйти?
— Главным поводом является исчезновение карты нарушений избирательной компании с портала «Газеты.Ru». Это аморально по отношению к нашим партнерам и к нам.
— Как это происходило? Это было чье-то личное распоряжение?
— Я не могу это рассказать, хотя бы по той причине, что ничего никогда не докажу. Я не имею отношение к акционерам, с ними лично не встречаюсь. Воля сверху доносится до нас через главного редактора. По тому, что доносится, я вижу, что ему приходится тяжело. И ценю его желание сохранить «Газету.Ру» хоть в каком-то виде. Но отвечать за «Газету.Ру» без карты, а также отвечать за освещение выборов 4 декабря, не будучи уверенным, что повестка дня будет определяться мною, а не кем-то еще, я не могу. Так получилось, что именно я отвечал за политику. Поэтому я и принимаю решение добровольно уйти.
— Долго ли шли споры по поводу вашего ухода, или были еще какие-то поводы, а этот эпизод стал последней каплей?
— Нет. Обострение началось в последние две недели. Перед этим была история, в ходе которой, под угрозой теперь уже подписанного заявления об увольнении, я порекомендовал не ставить платную рекламу «Единой России» в «Газете.Ру». Это было две недели тому назад.
— Главный редактор «Газеты.Ру» Михаил Котов говорит, что убрали баннеры «Карты нарушений» потому, что они занимали место для коммерческой рекламы. Действительно это место не определено как партнерское?
— Насколько я понимаю, карты нет в «Газете.Ру» вообще. Входы на нее отсутствуют с какой бы то ни было полосы. Я думаю вне зависимости от того, есть баннеры или нет, во всей огромной «Газете» при желании могло бы найтись место, пусть даже в самом низу, для того чтобы сохранить возможность входа на портал.
— Вы пытались оставить карту?
— Есть решение которое я не могу поменять.
— Насколько заметным проектом была Карта нарушений? Она вызывала резонанс?
— Нечеловеческий. Мы не ожидали этого, думали, что проект все равно останется в рамках полуправозащитной ниши. А он шагнул настолько далеко, что его было глупо, да и невозможно, не замечать. Вся статистика проекта генерировалась за счет «Газеты.Ру». Главный интернет-трафик формировался за счет «Газеты.Ру». Что касается тех людей, которые жаловались с помощью карты на нарушения — то туда заходили люди, как показывали наши наблюдения, не являющиеся аудиторией «Газеты.Ру». У нас была большая рекламная компания, была выпущено много полиграфии, «Голос» поработал по своим традиционным каналам, проводил лектории.
— И результат был очевиден?
— Последние пресс-конференция связанных с властями наблюдательных организаций — «Честный выбор», «Ваш выбор» и так далее, — почти все они были посвящены критике нарушений, зафиксированных на карте «Голоса».
Тем временем, главный редактор «Газеты.Ru» Михаил Котов катастрофы в исчезновении карты не видит, и считает, что редакционная политика издания не изменится, в чем он заверил корреспондента Forbes.
— Почему от вас ушел ваш заместитель, отвечающий за политику Роман Баданин? Вы работали вместе 10 лет и были друзьями.
— Я надеюсь, что и останемся. Есть цепочка событий. История в том, что мы одно из немногих оставшихся свободных СМИ, совершенно спокойно пишем о всяких нарушениях, предвыборных историях. Но здесь возникла история с рекламой «Единой России». Я в это время, к сожалению, был в больнице и не мог адекватно реагировать, следить за тем, что там происходит. В мое отсутствие от рекламы «Единой России» отказались. Произошла путаница: есть редакционная составляющая издания и есть рекламная составляющая. В итоге реклама «Единой России» не появилась, после этого была очередная встреча с представителями акционеров, они происходят периодически. Мы на ней обсуждаем текучку — новые форматы, макеты и так далее. Естественно возник вопрос, почему вы отказались от денег за рекламу? Вы «Голос» рекламируете, еще и бесплатно, а «Единую Россию»? В итоге мне пришлось пожертвовать «Голосом». Но по-хорошему, по большому счету мы все обязательства перед ними выполнили. Мы сделали эту карту нарушений достаточно популярной, благодаря нашей поддержке. Она работает, мы как журналисты ей пользуемся. Здесь нужно отделить правозащитную работу от работы журналистской.
— Это было условие акционеров?
— Нужно отделить рекламную историю от редакционной. Редакционная история такая: мы пишем заметки и определяем тематику издания. А есть чисто рекламные вещи. По этому поводу можно поговорить с Демьяном Кудрявцевым, который является представителем акционеров в «Газете.Ру». Это тот консенсус, к которому мы пришли.
— То есть, это было решение не владельца Алишера Усманова, а гендиректора ИД «Коммерсантъ» Демьяна Кудрявцева?
— Медийными историями занимается Демьян Кудрявцев, он прекрасно все понимает, будучи гендиректором большого издательского дома. Не думаю, что он специально по этому поводу созванивался с Усмановым. Есть деньги, а есть буквы. Есть редакционная политика, есть реклама. Нельзя смешивать эти два понятия. Как только они начинают смешиваться, возникают такие ситуации.
— Но, насколько я понимаю, «Карта нарушений» — это не вполне рекламный проект.
— Баннер «Голоса» занимал рекламное место. Вот сейчас там стоит реклама.
— А почему этого баннера нет вообще нигде?
— Потому что у нас коммерческое размещение.
— То есть вы прервали некоммерческие отношения с «Голосом»?
— Это не так. С «Голосом» мы по прежнему остаемся партнерами. Карта нарушений по-прежнему жива.
— Почему нельзя было опубликовать в любом другом месте в «Газете.Ру»
— Если на карте обнаружатся нарушения, мы будем писать на эту тему заметки. Единственное — мы перестали быть трафикогенерирующим источником для карты нарушений. Но это уже и не нужно, потому что карта нарушений сама по себе набрала достаточное число посетителей, о ней знают и ее могут посмотреть и без нас.
— Но можно было баннер засунуть в любое другое место на сайте. Он вообще исчез.
— Это достаточно сложно сделать. У меня разговор был такой. «Вы «Единую Россию» не рекламируете, а «Голос» рекламируете». Либо рекламируйте и то, и другое, [либо ничего].
— Тот есть ваше принципиальное решение: пусть уйдет «Голос», лишь бы не брать деньги за рекламу «Единой России»?
— Это тот компромисс, на который мы пошли.
— Но давление на вас все-таки оказывали?
— Что такое давление? Это когда говорят: мы составляем черный список, в него попадает 10 млн человек. Разговор о текущей ситуации — это не давление. Это нормальный процесс переговоров.
— Снимались ли когда-либо тексты по распоряжению акционеров и будут ли какие-то корректировки, связанные с выборами, сейчас?
— Этого не было никогда, а что касается будущего — завтра зайдите и посмотрите, о чем пишет «Газета.Ру». Иначе мои слова могут прозвучать пустым звоном. Если через неделю вы увидите что ни слова против «Единой России» не произнесено, запрет на другие упоминания, вы сами позвоните и спросите. А сейчас это разговор на пустом месте.
Демьян Кудрявцев вечером в среду был недоступен для комментариев. Свою позицию по поводу конфликта он изложил в своем ЖЖ.
Илья Жегулев
30.11.2011