Недавно газета "Акция" объявила результаты рейтинга «50 брендов-работодателей мечты для молодых специалистов». По списку результатов рейтинга легко понять, какие компании студенты и выпускники считают лучшими, что волнует их при выборе работы, какие отрасли кажутся им наиболее перспективными.
Первые строчки рейтинга:
1. Газпром | |
2. Свой бизнес | |
3. Microsoft | |
4. РИА "Новости" | |
5. JTI | |
6. Google | |
7. adidas Group | |
8. Apple | |
9. Unilever | |
10. PricewaterhouseCoopers |
— Для меня как маркетолога данный рейтинг — необычайно ценный документ. Перед нами убедительные доказательства сразу нескольких значимых социальных трендов. Все мечты и настроения современной России тут налицо.«Газпром» — как символ гарантированного успеха. Счастливый лотерейный билет. Но это же и воплощение великой русской «халявы». Бренд «Газпрома», занимая первую строчку, говорит об исключительной инфантильности молодежи, о желании «устроиться», а не «работать».
Мировые зарубежные бренды разной специализации занимают две трети рейтинга. В них молодые специалисты видят относительную стабильность. Работа там дает возможность учиться и развиваться, получая бесценный западный опыт. Это — позитивная тенденция, это выбор сильных и думающих людей. В глобальных иностранных компаниях придется напряженно работать в условиях высокой корпоративной конкуренции — и люди к этому готовы. Ни у кого же нет иллюзий, что в Procter & Gamble удастся «отсидеться».
Но также видна и неспособность прогнозировать динамику развития той компании, куда следует пойти на работу. Мировые рейтинги четко ставят на высшие ступени инновационные бренды и только следом за ними — компании, производящие товары FMCG и другие. Причина в том, что бренды типа Microsoft активно растут, а традиционные бренды относительно стагнируют. Ведь прогресс требует каждый день новых и новых решений, а что может дать нового производитель газированных напитков, пусть даже и легендарных? Наша молодежь пока не шибко об этом задумывается.
Работа в телекоммуникациях — всегда желанна, хотя и удовлетворяет амбиции скорее демонстративного свойства, нежели желание много зарабатывать. О чем думают мечтающие работать на «Первом канале» или в РИА «Новости»? Совсем уж комична ситуация со Cтудией Лебедева — вот уж воистину, в нашей стране PR способен делать чудеса!
Ну и совсем о грустном. Увы, но в России нет молодых людей, желающих работать в производящих отраслях промышленности. Таких людей нет — очевидно, по той причине, что и достойных предложений не наблюдается.