На мартовской выставке eTarget на стенде Гугла удалось получить книжку Google Analytics 2.0 / Анализ веб-сайтов.
Пожалуй, это редкий случай, когда книгу нужно поругать. Она плоха по двум причинам. Причём, одна причина зависит от авторов, вторая вызвана самой жизнью.
Начнём с причины второй. Дело в том, что любая книга, написанная о бурно развивающемся продукте Google Analytics, становится плохой буквально через несколько месяцев после её написания. Банально устаревает. Читаешь о какой-нибудь стороне продукта: «Вот это сделано так, а вот это вообще не доделано...». Смотришь в интерфейс и глазам не веришь: давно сделано, да ещё и как! В общем, в смысле актуальности информации любой книге о Google Analytics стоит предпочесть свежие публикации в интернете.
Теперь о том, как книгу испортили сами авторы. Они совершили типичную ошибку многих описателей программного обеспечения: построили это самое описание на рассказе об интерфейсе. «Вот здесь можно кликнуть по такому пункту меню, а вот здесь — поднять такой флажок, выбрать такой элемент, и тогда свершится чудо».
А ведь читатель ждёт несколько другого. Читатель одним глазом смотрит в книгу, а другим — на неведомый ему интерфейс. И в голове его пульсирует одна мысль: «как этот набор кнопок, ссылок, графики и чекбоксов поможет мне решить мои задачи?» Вот если бы книга была построена от задач, а не от имеющихся компонентов интерфейса — её ценность возросла бы стократно.
* Под какие браузеры мне нужно оптимизировать свой сайт?
* Как измерить лояльность пользователей?
* Как рассчитать ROI от вложений в рекламу сайта?
* Откуда ко мне на сайт приходят посетители?
* Как удобнее отслеживать мои усилия в Google AdWords и Google AdSense?
* Как мне отчитаться перед боссом о проделанных усилиях по продвижению?
Именно эти и подобные вопросы стоят перед читателем, а вовсе не список предлагающихся отчётов. И, что характерно, настойчивый читатель ответы на свои вопросы найдёт. Но придётся помучиться, пробираясь через нагромождения чрезмерно подробного описания интерфейса.
Кстати, ещё один нюанс. Не очень понятно, какой уровень познаний в веб-аналитике требуется от читателя. Если книга для «чайников» (в хорошем смысле этого слова), то им некоторые моменты будет трудно осмыслить по мере обнаружения в книге. А когда придёт понимание — нужно будет перелистывать книгу сначала, пытаясь вспомнить, «где я на это уже натыкался...» Если речь идёт о продвинутых читателях (кстати, именно так и написано в аннотации книги) — для них покажется чрезмерным обилие элементарной информации.
На наш взгляд, имело бы смысл тщательнее структурировать книгу. В начале каждого раздела давать полное описание: какую аналитическую задачу сейчас будем решать, какие у этой задачи бывают параметры и исходные данные, какие разделы Google Analytics помогают эту задачу решать, и только после этого давать подробное описание действий в интерфейсе.
Каково же резюме? Стоит ли эту книгу покупать? Вряд ли. Но если случайно наткнётесь (например, на выставочном стенде Гугла) — обязательно пролистайте. Ведь Google Analytics — продукт настолько интересный, нужный и многосторонний, что даже самая плохая книга даст вам дополнительную пищу для размышлений. А это уже совсем не мало.
источник: Гнездо Соловья