Новогодние праздники провел в Португалии (Лиссабоне). Изучал местные достопримечательности, инфраструктуру города. Общественный транспорт развит довольно хорошо: есть метро и автобусы, и знаменитые трамваи в исторической части города. Автобусы обслуживают окраины города и пригород, метрополитен - весь город целиком и пригород (хотя метро по протяженности совсем небольшое: всего четыре линии, названия которых совпадают с обозначающими их на схеме цветами - синяя, зеленая, желтая, красная).
Есть совсем нестандартные виды транспорта: Элевадор – попросту большой лифт (тоже достопримечательность), с помощью которого легко попасть из центра города в район, находящийся на холме (стоит очень дорого плюс большая очередь из туристов, поэтому быстрее и полезнее для здоровья добраться пешком). Или местный фуникулер, который выглядит как трамвай, только нестандартный. Ну и разумеется трамваи – историческая достопримечательность.Про трамваи отдельно.
Элевадор
Билет на Элевадор с рекламой
Как правило все вагоны старые, чуть ли ни начала прошлого века. Большинство маршрутов сейчас уже отменены либо сокращены, но есть специальные туристические маршруты. Самым знаменитым является маршрут №26 (он упоминается во всех справочниках и путеводителях). Идет он по старым извилистым и узким улицам Лиссабона, в нем легче встретить туристов, чем местных жителей. Хотя, на мой взгляд, популярность именно этого маршрута раздута. Есть другие трамвайные маршруты, которые более живописны. Они идут все время в гору по кривым, крутым и узким улочкам, где поворот следует за поворотом, а из окна, даже не вытягивая руку, можно коснуться странных стен зданий.
Рекламы на трамваях практически нет, кроме названий местной транспортной компании и анонса ее акции совместно другим транспортом города: "Купи билет на трамвай и получи скидку при пользовании Элевадором". Рекламой оформлены только специальные обзорные автобусы и трамваи – это реклама самих туров по городу.
Рекламы вообще очень мало как в самом Лиссабоне, так и за его пределами. В городе наружная реклама представлена постерами на остановках (на удивление большая часть их оказалась пустой).
Зато в метро реклама властвует. Есть реклама как в вагонах, так и на платформах. Реклама в вагонах - это постеры формата А3 (в рамках под стеклом) и, как я понял, она не пользуются спросом, т.к. как из всех встреченных мною постеров, это были анонсы повышения стоимости проезда на общественном транспорте, что-то про сам метрополитен, про безопасность в нем и постеры о прошедших в середине декабря концертах (точнее концерте). На платформах реклама представлено либо световыми либо несветовыми щитами 1,2х1,8 м. на одной из платформ была нестандартная конструкция на путями: висел экран и на него с двух сторон проецировалась видеореклама и, насколько помню, со звуком. Что за реклама было плохо видно:или слабые проекторы или на праздники уменьшили силу света.
За пределами Лиссабона рекламы еще меньше. Большие щиты встретить практически невозможно, они есть либо рядом с большими торговыми центрами за пределами городов, либо на очень больших развязках (которых не так уж и много).
В небольших городах рекламы вообще почти нет, исключение Порто. В нем представлена в основном рекламой на остановках и в метро. Хотя метро Порто по сравнению с метро Лиссабоном проигрывает как по удобству, так и по наличию рекламы.
Все устал вспоминать и писать
Ваш Олег Скудин