Что такое банк будущего? Если набрать в «гугле» bank of the future, можно найти много интересного. Каждый год в мире проходят десятки конференций на эту тему. Интересно, что представление «банка будущего» в 2005 сильно отличается от того, каким его представляют в 2009. Многие банки и ритейлеры уже начали экспериментировать в реальных проектах, открывая «пилоты». Но, если мыслить более глобально, то возможно, лет через 10 изменится не только дизайн точки, но и способ использования денег в принципе.
Во первых, к 2020 люди, которые сейчас пользуются активнее всего банковскими услугами, достигнут своего 50- летия, и на смену им придут те, кто сейчас учится в школе. Обе категории будут ожидать от банков разных продуктов для реализации своих финансовых целей. Молодые люди, пережившие кризис банковской системы буду относиться к банкам очень недоверчиво, 50+ будут думать о том, как провести вторую половину жизни.
Во-вторых, неизвестно в каком виде будут существовать мировые валюты (или валюта). Трудно прогнозировать как изменятся розничные банки, если непонятно, какова будет природа денег и платежей.
К 2020 банков станет намного меньше. Консолидация рынка приведет к созданию еще большего количества мега-банков.
Несколько вопросов актуальны сегодня:
Как каждый клиент сможет самостоятельно создавать и управлять финансовыми инструментами для того, чтобы использовать их с наибольшей выгодой?
Как разовьется сотрудничество с банками, когда различные сферы жизни клиента полностью переплетутся?
Как буду социальные сети и мобильные платформы делать банковские продукты более удобными и интегрированными в повседневную жизнь?
Банкам очень трудно изменяться в виду их больших бюрократических структур. Даже если банк начинает мыслить инновационно, и готов радикально изменить что-то, эти проекты редко выходят за рамки «пилота». Но банкам придется это делать. Нас ждет много инноваций. Банкам придется много думать о конвергенции финансовых услуг с другими сферами.
Вот что думает японский стратег и инноватор Idris Mootee, три идеи о банках 2020:
1. Услуги банков универсальные и вездесущи. В мире, где есть доверие и стабильность, кредиты могут выдаваться кем угодно: банком, страховой компанией, супермаркетом, работодателем… Эти кредиты будут передаваемые, будут конкурировать между собой. Клиент сможет перевести кредит в то учреждение, где более выгодные условия.
2. Деньги больше не нужны. Вернее, им не обязательно быть материальными. Бумажник и счет интегрированы в мобильное устройство. Эта технология уже применяется в Азии, которая традиционно впереди Европы и Америки на 6-8 лет в мобильности. Данные защищены биометрически. Теперь для того, чтобы оплатить товар в супермаркете, заправиться или проехать в метро – не обязательно доставать бумажник или кредитку. Достаточно просто поднести ваш мобильный телефон к считывающему устройству.
3. Технология управления рисками позволит мгновенно обеспечить расчет платежеспособности клиента. Теперь он сможет выбирать продукт по максимуму, в пределах его индивидуальному профиля риска. Каждый клиент может управлять своим риском. Система предупредит клиента, когда он выберет слишком сложный для себя продукт, и потребует переоценку кредитоспособности.